Творческая работа (реферат) на тему: "Человек между светом и тьмой" (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг")

Разделы: Литература


ПЛАН

1. Введение

2. Слово о писателе и его книге “Записки охотника”

а) Странички из биографии известного русского писателя девятнадцатого века И.С. Тургенева

б) “Записки охотника” И.С. Тургенева — одна из самых удивительных книг в русской литературе

3. Человек между светом и тьмой в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

а) Простота и незатейливость содержания рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”

б) Художественные средства выразительности, использованные писателем при описании природы

в) Герой — рассказчик в художественной системе произведения

г) Страшные истории мальчиков и их символическое значение

д) “Бежин луг” — “ночной” рассказ

4. Заключение

5. Словарь литературных терминов

6. Список использованной литературы

Введение

Поистине классика неисчерпаема. В этом убеждаешься каждый раз, когда читаешь классическую литературу. “Записки охотника” И.С. Тургенева именно потому и отнесены временем и людьми к шедеврам художественного повествования, что в каждом из его рассказов есть то неповторимое соединение “силы”, “воображения” и “выдумки”, которые извлекают поэзию из обыденного, неповторимое — из заурядного. А сами “записки” стали теми художественными “растениями”, которые бесконечно долго живут в историческом времени. В этой книге нет ничего лишнего, все служит авторскому замыслу. Тургеневские “Записки..” полны поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами.

Тема творческой работы “Человек между светом и тьмой” привлекла внимание потому, что основным художественным приемом в раскрытии характеров, портретов, убеждений героев, пейзажных описаний является антитеза. Актуальность выбранной темы хочу обосновать тем, что одной из важнейших проблем при изучении художественных произведений на уроках литературы является анализ художественного текста: определение темы, главной мысли (идеи), количества микротем, художественных средств выразительности и, как говорится, развитие умения “читать между строк”.

Целями настоящей работы считаю следующие: выяснить место человека в промежутке времени между закатом и восходом солнца; доказать, что подлинным героем рассказа “Бежин луг” среди представителей космологического (не человеческого) ряда является Солнце.

С учетом поставленных целей в творческой работе необходимо решить следующие задачи:

  • показать, что И.С. Тургенев — истинно народный писатель, а его книга “Записки охотника” — это одна из лучших народных книг в русской литературе;
  • раскрыть особенности использования приема антитезы в рассказе “Бежин луг” через использование художественных средств выразительности;
  • доказать, что главной темой рассказа, формирующей полноту звучания художественного слова, является мотив жизни.

Работа носит творческий характер.

Теоретическая основа творческой работы опирается на следующие литературные источники: “Записки охотника” И.С. Тургенева, статью Ю.В. Лебедева “Иван Сергеевич Тургенев”, статью П.А. Гапоненко “Природа стройной верна простоте”,статью Е. Киркиной “Человек между светом и тьмой”, статью А.П. Валагина “И.С. Тургенев. “Записки охотника”.

В настоящей работе использованы следующие методы: сравнительно-обобщающий, формально-логический, метод изучающего чтения и стилистического анализа художественного текста.

Кроме того, к творческой работе прилагается небольшой словарь литературных терминов.

Творческая работа состоит из введения, двух глав, включающих семь пунктов, заключения, словаря литературных терминов и списка использованной литературы.

Слово о писателе и его книге “Записки охотника”.

Странички из биографии известного русского писателя девятнадцатого века Ивана Сергеевича Тургенева.

“В художественном творчестве человека есть две функции, две способности, которыми люди бывают одарены не в равной мере: способность творческого созерцания и способность быстрого и легкого проявления. Нередко люди предполагают, будто вторая способность всегда укрывает за собой первую, будто талантливый человек всегда исходит из творческого созерцания. На самом деле принято называть “талантом” только вторую силу — силу легкого и быстрого выражения, силу яркого меткого проявления, а способность творческого созерцания лишь дополняет более глубокое и священное слово. Только тогда можно определить глубины творческого процесса писателя.” — писал профессор И. А. Ильин.

На мой взгляд, эти две способности, которыми одарены талантливые люди, в равной степени присутствуют в творчестве известнейшего, моего любимого русского писателя девятнадцатого века Ивана Сергеевича Тургенева.

Об И.С. Тургеневе осталось много воспоминаний и рассказов, среди которых есть и строгая оценка своего творчества самим писателем, и признание его роли народом. Сам писатель вспоминал: “По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходит ко мне двое молодых людей. Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?” — “Я”. — “Тот самый, что написал “Записки охотника””? – “Тот самый.” Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. Кланяемся Вам, — сказал один из них, в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа”.

Признание И.С. Тургенева как первоклассного мастера пришло не сразу. Писательский путь человека, создавшего правдивую, незабываемую галерею образов национальных характеров, не был ровным и гладким: ему пришлось пережить немало обид, непонимания, расхождения с друзьями, но тем не менее, он всегда шел впереди своего времени.

