«Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» (4 варианта)
Вариант 1
1. Составь небольшой словарь церковных понятий: преподобный, канонизация,
видение.
2. Словесная импровизация: «Значение преподобного Сергия Радонежского для
русского народа и государства» (5–7 предложений).
3. О каком эпизоде «Жития…» рассказывает рисунок И.С.Болдырева. Кратко
перескажи эту историю.
4. Вспомни биографию Сергия Радонежского и ответь, почему он является
покровителем всех школяров?
Вариант 2
1. Объясни значение данных церковных понятий: молитва, икона, покаяние.
2. Сравни отрывок из «Жития…» с отрывком из научно-популярной книги о
Сергии.
«Обошли они по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место это и полюбили его, а главное – это Бог наставлял их и, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они брёвна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой и срубили её».
«В дремучем глухом лесу, в шестидесяти верстах от Москвы, братья нашли полюбившееся им место, называемое Маковец, и поставили церковь…».
Почему так отличаются данные тексты?
3. О каком эпизоде «Жития…» рассказывает репродукция картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Кратко перескажи его.
4. Составь план рассказа на тему «Сергий Радонежский – чудотворец».
Вариант 3
1. Вспомни текст «Жития…», какие способы обозначения точного и приблизительного времени, расстояния, пространства, объёма, веса используются?
2. Как связаны репродукции картины Г.Лебедева «Троице-Сергиева лавра» и иконы А.Рублёва «Троица» с Сергием Радонежским и между собой?
3. Известный русский писатель Б.Зайцев утверждал, что «подвиг его [Сергия Радонежского] всечеловечен». Как ты понимаешь данные слова? Напиши небольшое сочинение (5–7 предложений).
4. Почему Сергия Радонежского называют «плотник-святой»?
Вариант 4
1. Составь небольшой словарик (7-10 слов) устаревших слов из «Жития…». Например, неизречённое – несказанное.
2. Как эпизод репродукции картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» связан с именем Сергия Радонежского?
3. Почему небольшая пустынь, полюбившаяся братьям Стефану и Варфоломею, теперь называется Троице-Сергиевой лаврой.
4. Напиши небольшое сочинение (5–7 предложений) на тему «Сергий Радонежский и природа».
Контрольная работа по литературе 7 класс
Рассказ О.Генри «Дары волхвов» (2дифференцированных варианта)
Вариант 1
1. Докажите, что рассказ О.Генри «Дары волхвов» – это святочный рассказ.
2. Почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах? Что автор хочет сказать нам этой историей?
3. С помощью каких художественных приёмов автор подчёркивает бедность Деллы и Джима?
4. Что объединяет рассказ О.Генри «Дары волхвов», отрывок из поэмы Л.Мея «Слепорождённый» и картину Я. Госсарта «Поклонение волхвов»?
|
Вариант 2
1. Перечислите признаки святочного рассказа О.Генри «Дары волхвов».
2. Зачем автор вносит в рассказ упоминание о царице Савской и царе Соломоне? Чем
известны эти библейские герои?
3. Вся новелла О.Генри построена на столкновении прозы и поэзии жизни. Что и
зачем противопоставляет автор?
4. Какое из представленных стихотворений ближе к идее рассказа О.Генри? Почему?
Рождество
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костёр трещал у входа.
Дым шёл свечой. Огонь вился крюком.
И тени становились всё короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счёт начнётся с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
(И.Бродский)
Рождество
Пусть станет чистым всё и новым,
И будет на душе светло.
Недаром Рождество Христово
На землю грешную пришло.
И в этой жизни грустно-зыбкой
Хотим мы снова лучше стать:
Врагов одаривать улыбкой
И милость бедным подавать.
Смиренным быть и Бога славить
За неземную благодать
И слабому плечо подставить,
И хворому надежду дать.
Мы братья все, и мы похожи,
Как два развёрнутых крыла.
Храни нас от гордыни Боже,
От равнодушия и зла.
(Л.Горская)
Контрольная работа по литературе 8 класс
по теме «Русская литература XVIII века» (3 варианта)
Вариант 1
1. Прочитай отрывок из произведения М.В.Ломоносова «На взятие Хотина», докажи, что он соответствует правилам классицизма. Запиши свои выводы по клише: «Данное произведение соответствует правилам классицизма, потому что рассказывает о ………, по жанру это – ……………, лексика используется …………(например)…….».
Златой уже десницы перст
Завесу света вскрыл звездами;
От встока скачет по сту верст,
Пуская искры конь ноздрями.
Лицем сияет Феб на том.
Справка: Феб – бог солнца.
2. Прочитай отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света».
Ответь на вопрос: какие и как (назови тропы) в данном отрывке отразились особенности сентиментального произведения?
3. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (7-10 предложений): какой из портретов (О.А.Кипренский «Портрет А.Р.Томилова», Ф.А.Бруни «Автопортрет», И.М.Жерен «Портрет молодого человека»), по-твоему, точнее передаёт образ главного героя повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Вариант 2
1. Прочитай произведение Г.Р.Державина, докажи, что оно соответствует правилам классицизма. Запиши свои выводы по клише: «Данное произведение соответствует правилам классицизма, потому что 1) рассказывает оно о ………, 2) по жанру это – ……………, 3) лексика используется …………(например)…….».
Справки
Без справок запрещает
Закон дела решить;
Сенат за справки отрешает
И отдаёт судить.
Но как же поступать? –
Воровать?
2. Прочитай отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
«Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле берёзовой рощицы, среди зелёного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею».
