Творческая работа по литературе. Тема: "Идеальный образ святого в духовной литературе". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


«Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» (4 варианта)

Вариант 1

1. Составь небольшой словарь церковных понятий: преподобный, канонизация, видение.
2. Словесная импровизация: «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» (5–7 предложений).

3. О каком эпизоде «Жития…» рассказывает рисунок И.С.Болдырева. Кратко перескажи эту историю.
4. Вспомни биографию Сергия Радонежского и ответь, почему он является покровителем всех школяров?

Вариант 2

1. Объясни значение данных церковных понятий: молитва, икона, покаяние.
2. Сравни отрывок из «Жития…» с отрывком из научно-популярной книги о Сергии.

«Обошли они по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место это и полюбили его, а главное – это Бог наставлял их и, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они брёвна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой и срубили её».

«В дремучем глухом лесу, в шестидесяти верстах от Москвы, братья нашли полюбившееся им место, называемое Маковец, и поставили церковь…».

Почему так отличаются данные тексты?

3. О каком эпизоде «Жития…» рассказывает репродукция картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Кратко перескажи его.

4. Составь план рассказа на тему «Сергий Радонежский – чудотворец».

Вариант 3

1. Вспомни текст «Жития…», какие способы обозначения точного и приблизительного времени, расстояния, пространства, объёма, веса используются?

2. Как связаны репродукции картины Г.Лебедева «Троице-Сергиева лавра» и иконы А.Рублёва «Троица» с Сергием Радонежским и между собой?

3. Известный русский писатель Б.Зайцев утверждал, что «подвиг его [Сергия Радонежского] всечеловечен». Как ты понимаешь данные слова? Напиши небольшое сочинение (5–7 предложений).

4. Почему Сергия Радонежского называют «плотник-святой»?

Вариант 4

1. Составь небольшой словарик (7-10 слов) устаревших слов из «Жития…». Например, неизречённое – несказанное.

2. Как эпизод репродукции картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» связан с именем Сергия Радонежского?

3. Почему небольшая пустынь, полюбившаяся братьям Стефану и Варфоломею, теперь называется Троице-Сергиевой лаврой.

4. Напиши небольшое сочинение (5–7 предложений) на тему «Сергий Радонежский и природа».

Контрольная работа по литературе 7 класс
Рассказ О.Генри «Дары волхвов» (2дифференцированных варианта)

Вариант 1

1. Докажите, что рассказ О.Генри «Дары волхвов» – это святочный рассказ.

2. Почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах? Что автор хочет сказать нам этой историей?

3. С помощью каких художественных приёмов автор подчёркивает бедность Деллы и Джима?

4. Что объединяет рассказ О.Генри «Дары волхвов», отрывок из поэмы Л.Мея «Слепорождённый» и картину Я. Госсарта «Поклонение волхвов»?

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Звезда катилась от востока;
Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…

Вариант 2

1. Перечислите признаки святочного рассказа О.Генри «Дары волхвов».
2. Зачем автор вносит в рассказ упоминание о царице Савской и царе Соломоне? Чем известны эти библейские герои?
3. Вся новелла О.Генри построена на столкновении прозы и поэзии жизни. Что и зачем противопоставляет автор?
4. Какое из представленных стихотворений ближе к идее рассказа О.Генри? Почему?

Рождество

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костёр трещал у входа.
Дым шёл свечой. Огонь вился крюком.
И тени становились всё короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счёт начнётся с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
(И.Бродский)

Рождество

Пусть станет чистым всё и новым,
И будет на душе светло.
Недаром Рождество Христово
На землю грешную пришло.

И в этой жизни грустно-зыбкой
Хотим мы снова лучше стать:
Врагов одаривать улыбкой
И милость бедным подавать.

Смиренным быть и Бога славить
За неземную благодать
И слабому плечо подставить,
И хворому надежду дать.

Мы братья все, и мы похожи,
Как два развёрнутых крыла.
Храни нас от гордыни Боже,
От равнодушия и зла.
(Л.Горская)

Контрольная работа по литературе 8 класс
по теме «Русская литература XVIII века» (3 варианта)

Вариант 1

1. Прочитай отрывок из произведения М.В.Ломоносова «На взятие Хотина», докажи, что он соответствует правилам классицизма. Запиши свои выводы по клише: «Данное произведение соответствует правилам классицизма, потому что рассказывает о ………, по жанру это – ……………, лексика используется …………(например)…….».

Златой уже десницы перст
Завесу света вскрыл звездами;
От встока скачет по сту верст,
Пуская искры конь ноздрями.
Лицем сияет Феб на том.

Справка: Феб – бог солнца.

2. Прочитай отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света».

Ответь на вопрос: какие и как (назови тропы) в данном отрывке отразились особенности сентиментального произведения?

3. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (7-10 предложений): какой из портретов (О.А.Кипренский «Портрет А.Р.Томилова», Ф.А.Бруни «Автопортрет», И.М.Жерен «Портрет молодого человека»), по-твоему, точнее передаёт образ главного героя повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Вариант 2

1. Прочитай произведение Г.Р.Державина, докажи, что оно соответствует правилам классицизма. Запиши свои выводы по клише: «Данное произведение соответствует правилам классицизма, потому что 1) рассказывает оно о ………, 2) по жанру это – ……………, 3) лексика используется …………(например)…….».

Справки

Без справок запрещает
Закон дела решить;
Сенат за справки отрешает
        И отдаёт судить.
        Но как же поступать? –
                Воровать?