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883 гг.) родился в городе Орел. Свое детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском Лутовинове. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

Время учения Тургенева, сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университете, было временем мечтаний, увлечений, большого интереса к наукам и искусству. Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 году и первые рассказы из будущих “Записок охотника”, принесших славу И.С.Тургеневу. Отдельной книгой “Записки охотника” вышли в 1852 году. А когда произошла отмена крепостного права, император Александр II “просил передать Тургеневу, что “Записки..” сыграли большую роль в его решении освободить крестьян”, а в народной среде эта книга была признана лучшей.

“Записки охотника” И.С. Тургенева — одна из самых удивительных книг в русской литературе

“Записки охотника” — это одна из самых удивительных книг в русской литературе. Иван Александрович Гончаров, ставивший “Записки охотника” выше всего, написанного Тургеневым, метко назвал автора книги “трубадуром <...>, странствующим с ружьем и лирой” по родной стране, причем “трубадурjv” очень красивsv внешне. “Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими, седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались простотой. Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей.”

По Орловской, Тульской, Курской, Калужской губерниям пролегли охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным “ружейным” охотником, как тогда говорили. Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте.

Бродя с ружьем за плечами, писатель изучал самое сердце России — ее народ. 25 рассказов из “Записок охотника” — это встречи с самыми разными людьми, и прежде всего — с крестьянами, мужиками и бабами. Они, эти мужики и бабы, — основа России.(В “Записках охотника” за внешними социальными формами жизни писатель улавливает глубинный, потаенный смысл народного бытия, его поэтического сознания.) А русский читатель их словно и не видел до Тургенева: все знают, что народ есть, а вроде бы его и нет. Как Колумб открыл Америку, так Тургенев открыл в “Записках охотника” неведомую страну — крестьянскую Россию.” Тургенев увидел и показал мужика таким, что заставил уважать его. Пусть он крепостной, неграмотный, но душа его — душа человеческая, и часто помещик, который владеет этим мужиком, как вещью, уступает ему по душевным качествам.

А еще “Записки охотника” — это прекрасный, грозный и непостижимый мир природы, окружающей человека. Тургенев был необычайно чуток к ее жизни. Это редкий и чудесный дар. Тургенев говорил, что общение с природой вызывает у него “какое-то сладостное чувство, душа поет, что-то как будто сосет сердце.”

Писатель создает описания природы вовсе не из вредности и не для украшения. Делает он это только тогда, когда это необходимо, когда смысл произведений не будет понятен без этих описаний.

В литературе описание природы называется пейзажем.

Природа породила все вокруг и человека тоже. Разве не меняется наше настроение, когда меняется погода? Человек — часть природы, и все, что в ней происходит, отражается в наших чувствах и настроении. Пейзаж в литературном произведении помогает писателю вызвать определенное настроение у читателя, а читателю помогает понять чувства и переживания литературного героя. Между пейзажем и духовной жизнью героя всегда есть связь.

Признаюсь честно в том, что часто, читая художественное произведение, пропускаю пейзажные описания, потому что меня, как и других, наверное, больше интересует то, когда герои разговаривают, действуют, борются, побеждают. Интересно, чем кончится рассказ, повесть или роман. Кажется, что описания задерживают действия, и хочется “пробежать” их побыстрее.

Но на самом-то деле пейзаж в литературном произведении существует не для красоты слога. Он помогает увидеть связь человека и природы. Это я поняла, прочитав несколько рассказов И. С. Тургенева, в том числе и мой любимый рассказ “Бежин луг”.Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит ее человек? Как связана внутренняя , духовная жизнь человека с жизнью природы? Именно об этом заставляет задуматься пейзаж в рассказах Тургенева “Записки охотника”.

“Записки охотника” — шедевр художественного повествования.

И.С. Тургенев был, как известно, выдающимся стилистом. По красоте и изящности словесной живописи ему не было равных среди современников, и лишь А.П. Чехов и И.А. Бунин в полной мере освоили мастерство ажурного словотворчества, умение вместить огромный художественный смысл в небольшом пространстве красиво соединенных слов. Мы привыкли думать, что язык прозы Тургенева гармоничен в тщательно продуманном и согласованном многообразии грамматических форм и значений. В целом это так и есть. Но порой писатель шел на бесстрашные эксперименты со словом.

