Творчество А.Жида в рамках курса истории зарубежной литературы. К 140-летию со дня рождения писателя

Разделы: Литература


Начав путь в литературе в 1891 году с принятия эстетики символизма, и завершая писательскую карьеру в 1951 году, Андре Жид выразил свое понимание творческого процесса, став при этом одним из самых знаменитых писателей ХХ века.

Андре Жид родился в 1869 году в протестантской, буржуазной семье, обе ветви которой принадлежали высшим слоям общества. Мать Андре происходила из богатой нормандской семьи, в которой были промышленники и представители судебной власти. Дядя мальчика по отцу - известный экономист Шарль Жид, а отец Поль Жид имел степень доктора права, что давало возможность преподавания сначала в Гренобльском университете, а затем в Сорбонне, в Париже. Проживая в котором, в 1869 году он жениться на Жюльетте Рондо.

В 1880 году, в возрасте одиннадцати лет Андре теряет отца. Все заботы о воспитании сына ложатся на плечи матери и ее верной подруги англичанки Анны Шаклетон.

Пытаясь огородить Андре от последствий общения со сверстниками, его отправляют в Эльзаскую школу, обучение в которой нерегулярно и бессистемно. Следует отметить, что уровень художественной жизни в семье достаточно высок, но университетского образования А.Жид так и не получает.

Закончив учебу в Эльзасе, Андре Жид вместе со своим близким другом Пьером Луисом, который давно проявляет интерес к новомодным жанрам и течениям в литературных кругах, посещает собрания символистов. Особенно часто Андре Жид присутствует на вторниках Стефана Малларме. Жид становится учеником и другом идейного вождя символистов, творчеству которого впоследствии посвятит статью.

Достаточно стабильное материальное положение позволяет вести молодому литератору независимую жизнь, Андре пробует свои силы в литературных журналах.

Первое произведение «Записные книжки Андре Вальтера» («Les Cahiers d’André Walter», 1891г.), вышедшие в свет за счет автора, не имеют успеха у читателей. Но вместе с тем открывают двери литературных салонов.

Этим произведением Андре Жид отдает дань и романтизму, размышляет о проблемах литературного творчества. «Записные книжки Андре Вольтера» полностью автобиографичные, как и многие последующие произведения.

Последовавшие за «Записными книжками» «Стихи Андре Вольтера» («Les Poésies d’André Walter»,1892 г.), выдержанные в рамках символизма, так же не находят отклик в сердцах читателей, мало того, терпят провал. Позднее Андре Жид признается, что поэзия - не его призвание, его лишь обуревало желание достичь, как можно быстрее, славы поэта. Ведь это время расцвета символистской поэзии, а поэты - символисты пользуются большой популярностью. Но имея склонности к лирике, Андре Жид не станет крупным поэтом, хотя сам расценивает стихи, подаренные своему герою «слишком хорошими для этого безумца». На смену первым произведениям, отмеченным безусловным слиянием литературы и жизни, появятся сочинения с другими идеями и мотивами. После «Записных книжек Андре Вольтера» обратная связь с жизнью перестает существовать и, начиная с теоретико-философского «Трактата о Нарциссе» («Le Traité de Narcisse, théorie du Symbole», 1892г), писатель четко разграничивает обе области. С этого времени, несмотря на богатейшую собственную жизнь, его целью становится творчество, то есть само искусство.

Вдохновенный идеями символизма и творчеством Поля Валери, Андре Жид приступает к написанию «Трактата о Нарциссе». Этот шаг можно объяснить тем, что сам автор в ранней юности прошел тяжелую стадию осознания самого себя.  Подобно мифологическому Нарциссу, разглядывающему и изучающему свое отражение, Андре Жид пытается разобраться в самом себе, определить свой путь в литературе.

В период интенсивного лечения (подозрение на туберкулёз), он целиком погружается в литературное творчество, в результате чего в 1893 году выходят в свет сразу две повести молодого писателя - «Опыт любви» («L’Essai de l’amour», 1893), и «Путешествие Уриана» («Le Voyage d’Urien, 1893»).

