6-й класс.
Возраст: 12–13 лет.
Количество учащихся: 25 человек.
Время работы над проектом: 2 учебных часа (урока).
Форма работы: урочно-внеурочная.
Цели образовательные и воспитательные:
- развивать умение работать над художественным текстом,
- воспитывать чувство озабоченности проблемами чтения произведений литературы.
Задачи учебно-педагогические:
- развитие интереса к предмету (литературе), произведениям художественной литературы;
- формирование навыков по изучению художественных произведений;
- развитие у учащихся творческих способностей.
Мотивация к работе основывалась на интересе к творчеству А.С.Пушкина, на создание своих контрольных тестов по выявлению качества усвоения учебного материала. Произведение “Повести Белкина” читали и изучали на уроках литературы согласно учебному плану, разбившись на 5 групп (по количеству повестей).
1-я группа (5 человек) – повесть “Метель”;
2-я группа (5 человек) – повесть “Барышня-крестьянка”;
3-я группа (5 человек) – повесть “Выстрел”;
4-я группа (5 человек) – повесть “Гробовщик”;
5-я группа (5 человек) – повесть “Станционный смотритель”.
Ход урока
1-й этап (организационный): выбрав одну из предложенных повестей для своей работы, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя – направлять и консультировать.
2-й этап (поисково-исследовательский): учащиеся прочитали предложенное произведение А.С.Пушкина, занимались подбором материала по определённой повести, пробовали сформулировать вопросы по своей теме, готовили материал к печати, т.е. презентации.
3-й этап (результаты и выводы): учащиеся по группам представляют подготовленные к презентации материалы (вопросы-тесты), направленные на проверку уровня подготовки учащихся по изученному материалу, дополняют свой собранный материал, корректируют, формируют выводы. (Работа ведётся под наблюдением учителя.)
4-й этап (презентация): каждая группа представляет свою работу (вопросы-тесты) в виде проверки и контроля знаний остальным группам. По результатам тестов подводятся итоги работы.
5-й этап (оценка результатов): участники групповой работы делятся мнениями с другими группами, отвечают на заданные вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, качество выполненного задания.
Заключение.
Разработка контрольных вопросов-тестов (Примечание 1) по произведениям художественной литературы позволяет пробудить интерес к чтению, замечать мельчайшие детали при чтении художественного произведения, т.е. развивать внимание.
Ученики с удовольствием выполняют задания такого типа.
Примечание 1:
Работы учащихся: 1 группа: Повесть “Метель”.
- Из какого произведения В.А Жуковского взяты строки в качестве эпиграфа к
повести?
а) “Людмила”;
б) “Светлана”;
в) “Спящая царевна”. - Назовите поместье, в котором жил Гаврила Гаврилович Р... .
а) Ненарадово;
б) Невидово;
в) Нелюбово. - Как звали главную героиню повести?
а) Марья Гавриловна;
б) Марья Кирилловна;
в) Марья Ильинична. - На каких романах была воспитана главная героиня?
а) на итальянских;
б) на французских;
в) на английских. - Что помешало обвенчаться Марии с Владимиром?
а) болезнь Владимира;
б) метель;
в) тайный знак. - Сколько времени тяжело болела главная героиня?
а) две недели;
б) три недели;
в) месяц. - Назовите, в каком звании был гусар Бурмин?
а) полковника;
б) майора;
в) сержанта. - Назовите место, где объяснился в любви Бурмин Марии?
а) у пруда, под ивою;
б) в беседке;
в) в гостиной.
2-я группа: Повесть “Барышня-крестьянка”.
- К какому литературному жанру относится это произведение?
а) роман;
б) рассказ;
в) повесть;
г) очерк. - Кто такой Иван Петрович Белкин и для чего А.С.Пушкин ведёт повествование от его имени?
- Кто является главными героями произведения?
а) Лиза и Алексей;
б) Виктор и Анна;
в) Иван и Марья;
г) Владимир и Полина. - Расскажите об одном из главных героев произведения (по выбору): внешность, характер, манера поведения.
- Как назвалась героиня произведения, когда переоделась в крестьянку?