В каждом из рассказов “Записок..” есть та неповторимость речи и смысла, которая делает его рассказ законченными прекрасным в своей отдельности. Но, любуясь матовой белизной крупной жемчужины, мы все же помним о том, что красота жемчужной нити есть та завершенность неведомого нам и прекрасного замысла, в котором нет и не должно быть видимого истока и предела. Но за правдой факта и наблюдения в рассказах Тургенева всегда присутствует то, без чего немыслимо художественное повествование: воображение, поэтическое одухотворение мира видимого, слышимого и осязаемого. Художественная мысль писателя творит пространство смысла, в котором люди, животные, деревья и предметы вовлечены в бесконечный поток развивающейся жизни.

“Записки охотника” именно потому и отнесены временем и людьми к шедеврам художественного повествования, что в каждом из рассказов есть то неповторимое соединение “силы”, “воображения” и “выдумки”, которое извлекает поэзию из обыденного, неповторимое — из заурядного. А сами “записки..”, то есть заметки, обрывки воспоминаний из отрывочных наблюдений бывалого охотника стали теми художественными “растениями”, которые бесконечно долго живут в историческом времени.

Главная тема “Записок охотника”, сквозной мотив, пронизывающий все повествование — это мотив жизни.

Философия художественной мысли И. С. Тургенева такова, что она чутко улавливает основное, первородное противоречие жизни — ее связь со смертью. Как день предвещает ночь, так торжествующий восход солнца несет в себе неизбежность заката и наступления тьмы, так и рождение, начало жизни тут же, сразу определяет ее меру и предел.

В этом смысле род тургеневского рассказа неслучаен и принципиально важен. Охотник — может быть единственный человек на земле, кому дано постичь полноту и радость жизни “через” отъятие жизни другой. Иначе говоря, через чужую смерть.

Если воспринимать охоту именно таким образом, то есть как преднамеренное и искусно подготовленное убийство беззащитных существ, то фигура охотника выглядит непривлекательно.

“Записки охотника” — не о смерти животных, хотя об этом постоянно упоминается в рассказах. то книга о жизни людей, об их мужестве. Спор о том, является ли охота убийством или развлечением, — давний, и, похоже, никакие, самые, что ни на есть “зеленые” охранители природы не приведут мир к тому благостному состоянию, когда от человека перестанет исходить угроза умышленной смерти живому.

Изучив страницы биографии известного русского писателя девятнадцатого века И.С. Тургенева, я пришла к выводу о том, что Тургенев является не просто писателем, а писателем признанным, уважаемым и любимым простым русским народом, так как именно народ является истинным ценителем его творчества и настоящим героем его произведений.

Во второй главе я попыталась доказать, что “Записки охотника” — это одна из самых удивительных книг в русской литературе:

во-первых, потому, что Тургенев открыл в “Записках охотника” неведомую страну — крестьянскую Россию; увидел и показал мужика таким, что заставил уважать его;

во-вторых, “Записки охотника” — это прекрасный, грозный и непостижимый мир природы, окружающий человека. Тургенев является великолепным мастером — пейзажистом, благодаря чему помогает увидеть нам, читателям, тесную, неразрывную связь человека и природы;

в-третьих, писатель является выдающимся стилистом, а его книга — шедевром художественного повествования, потому что в его рассказах есть то неповторимое соединение “силы”, “воображения” и “выдумки”, которые извлекают поэзию из обыденного, а неповторимое — из заурядного;

в-четвертых, главной темой “Записок охотника”, пронизывающей все повествование, является мотив жизни.

Человек между светом и тьмой в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Простота и незатейливость содержания рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”.

В моем любимом рассказе “Бежин луг” четко прослеживаются мотивы жизни и смерти, светлого и темного, объединенные какой-то магической кольцевой линией неразрывной связи между природой и человеком. Одно исходит из другого.

Рассказ очень прост и незатейлив по содержанию и вмещает в себя несколько происшествий. Повествование начинается пейзажным описанием “Прекрасного июльского дня”, предвещавшего надолго установившуюся хорошую погоду. “Небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное…Край облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра...”

“Около полудня появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам они почти не двигаются с места, далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними не видать, но сами они также лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков. К вечеру облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось, недолго стоит алое сиянье. В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.”

Эта картина в первой части экспозиции вызывает у нас чувство радости, спокойствия, умиротворения.

Продолжение

Литература

  1. И.С. Тургенев. “Муму. Записки охотника”. М., “Детская литература”. 2001.
  2. А.П. Валагин. “И.С.Тургенев. “Записки охотника” // “Литература в школе”. 1990. №1
  3. Е.Киркина. “Человек между светом и тьмой”// “Литература” Приложение “Первое сентября”. 2005. № 21
  4. П.А. Гапоненко. “Природа стройной верна простоте”.// “Литература в школе” 1997. № 3
  5. Ю.В.Лебедев. “Иван Сергеевич Тургенев” //”Литература в школе”.1992. №1
  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков Е.А.Шкловский. – 2 – е изд., доп. И перераб. – М.: Педагогика – Пресс, 1998.