По стилю оба произведения вновь отвечают канонам символистской эстетики, но в сравнение с другими публиковавшимися в это время поэтическими сборниками, выгодно отличаются тонким сочетанием сложности сюжета и простодушием персонажей, усилением от произведения к произведению самобытной иронии. Бесспорно, эти повести обладают определенной эстетической ценностью и заслуживают внимания читателей и литературных критиков.

Прогрессирующая болезнь Андре Жида, заставляет его по совету врачей отправиться в Северную Африку. Это путешествие приносит облегчение. Эйфория выздоравливающего человека существенным образом влияет на мировоззрение Андре Жида, освобождает его от эстетической и интеллектуальной замкнутости. Он входит в контакт с огромным внешним миром, отходит от пассивности символизма (хотя продолжает сохранять в своём творчестве некоторые его элементы), стремится к жизнеутверждающему искусству. В сфере философских интересов овладевает духовным наследием Ницше, Уайльда, Достоевского.

Продолжая заниматься литературным творчеством, в 1895 году Андре Жид публикует довольно интересную, но необычную книгу «Топи» («Les Paludes», 1895). В литературных кругах книга становится целым событием, своего рода бунтом против художественных течений, где молодой писатель выдвигает лозунг «бескорыстного действия», свободного от какой бы, ни было цели и направленного на проявления внутреннего «я». Это гротескное произведение - прощание писателя с символизмом, первое свидетельство его критического отношения к идеям современности. Страстно стремясь к действию и проявлению своей индивидуальности, Андре Жид решает порвать с символистскими грёзами, зовущими «повернуться к жизни спиной», вместо того, что бы «установить контакты с реальностью». Андре Жид чувствует, что ему самому и современной литературе грозит опасность оторваться от реальной жизни. Он ищет путь выхода из «болота» декадентского искусства. Именно в «Топях» писатель в сатиричной форме, добавляя яркие краски, дает описание парижского литературного общества, критикуя его деградацию, упадок культуры.

В «Топях» Андре Жид находит свою основную тему, к которой возвращается и в последующих произведениях, - тему вражды и недоверия к «нормальному» человеку, его полному неприятию, человеку, которое порождает пошлость, обыденность, заурядность нравов и интересов.

В своем стремлении к свободе самовыражения, свободе личности и творчества, Жид все отчётливее ощущает давление норм пуританской морали. В душе и сознании назревает перелом, реализуясь в новой книге, в которой автор повествует о том, к чему стремится в жизни.

«Яства земные» («Les Nourritures terrestres»,1897г.) по жанру напоминают нечто среднее между длинной поэмой в прозе и лирическим дневником. Несмотря на фантастические образы книги, она объективно воспроизводит многие эпизоды из жизни писателя. Чтобы продать первый тираж поэмы, потребовалось 18 лет, но затем судьба её окажется счастливой, по популярности она затмит многие другие, даже, по мнению самого автора, более удачливые произведения. «Яства земные» окажут сильное влияние не на одно поколение французов.

К сожалению, «Яства земные», понятые как прославление инстинктов, как гимн сладострастию, обескураживает Андре Жида, отдавшего этой поэме «всю свою любовь, всю свою заботу и все свои силы» [3:13], считающего её истинным началом своей литературной карьеры. Осознавая, что в обществе намечается тенденция к моральной деградации, А.Жид был абсолютно убежден, что в таких условиях нет возможности для зарождения подлинного искусства.

Подобное разлагающееся общество, в аллегорических формах отображено Жидом в «Плохо скованном Прометее» («Le Prométhée mal enchaîné», 1899г.). Пожалуй, это одно из самых обличительных и дискуссионных творений французского писателя, в нем автор пытается найти разумное равновесие между свободой личности и нравственными нормами. Жиду удаётся в сатирических красках изобразить того, кто, попав во власть ложных моральных предписаний, ценою своих страданий ищет дорогу к истине. Несмотря на остроту поставленной проблемы, у автора нет готового решения, но очевидно, что тема развенчания эгоизма и аморализма приобретает в этом произведение более четкие очертания и акценты.

