Творчество А.С. Пушкина. Произведение "Повести Белкина". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


6-й класс.

Возраст: 12–13 лет.

Количество учащихся: 25 человек.

Время работы над проектом: 2 учебных часа (урока).

Форма работы: урочно-внеурочная.

Цели образовательные и воспитательные:

  • развивать умение работать над художественным текстом,
  • воспитывать чувство озабоченности проблемами чтения произведений литературы.

Задачи учебно-педагогические:

  • развитие интереса к предмету (литературе), произведениям художественной литературы;
  • формирование навыков по изучению художественных произведений;
  • развитие у учащихся творческих способностей.

Мотивация к работе основывалась на интересе к творчеству А.С.Пушкина, на создание своих контрольных тестов по выявлению качества усвоения учебного материала. Произведение “Повести Белкина” читали и изучали на уроках литературы согласно учебному плану, разбившись на 5 групп (по количеству повестей).

1-я группа (5 человек) – повесть “Метель”;
2-я группа (5 человек) – повесть “Барышня-крестьянка”;
3-я группа (5 человек) – повесть “Выстрел”;
4-я группа (5 человек) – повесть “Гробовщик”;
5-я группа (5 человек) – повесть “Станционный смотритель”.

Ход урока

1-й этап (организационный): выбрав одну из предложенных повестей для своей работы, учащиеся разделились на группы, определили задачи и спланировали свою деятельность. Роль учителя – направлять и консультировать.

2-й этап (поисково-исследовательский): учащиеся прочитали предложенное произведение А.С.Пушкина, занимались подбором материала по определённой повести, пробовали сформулировать вопросы по своей теме, готовили материал к печати, т.е. презентации.

3-й этап (результаты и выводы): учащиеся по группам представляют подготовленные к презентации материалы (вопросы-тесты), направленные на проверку уровня подготовки учащихся по изученному материалу, дополняют свой собранный материал, корректируют, формируют выводы. (Работа ведётся под наблюдением учителя.)

4-й этап (презентация): каждая группа представляет свою работу (вопросы-тесты) в виде проверки и контроля знаний остальным группам. По результатам тестов подводятся итоги работы.

5-й этап (оценка результатов): участники групповой работы делятся мнениями с другими группами, отвечают на заданные вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, качество выполненного задания.

Заключение.

Разработка контрольных вопросов-тестов (Примечание 1) по произведениям художественной литературы позволяет пробудить интерес к чтению, замечать мельчайшие детали при чтении художественного произведения, т.е. развивать внимание.

Ученики с удовольствием выполняют задания такого типа.

Примечание 1:

Работы учащихся: 1 группа: Повесть “Метель”.

  1. Из какого произведения В.А Жуковского взяты строки в качестве эпиграфа к повести?
    а) “Людмила”;
    б) “Светлана”;
    в) “Спящая царевна”.
  2. Назовите поместье, в котором жил Гаврила Гаврилович Р... .
    а) Ненарадово;
    б) Невидово;
    в) Нелюбово.
  3. Как звали главную героиню повести?
    а) Марья Гавриловна;
    б) Марья Кирилловна;
    в) Марья Ильинична.
  4. На каких романах была воспитана главная героиня?
    а) на итальянских;
    б) на французских;
    в) на английских.
  5. Что помешало обвенчаться Марии с Владимиром?
    а) болезнь Владимира;
    б) метель;
    в) тайный знак.
  6. Сколько времени тяжело болела главная героиня?
    а) две недели;
    б) три недели;
    в) месяц.
  7. Назовите, в каком звании был гусар Бурмин?
    а) полковника;
    б) майора;
    в) сержанта.
  8. Назовите место, где объяснился в любви Бурмин Марии?
    а) у пруда, под ивою;
    б) в беседке;
    в) в гостиной.

2-я группа: Повесть “Барышня-крестьянка”.