Ответь на вопрос, как в данном отрывке представлена проблема «маленького человека»?
3. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (7–10 предложений) о том, какой из портретов (А.Г.Венецианов, неизвестный художник, О.А.Кипренский) точнее, по-твоему, передаёт образ героини повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Вариант 3
1. Вспомни комедию Фонвизина «Недоросль». Прочитай реплики Простаковой и обрати внимание на её обращения к различным героям комедии. Запиши свои выводы, начни так: «Фонвизин, создавая образ Простаковой, большое внимание уделяет речевой характеристике героини. Так в её обращениях к другим мы видим, что мать Митрофана ……………………………………………………………………………………..».
- «Митрофанушка! Друг мой!» (Сыну)
- «А ты, скот, подойди поближе». (Тришке)
- «Да…да что… не твоё дитя, бестия!» (Еремеевне)
- «Ах, батюшка братец!» (Скотинину)
- «Нет, сударыня, это твои домыслы…» (Софье)
- «Софьюшка, душа моя!» (Софье)
2. Прочитай отрывок из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
«Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих».
Каким настроением проникнут отрывок? Какие выразительные средства создают его?
3. Напиши небольшое сочинение-рассуждение (7–10 предложений), какая из сюжетных картинок (В.Антонов «Деревенская девушка и её ухажёр», Ю.Каратаев «Влюблённые», русский лубок) по-твоему, точнее передаёт содержание и настроение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Итоговая контрольная работа по литературе 8 класс
Вариант 1
Внимательно прочитай вопросы и дай развёрнутый ответ на 1–3,5 вопросы.
1. Что такое традиция?
2. Одинаковы ли понятия «образованный человек» и «культурный человек»?
3. Что входит в понятие «духовная литература»?
4. Найди соответствия.
Автор | Название произведения |
Э.Распе | Водопад |
Д.И.Фонвизин | Паломничество Чайльд-Гарольда |
В.А.Жуковский | Чудик |
Е.А.Баратынский | Бригадир |
Дж.Г.Байрон | Людмила |
В.Шукшин | Приключения барона Мюнхгаузена |
5. Чем отличается реализм от романтизма? Какой из пейзажей (Б.Щербаков «На лесной поляне» и К.Васильев «Русалка») можно назвать реалистическим, а какой – романтическим? Почему?
Вариант 2
Внимательно прочитай вопросы и дай развёрнутый ответ на 1–3,5 вопросы.
1. Что такое новаторство?
2. Как понимать выражение: «Культура есть память»?
3. Почему русскую литературу XVIII–XIX веков часто называют дворянской?
4. Найди соответствия.
Автор | Название произведения |
В.А.Жуковский | Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский |
А.И.Куприн | Портрет |
Сервантес | Снегирь |
Н.В.Гоголь | Разбойники |
Г.Р.Державин | Белый пудель |
Ф. Шиллер | Светлана |
5. Чем отличается неоромантизм от романтизма? Какой из портретов (О.А.Кипренский «Портрет В.А.Жуковского» и А.Ф.Сафронова «Автопортрет») можно назвать неоромантическим, а какой – романтическим? Почему?
Контрольная работа по литературе 11 класс
Русская литература первой половины XX века
Задание 1: Разминка. Откуда вылетело «крылатое слово»?
1. Человек – это звучит гордо.
2. И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времён…
3. Рукописи не горят.
4. Ты жива ещё, моя старушка?
5. Ведь, если звёзды зажигают,
Значит – это кому-нибудь нужно?
Задание 2: Литературные пазлы. Восстановите строфу. Кто автор?
Стихи, и, криками, ней, вернее, под, слагаются, ветер, навзрыд, и, проталины, чем, чернеют, случайней, изрыт, тем.
Задание 3: Историк. Каково происхождение термина «Серебряный век»?
Задание 4: Книжник. Назовите автора по двум произведениям.
1.«Чистый понедельник», «Сириус».
2. «Дни Турбиных», «Похождения Чичикова».
3. «Чёрный человек», «Страна негодяев».
Задание 5: Критик. Критик Николай Васильевич Корнейчуков (более известный под псевдонимом Корней Иванович Чуковский) создал «Критические рассказы» о своих современниках. Укажите, о ком он пишет.
1. «Всюду в литературе ему видятся шпагоглотатели, фокусники, жонглёры слов, прелюбодеи мысли, а он в своём убогом Суходоле, в стороне от нечестивого торжища, словно дал себе обет простоты и правдивости».
2. «Откуда у него это жадное стремление к огромности? Почему даже самого себя он изображает многосаженным титаном, перед которым остальная двуногая тварь – мелкота? Как будто и на себя он глядит в телескоп. <> – На цепочке Наполеона поведу, как мопса».
3. «… творчество – вещное, доверху наполненное вещами. Вещи самые простые – не аллегории, не символы: юбка, муфта, перо на шляпе, зонтик, колодец, мельница. Но эти простые, обыкновенные вещи становились у … незабвенными…».
Задание 6: Искусствовед. Литература и живопись. Какому литературному течению Серебряного века близки по настроению данные произведения живописи? Прокомментируйте свой выбор. (Представлены репродукции работ К.Малевича «Голова крестьянина» и М.Шагала «Автопортрет с семью пальцами»)
Задание 7: Литературовед. Прочитайте строки из стихотворений и составьте определение понятия «межтекстовые связи».
Родиться Русским – слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!
И.Северянин 1925г.Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
М.Львов 1940г.