В драме «Царь Кандавл» («Le Roi Candaule», 1901 г.), полный творческих задумок А.Жид продолжает философские рассуждения о нравственной чистоплотности, честности и порядочности человека. Отличительной особенностью драмы является отказ от использования в качестве главных действующих лиц абстрактных, символических и мифических героев. Ф.Шиллер справедливо полагает, что «этой сложной и утонченной игрой символов, превращением живых людей в абстракцию, этим «освобождением» своих произведений от неприемлемой для него действительности, Жид сознательно отчуждал себя, как это видно их, его теоретических статей, от реального мира. Начиная с известной повести «Имморалист» («L’Immoraliste», 1902г.) язык Жида становится более ясным, «спокойно-классическим» [6:137].

Но, как и другие произведения «Имморалист» для полного осознания читателями и критиками ждет своего часа.

Писатель, обескураженный стабильным невниманием читательской аудитории, на время отходит от повествовательного жанра, и пробует свои силы в эссеистике и драматургии.

Он пишет театральную пьесу «Саул» («Saül» , 1903 г.), в которой осуждает эгоистические инстинкты, направленные на удовлетворение плотских желаний. По мнению Жида, даже гедонизм, когда человек живёт только ради своих желаний, является формой рабства, что невозможно, неся бремя страстей, переступать нормы общественной морали.

Неподдельный интерес, испытываемый писателем довольно продолжительное время к вопросам религии и христианской морали, находят свое отражение в трактате «Возвращение блудного сына» («Le Retour de l’Enfant prodigue», 1907г.).

Но, без сомнения, самое серьёзное и пристальное внимание Андре Жида обращено на изучение философии и идейного содержания творчества русского писателя Ф.М. Достоевского. В 1908 году Жид публикует первую часть книги - исследования «Достоевский» («Dostoïevsky», 1923). Она окажется начальным звеном, в той цепи, которая неразрывно свяжет мировоззрение двух писателей. Анализ, интерпретация и популяризация основ творчества Достоевского получит отражение в последующих произведениях А.Жида и станет базой в системе его взглядов и убеждений.

В этот сложный период жизни и творчества А.Жид готов восстать против всех и вся: против отсутствия интереса к современной эпохе, против друзей, против тех немногих, кто им интересуется, против врагов, против самого себя, против своей уже сложившейся манеры писать. От Жида требуется воля, невероятное усилие в работе, учитывая его размышления об остановке, царившей в литературных кругах того времени: «Вопрос мужества никогда не стоит передо мной; но, без сомнения, оно было нужно, что бы написать и опубликовать «Тесные врата», когда все литераторы, окружающие меня в, то время, не интересовались вопросами религии и морали… Я мог предвидеть, что потеряю вес в их глазах. Добавьте, что в это время, мы писали только друг для друга, без оглядки на читателя и его оценку, читателя, который, по правде говоря, не существовал для нас… Я писал то, что должен был написать; больше того… Я родился для того, что бы писать» [6:21].

Некоторые критики, исследуя идейное содержание «Имморалиста», «Тесных врат», вышедшей позднее повести «Изабель» («Isabelle», 1911 г.) и соти «Подземелье Ватикана» («Les Caves du Vatican», 1914г.), не без оснований полагают, что в них «изображены два полюса поисков «выхода» в довоенных произведениях Жида. Это аморализм и морализм; аморализму капиталистического общества он противопоставляет «честный, бескорыстный морализм». Жид не мог найти выхода и, отталкиваясь от одной формы буржуазной морали или, лучше, отсутствие морали, приходит к другой» [5: 37].

Не разделяя до конца эту точки зрения, считаем, что в данной оценке неуместен «идейный» подход. Андре Жид, живя в капиталистическом обществе, в своих произведениях рассуждает не о буржуазной морали того или иного человеческого сообщества, а о наличие или отсутствии таковой в кодексе поведения любого человека вне зависимости от социального и идеологического строя его страны.

Всегда находясь на нейтральных позициях в вопросах политики, в связи с военными событиями 1914 года, Андре Жид пересматривает собственное отношение к общественным проблемам.

Первое послевоенное произведение «Пасторальная симфония» («La Symphonie pastorale», 1919г.) написано после пятилетнего молчания. В этой трагичной повести Андре Жид четко расставляет акценты: его главные персонажи не случайно являются положительными или отрицательными. На примере судьбы слепой девочки - простолюдинки, взятой на воспитание местным пастором, Жид показывает, что жизнь в окружающей, разрушающейся, уродливой действительности пагубно сказывается на неокрепших морально, непорочных, чистых людях. Зрение, возвращенное героине, имевшей до того свой девственный внутренний мир, приводит её к гибели. Не выдерживая моральных страданий окружающего мира, она кончает с собой.

