Цели:
- познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок"
- закрепить навык анализа образной системы лирического произведения;
- развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять рифму, средства художественной выразительности в тексте;
- воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, рисунки учеников по стихотворению, фрагменты из произведений композиторов П.И.Чайковского "Октябрь", Л.В. Бетховен "Лунная соната"
Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.
Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий. тема, образ,
Этапы урока:
1. Орг.момент
2. Введение в тему урока
Музыка ,чтение стихотворений "Парус" , "Уж не жду от жизни ничего я.."
3. Слово учителя
Я думаю, что все узнали стихи и сможете сказать, с творчеством какого поэта мы продолжим знакомство (открывание темы на доске)
Какие цели поставим к уроку?
"Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? Кто знает... Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России." Попытался разобраться в этом ученик:.
4. Сообщение ученика о М.Ю.Лермонтове
:.Мама М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна была заботливой женщиной, она заботилась не только о своем сыне, но и ходила по крестьянским домам и помогала больным людям. Она прожила всего 21 год, умерла от чахотки, а маленькому Мише было всего 2 года и 4 месяца:::::
5. Работа с текстом
Стихотворение "Листок" написано в мае-июне 1841 года. При жизни поэта не печаталось, впервые опубликовано после смерти в 1843 году.
У вас на столах рабочие листки с текстами, (приложение 1) подпишите свою фамилию, каждый получит оценку за работу.
А помогать нам сегодня на уроке будет осенний дубовый листочек(возьмите его и приготовьтесь к работе)
- Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Листок" в исполнении мастера художественного слова(прослушивание текста стихотворения)
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню)
- Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации:
- исследуем звуковой состав 1 строфы, какие гласные звуки преобладают в тексте?
(Благодаря приему ассонанса - повтору гласных О А,-- мы погружаемся в грустный, напевно-мелодичный мир)
Обратим внимание на рифму.
Рифма - это сходное звучание окончаний строк.
Какие вы знаете виды рифм?
Будем называть вид рифмы и сразу определять её в стихотворении.
1. По совпадению звуков : точные -неточные
2. по месту ударения последнего слога: мужские- женские
3. по созвучию: парные, кольцевые, перекрестные
4. По частям речи рифмующихся слов : грамматическую и неграмматическую.
Сочетание всех рифм, чередование гласный о и а (ассонанс) делает стихотворение таким напевно - мелодичным.
- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?
- А какая часть речи помогла так образно представить картину странствий дубового листка?(глаголы оторвался", "укатился",..)
Поэт рассказал историю листка, который "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .
О чём это стихотворение? Или о ком? (Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит).
Конечно, это стихотворение рассказывает не только о несчастной судьбе листка , но и о человеке - гордом, одиноком, несчастном ,о таком человеке, каким был и сам поэт.
Главным образом в стихотворении является : дубовый лист.
Какие мотивы прослеживаются в "биографии" листка?
(Потеря семьи ,одиночества, страдания, горя, печали, нет цели)
Какими это подчёркнуто словами (Занесем их в таблицу)
Какие чувства вызывает его "судьба"? (сострадания)
Мое восприятие состояния лирического героя | Ключевые слова и словосочетания из стихотворения |
листок | Засох, жестокою бурей гонимый, увял,
странник Прижался, молит, без сна и покоя, пылен и желт, пришелец. Отчизна сурова |
чинара | Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами |
Символический образ оторванного бурей листка, бесприютного странника был показан поэтом через сюжет.
А какие еще образы есть в этом стихотворении? (Чинара)
- А что это такое?
Чинара - род величественных деревьев, в России встречаются в Крыму, на юге Кавказа(показ фото и иллюстрации)
А какой ее представили ученики на своих рисунках?
А вот художник Михаил Пиков видит её такой(показ репродукции)
В какой строфе и после чего она появляется?
- Какое место уделено в рассказе о листке его встрече с Чинарой?
Какой ее изображает поэт? Какие средства выразительности использует?
Эпитеты ( Занесем это в таблицу)
Какие детали особенно важны для характеристики мира, в котором она существует?
(Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья ,высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами )
Какой прием использует поэт, сравнивая два образа?
Противопоставление (антитезу)
дуб - холод, а чинара - тепло; "отчизна суровая" и "Чёрное море"?
Он - засох, она- свежа; Он пылен, она чиста;
Он странник, она нигде не была, ничего не видела
Он одинок, она любима
- Проанализируем диалог листка и чинары
- Чтение по ролям
Какое место занимает этот диалог?
Как высказывает свою просьбу листок?
(С мольбою, у него надежда начать новую жизнь)
Как при этом он себя называет и для чего?
Используется уменьшительно - ласкательный суффикс, эпитет бедный
Как относится к этой мольбе Чинара?
Почему автор не дает комментария к ее поступку?
Закончите на рабочих листках предложение " Одиночество - это::::.
Что у вас получилось?
6. Итог урока
Какой темой проникнуто стихотворение "Листок" ?
(Темой одиночества, звучит мотив непонятности, усталости и безысходности)
Образная система кем представлена?
Образом Листка - странника и чинары. Но фигура странника главная в стихотворении. За образом листка стоит человек с непростой судьбой.
Может быть это сам поэт. Лирический герой одинок и страдает от этого. И, к сожалению, мы с этим ничего не сможем сделать. А вот нашим помощникам, дубовым листкам, повезло больше. Мы можем их уберечь от одиночества, собрав вместе в большую семью нашего классного дуба, ведь это так просто делать других счастливыми, нужно просто о них подумать(звучит музыка).
Итак, доброе дело сделали, на уроке хорошо поработали:
- Приготовили презентацию:
- Показали творческие способности :
- Рисовали словесно и красками:
- Были активны:
7. Д/з Выразительное чтение стихотворения, найти средства художественной выразительности в стихотворении "Листок" (олицетворение, эпитет, сравнение, антитеза-противопоставление)
Проиллюстрировать стихотворение