а) Варвара;
б) Акулина;
в) Настя;
г) Маша. - Какой иностранный язык был в обиходе помимо русского в дворянском
обществе?
а) английский;
б)немецкий;
в) французский;
г) итальянский. - По “какой методе” развёл сад и обрабатывал поля Григорий Иванович
Муромский?
а) по немецкой;
б) по английской;
в) по французской;
г) по итальянской. - С кем из соседей не ладил Иван Петрович Берестов?
а) с Иваном Петровичем Белкиным;
б) с Кириллом Петровичем Троекуровым;
в) с Григорием Ивановичем Муромским;
г) с Петром Андреевичем Гринёвым. - Какое домашнее животное сыграло главную роль в примирении Г.И.
Муромского
а) гусь;
б) лошадь;
в) свинья;
г) корова. - Назовите дерево, в дупле которого была учреждена почтовая контора
главных героев повести?
а) липа;
б) дуб;
в) ольха;
г) клён.
- Назовите имя человека, который “принадлежал нашему обществу, не будучи
военным”.
а) Мальволио;
б) Сильвио;
в) Ромео;
г) Живаго. - Во что играли обычно офицеры после обеда?
а) шахматы;
б) шашки;
в) карты;
г) кости. - “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите ... , что это
случилось у меня в доме”.
а) друзей;
б) Бога;
в) своего отца;
г) жену. - В какие дни недели офицеры ждали почту?
а) во вторник и пятницу;
б) в среду и четверг;
в) во вторник и субботу;
г) в среду и четверг. - “Сели друг противу друга и молча закурили ”
а) трубки;
б) сигары;
в) папиросы. - Какую вещь – “память своего поединка” показал Сильвио господину Белкину?
а) красную шапку с золотой кистью, с галуном;
б) синюю шапку с чёрной кисточкой;
в) зелёную шапку с красным околышем. - Какое событие подтолкнуло Сильвио исполнить своё обещание?
а) окончание военных действий;
б) увольнение из армии;
в) отъезд известной особы из Москвы;
г) известная особа скоро должна была вступить в законный брак. - Что изображала картина в доме у графини Б...?
а) какой-то вид из Швейцарии;
б) зимний пейзаж;
в) шторм;
г) натюрморт.
4-я группа: Повесть “Гробовщик”.
- Каким был по обыкновению Адриан Прохоров?
- По какой причине гробовщик со своей семьёй взвалил на похоронные дроги
пожитки и отправился с Басманной улицы на Никитскую?
а) переселение;
б) выселение;
в) наводнение;
г) после пожара. - Как выглядела вывеска над дверью дома гробовщика?
- Какую по счёту чашку чаю выпивал Адриан Прохоров, сидя под окном?
а) восьмую;
б) четвёртую;
в) седьмую;
г) пятую. - О чём размышлял гробовщик за чашкой чая?
- Кто пригласил А.Прохорова на своё торжество?
а) Готлиб Шульц;
б) князь Вяземский;
в) сержант Курилкин;
г) бригадир Трюхин. - Как вы думаете, в чём заключён комический сюжет повести?
5-я группа: Повесть “Станционный смотритель”.
- Как вы понимаете, кто такой станционный смотритель?
- В каком году случилось господину Белкину проезжать через ...скую
губернию?
а) 1816;
б)1812; в) 1821. - Кого позвал станционный смотритель, когда Иван Петрович приехал на
станцию?
а) дочь;
б) сестру;
в) помощницу по хозяйству. - Как её звали?
а) Настя;
б) Дуня;
в) Варвара. - Какой общей темой были объединены картинки в доме станционного
смотрителя?
а) они изображали историю блудного сына;
б) они изображали историю Государства Российского;
в) они изображали фамильное древо Самсона Вырина. - С кем уехала Дуня из отчего дома?
а) с военным лакеем;
б) с гусаром;
в) с полковником. - В каком городе жил ротмистр Минский с Дуней?
а) В Москве;
б) в Петербурге;
в) в Рязани. - Какой год от Дуни не было вестей?
а) третий;
б) пятый;
в) седьмой. - Кто поселился в доме Самсона Вырина после его смерти?
а) повар;
б) пивовар;
в) счетовод;
г) конюх.