Трагические мотивы, прозвучавшие в этой повести, свидетельствуют об общем настроении писателя. Жид всё чаще обращается к актуальным проблемам современности. В этом отношение интересен сборник критических статей «Побочное» («Incidences», 1924г.), в котором его критические стрелы направлены на современное общественное устройство.

Писатель еще острее и резче подчеркивает неизбежный кризис, безысходность общества, отвергающего моральные устои.

Отношение А.Жида к проблемам современности фактически находят свое выражение в замысле и написании им своего первого и единственного романа «Фальшивомонетчики».

В этом романе Жид стремится дать обобщение пройденного им пути в литературе, подытожить поиски выхода из этических, эстетических и других тупиков. «Фальшивомонетчики» представляют собой многосюжетную панораму французской жизни после первой мировой войны. На материале современной Франции, Жид рисует картину развращения молодежи, отравляемой ядом лжи, лицемерия и аморализма. Множество серьезных вопросов современности затронуто здесь. В романе изображены различные человеческие судьбы. Он направлен против извращенности современной культуры и литературы. Однако в книге немало эстетства, сложный сюжет повествования, по сути это своего рода «роман в романе». Андре Жиду удаётся, вне всякого сомнения, показать тех, кто своим поведением развращает общество.

Шведская Академия по праву выдвинула это произведение на соискание Нобелевской премии в области литературы и присудила Жиду почетное звание Нобелевского лауреата в 1947 году.

Необходимо сделать пояснение, что наибольшее внимание в определениях Академии уделяется не общей значимости, тематике, жанровому своеобразию творчества лауреатов, а оценке его этических и эстетических достоинств и особенностей. Среди детализированных характеристик этической направленности творчества А.Жида акцентируются, прежде всего, гуманистические тенденции. В решении Академии значится, что премия присуждена А.Жиду «за глубокие и художественно - выразительные произведения, в которых человеческие проблемы и обстоятельства представлены с бесстрашной любовью к истине и острым внутренним пониманием» [2:85].

Андре Жид продолжает писать, последовательно за романом «Фальшивомонетчики» выходят две книги путешествий Жида по Африке «Путешествие по Конго» («Voyage au Congo», 1927г.) и «Возвращение с озера Чад» («Le Retour du Tchad», 1928г.). Это своего рода продолжение раннее написанных, экзотических книг «Яства земные» и «Аминтас» («Amyntas», 1896-1906 гг.), но уже с более трезвой оценкой и пониманием событий жизни колониальных стран.

Действительно, впечатления от увиденного и очевидной неспособности изменить что-либо к лучшему порождает пессимизм и безысходность в душе писателя. Эти умонастроения находят отражение в книге размышлений «Факты» («Faits divers», 1931г.) и драме «Эдип» («Oeudipe», 1931г.), и его «Дневниках» («Pages de Journal», 1929-1932 г., 1934г.).

В поисках нового общественного устройства, справедливости, он обращает свои взоры на Россию. Именно в принятии коммунистической идеи А.Жид видит решение всех наболевших проблем общества. Коммунистическое мировоззрение для него «это попытка найти в нём христианскую добродетель» [5:12]. Коммунизм он воспринял как марксистское «Евангелие», как обещание «Новых яств».

Свидетельством того, что А.Жид пытался серьёзно постичь азы коммунистических теорий, являются воспоминания русского религиозного философа Н.А.Бердяева. В своём труде «Самопознание» он пишет: «С А.Жидом я познакомился в связи с моей статьёй «Правда и ложь коммунизма. К пониманию религии коммунизма. (Путь, 1931г.), напечатанной в первом номере журнала «Esprit». Жиду, который в то время начал пленяться коммунизмом, моя статья очень понравилась, и он говорит об этом в своём «Journal». Он очень хотел встретиться со мной. Наша беседа была посвящена главным образом русскому коммунизму и отношениям между коммунизмом и христианством. Жид произвёл на меня впечатление человека вполне искреннего в своём приближении к коммунизму. Как у всех лучших французских intellectuels, у него было отталкивание и даже отвращение к окружающему буржуазно-капиталистическому миру, он хотел новой жизни, хотел омолодиться. По вопросам социальным Жид мало читал, мало ещё знал коммунистическую литературу и имел мало опыта. В этом отношении я имел явное преимущество перед ним, я сам был марксистом, хорошо знал марксизм, и пережил опыт коммунистической революции. Поэтому в нашем разговоре я был более активен, я говорил больше, и, вероятно произвёл на него впечатление человека наступательного» [1:275].