  1. К какому литературному жанру относится это произведение?
    а) роман;
    б) рассказ;
    в) повесть;
    г) очерк.
  2. Кто такой Иван Петрович Белкин и для чего А.С.Пушкин ведёт повествование от его имени?
  3. Кто является главными героями произведения?
    а) Лиза и Алексей;
    б) Виктор и Анна;
    в) Иван и Марья;
    г) Владимир и Полина.
  4. Расскажите об одном из главных героев произведения (по выбору): внешность, характер, манера поведения.
  5. Как назвалась героиня произведения, когда переоделась в крестьянку?
    а) Варвара;
    б) Акулина;
    в) Настя;
    г) Маша.
  6. Какой иностранный язык был в обиходе помимо русского в дворянском обществе?
    а) английский;
    б)немецкий;
    в) французский;
    г) итальянский.
  7. По “какой методе” развёл сад и обрабатывал поля Григорий Иванович Муромский?
    а) по немецкой;
    б) по английской;
    в) по французской;
    г) по итальянской.
  8. С кем из соседей не ладил Иван Петрович Берестов?
    а) с Иваном Петровичем Белкиным;
    б) с Кириллом Петровичем Троекуровым;
    в) с Григорием Ивановичем Муромским;
    г) с Петром Андреевичем Гринёвым.
  9. Какое домашнее животное сыграло главную роль в примирении Г.И. Муромского
    а) гусь;
    б) лошадь;
    в) свинья;
    г) корова.
  10. Назовите дерево, в дупле которого была учреждена почтовая контора главных героев повести?
    а) липа;
    б) дуб;
    в) ольха;
    г) клён.
3-я группа: Повесть “Выстрел”.

  1. Назовите имя человека, который “принадлежал нашему обществу, не будучи военным”.
    а) Мальволио;
    б) Сильвио;
    в) Ромео;
    г) Живаго.
  2. Во что играли обычно офицеры после обеда?
    а) шахматы;
    б) шашки;
    в) карты;
    г) кости.
  3. “Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите ... , что это случилось у меня в доме”.
    а) друзей;
    б) Бога;
    в) своего отца;
    г) жену.
  4. В какие дни недели офицеры ждали почту?
    а) во вторник и пятницу;
    б) в среду и четверг;
    в) во вторник и субботу;
    г) в среду и четверг.
  5. “Сели друг противу друга и молча закурили ”
    а) трубки;
    б) сигары;
    в) папиросы.
  6. Какую вещь – “память своего поединка” показал Сильвио господину Белкину?
    а) красную шапку с золотой кистью, с галуном;
    б) синюю шапку с чёрной кисточкой;
    в) зелёную шапку с красным околышем.
  7. Какое событие подтолкнуло Сильвио исполнить своё обещание?
    а) окончание военных действий;
    б) увольнение из армии;
    в) отъезд известной особы из Москвы;
    г) известная особа скоро должна была вступить в законный брак.
  8. Что изображала картина в доме у графини Б...?
    а) какой-то вид из Швейцарии;
    б) зимний пейзаж;
    в) шторм;
    г) натюрморт.

4-я группа: Повесть “Гробовщик”.

  1. Каким был по обыкновению Адриан Прохоров?
  2. По какой причине гробовщик со своей семьёй взвалил на похоронные дроги пожитки и отправился с Басманной улицы на Никитскую?
    а) переселение;
    б) выселение;
    в) наводнение;
    г) после пожара.
  3. Как выглядела вывеска над дверью дома гробовщика?
  4. Какую по счёту чашку чаю выпивал Адриан Прохоров, сидя под окном?
    а) восьмую;
    б) четвёртую;
    в) седьмую;
    г) пятую.
  5. О чём размышлял гробовщик за чашкой чая?
  6. Кто пригласил А.Прохорова на своё торжество?
    а) Готлиб Шульц;
    б) князь Вяземский;
    в) сержант Курилкин;
    г) бригадир Трюхин.
  7. Как вы думаете, в чём заключён комический сюжет повести?

5-я группа: Повесть “Станционный смотритель”.

  1. Как вы понимаете, кто такой станционный смотритель?
  2. В каком году случилось господину Белкину проезжать через ...скую губернию?
    а) 1816;
    б)1812; в) 1821.
  3. Кого позвал станционный смотритель, когда Иван Петрович приехал на станцию?
    а) дочь;
    б) сестру;
    в) помощницу по хозяйству.
  4. Как её звали?
    а) Настя;
    б) Дуня;
    в) Варвара.
  5. Какой общей темой были объединены картинки в доме станционного смотрителя?
    а) они изображали историю блудного сына;
    б) они изображали историю Государства Российского;
    в) они изображали фамильное древо Самсона Вырина.
  6. С кем уехала Дуня из отчего дома?
    а) с военным лакеем;
    б) с гусаром;
    в) с полковником.
  7. В каком городе жил ротмистр Минский с Дуней?
    а) В Москве;
    б) в Петербурге;
    в) в Рязани.
  8. Какой год от Дуни не было вестей?
    а) третий;
    б) пятый;
    в) седьмой.
  9. Кто поселился в доме Самсона Вырина после его смерти?
    а) повар;
    б) пивовар;
    в) счетовод;
    г) конюх.