2. Прочитай отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

«Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле берёзовой рощицы, среди зелёного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею».

Ответь на вопрос, как в данном отрывке представлена проблема «маленького человека»?

3. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (7–10 предложений) о том, какой из портретов (А.Г.Венецианов, неизвестный художник, О.А.Кипренский) точнее, по-твоему, передаёт образ героини повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Вариант 3

1. Вспомни комедию Фонвизина «Недоросль». Прочитай реплики Простаковой и обрати внимание на её обращения к различным героям комедии. Запиши свои выводы, начни так: «Фонвизин, создавая образ Простаковой, большое внимание уделяет речевой характеристике героини. Так в её обращениях к другим мы видим, что мать Митрофана ……………………………………………………………………………………..».

  • «Митрофанушка! Друг мой!» (Сыну)
  • «А ты, скот, подойди поближе». (Тришке)
  • «Да…да что… не твоё дитя, бестия!» (Еремеевне)
  • «Ах, батюшка братец!» (Скотинину)
  • «Нет, сударыня, это твои домыслы…» (Софье)
  • «Софьюшка, душа моя!» (Софье)

2. Прочитай отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

«Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих».

Каким настроением проникнут отрывок? Какие выразительные средства создают его?

3. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (7–10 предложений), какая из сюжетных картинок (В.Антонов «Деревенская девушка и её ухажёр», Ю.Каратаев «Влюблённые», русский лубок) по-твоему, точнее передаёт содержание и настроение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Итоговая контрольная работа по литературе 8 класс

Вариант 1

Внимательно прочитай вопросы и дай развёрнутый ответ на 1–3,5 вопросы.

1. Что такое традиция?
2. Одинаковы ли понятия «образованный человек» и «культурный человек»?
3. Что входит в понятие «духовная литература»?
4. Найди соответствия.

Автор Название произведения
Э.Распе Водопад
Д.И.Фонвизин Паломничество Чайльд-Гарольда
В.А.Жуковский Чудик
Е.А.Баратынский Бригадир
Дж.Г.Байрон Людмила
В.Шукшин Приключения барона Мюнхгаузена

5. Чем отличается реализм от романтизма? Какой из пейзажей (Б.Щербаков «На лесной поляне» и К.Васильев «Русалка») можно назвать реалистическим, а какой – романтическим? Почему?

Вариант 2

Внимательно прочитай вопросы и дай развёрнутый ответ на 1–3,5 вопросы.

1. Что такое новаторство?
2. Как понимать выражение: «Культура есть память»?
3. Почему русскую литературу XVIII–XIX веков часто называют дворянской?
4. Найди соответствия.

Автор Название произведения
В.А.Жуковский Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
А.И.Куприн Портрет
Сервантес Снегирь
Н.В.Гоголь Разбойники
Г.Р.Державин Белый пудель
Ф. Шиллер Светлана

5. Чем отличается неоромантизм от романтизма? Какой из портретов (О.А.Кипренский «Портрет В.А.Жуковского» и А.Ф.Сафронова «Автопортрет») можно назвать неоромантическим, а какой – романтическим? Почему?

Контрольная работа по литературе 11 класс
Русская литература первой половины XX века

Задание 1: Разминка. Откуда вылетело «крылатое слово»?

1. Человек – это звучит гордо.
2. И понял, что я заблудился навеки
    В слепых переходах пространств и времён…
3. Рукописи не горят.
4. Ты жива ещё, моя старушка?
5. Ведь, если звёзды зажигают,

Значит – это кому-нибудь нужно?

Задание 2: Литературные пазлы. Восстановите строфу. Кто автор?

Стихи, и, криками, ней, вернее, под, слагаются, ветер, навзрыд, и, проталины, чем, чернеют, случайней, изрыт, тем.

Задание 3: Историк. Каково происхождение термина «Серебряный век»?

Задание 4: Книжник. Назовите автора по двум произведениям.

1.«Чистый понедельник», «Сириус».
2. «Дни Турбиных», «Похождения Чичикова».
3. «Чёрный человек», «Страна негодяев».

Задание 5: Критик. Критик Николай Васильевич Корнейчуков (более известный под псевдонимом Корней Иванович Чуковский) создал «Критические рассказы» о своих современниках. Укажите, о ком он пишет.

1. «Всюду в литературе ему видятся шпагоглотатели, фокусники, жонглёры слов, прелюбодеи мысли, а он в своём убогом Суходоле, в стороне от нечестивого торжища, словно дал себе обет простоты и правдивости».

2. «Откуда у него это жадное стремление к огромности? Почему даже самого себя он изображает многосаженным титаном, перед которым остальная двуногая тварь – мелкота? Как будто и на себя он глядит в телескоп. <> – На цепочке Наполеона поведу, как мопса».

3. «… творчество – вещное, доверху наполненное вещами. Вещи самые простые – не аллегории, не символы: юбка, муфта, перо на шляпе, зонтик, колодец, мельница. Но эти простые, обыкновенные вещи становились у … незабвенными…».

Задание 6: Искусствовед. Литература и живопись. Какому литературному течению Серебряного века близки по настроению данные произведения живописи? Прокомментируйте свой выбор. (Представлены репродукции работ К.Малевича «Голова крестьянина» и М.Шагала «Автопортрет с семью пальцами»)

Задание 7: Литературовед. Прочитайте строки из стихотворений и составьте определение понятия «межтекстовые связи».

Родиться Русским – слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!
И.Северянин 1925г.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
М.Львов 1940г.