Будучи человеком проницательного и трезвого ума, Бердяев впоследствии дал одну из самых точных характеристик А.Жида: «Жид, один из самых прославленных французских писателей, - человек застенчивый и робкий. Он совсем не способен к спору. В его разговоре нет ничего блестящего» [1:276]. Бердяев ценил Жида как одного из немногих французских писателей, в творчестве которого большую роль играли религиозные темы: «У него большое религиозное и моральное беспокойство. Но потребность в самооправдании занимала в нём слишком много места. Это пуританин, желающий насладиться жизнью. Его «Journal» - замечательный человеческий документ… Жид всю жизнь не мог победить в себе пуританской закваски» [2: 275-276].

В Россию Жид едет с Даби, Гийю и другими видными деятелями культуры Франции.

Необходимо отметить, что паломничество в новую Россию зарубежных авторов стало приметой того времени. Как и появление разного рода сочинений: Г.Уэлса («Россия во мгле»), Б.Шоу (свой труд не закончил), А.Барбюса («Сталин»), Т.Драйзера («Драйзер смотрит на Россию»), Л.Фейхтвангера («Москва 1937»).

Тот энтузиазм, с которым А.Жид отправлялся в поездку, в стране Советов идет на убыль. Его шокирует плохо скрываемая нищета, уравниловка, рабское преклонение перед новыми кумирами, полное отсутствие свободы и критического подхода в делах.

Приехав на родину, А.Жид обобщает свои впечатления в книге «Возвращение из СССР» («Retour de l’URSS», 1936г.). В форме довольно уравновешенной выносилось беспощадное суждение: «Я сомневаюсь, что в какой-нибудь другой стране, даже в гитлеровской Германии, духовность была бы менее свободной, более терроризированной и униженной чем в СССР» [4:35].

 Небольшая книжка размышлений и дорожных зарисовок писателя серьёзно и на долгие годы изменила отношение к Жиду и его творчеству.

Можно сказать, что в это время заканчивается активная творческая карьера писателя. В период второй мировой войны А.Жид оказывается далеко за пределами Франции. Впоследствии его «бегство» будет расцениваться как предательство и станет серьезным аргументом его оппонентов, упрекающих А.Жида в отсутствие патриотических чувств и гражданской позиции.

Проблематика произведений Андре Жида, неповторимость художественного стиля, этическая и эстетическая доктрина, система нравственных ценностей и многое другое вызвали и продолжают вызывать острые дискуссии и противоречивые оценки. Для одних Жид является безусловным гением, классиком, великим стилистом, гуманистом. Для других, - например, представителя «нового романа» Филиппа Соллерса - «величайшим из писателей, лишённым гения» [5:11], с чем совершенно нельзя согласиться.

Исходя из присущих только ему убеждений и взглядов на жизнь, искусство, творческий процесс, он через призму собственного «я» своеобразно трактует такие понятия как мораль, долг, вера, свобода личности. Очевидно так же, что невозможно разобраться в творчестве и мировоззрении А.Жида, если не изучить его личность, не заглянуть в его внутренний мир и принять его таким, каков он есть.

Литература

  1. Бердяев Н.А., Самопознание, М.: Книга, 1991.
  2. Илюкович А.М., Согласно завещанию. Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. – М.: Кн. Палата, 1992.
  3. Gide A., Journal, Paris, 1912, 7 fevrier.
  4. Gide A., Retour de l’URSS, Paris, Neuchatel, 1936.
  5. Lafille P., Andre Gide, romancier, Paris, Hachette.
  6. Mallion J., Baudin H., La Porte étroite d’André Gide, Paris, Bordas.