"Слово – полководец человечьей силы" В.Маяковский

Разделы: Литература, Информатика


Предмет преподавания: русский язык + литература

Урок проводится в школьной библиотеке (2 урока): рассаживаемся полукругом, чтобы могли друг друга видеть.

Эпиграфы:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Анна Ахматова

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Н. Заболоцкий

Ветер горы разрушает. Слово народы поднимает (посл.)

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.
К. Паустовский

(Все эпиграфы проецируются на слайдах 1–3, презентация у автора) 

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о языке;
  • обобщить навык работы учащихся со справочной литературой;
  • расширить кругозор учащихся посредством работы со справочной литературой по русскому языку и русской литературе;
  • пополнить лексикон учащихся новыми словами через работу с различного вида словарями.

Задачи учащихся:

  • слушать, запоминать, закрепить практический навык работы со справочной литературой и выполнить на оценку практическую работу;
  • к уроку ребята подбирают и каждый записывает в специальную тетрадь высказывания известных людей о русском языке (сколько учащихся в классе, примерно столько и записей должно быть, учитель может добавлять свои подобранные цитаты).

Оборудование:

  • рабочие тетради по русскому языку;
  • на столах учащихся всевозможные словари и справочная литература по русскому языку и литературе;
  • подготовлена презентация «Слово – полководец человечьей силы» (В. Маяковский).

План урока

  1. Язык – явление общенародное.
  2. Справочники по русскому языку и литературе.
  3. Практическая работа со справочной литературой.
  4. Итоги работы: взаимообогащение добытыми на уроке знаниями.

Ход урока

I. Организация класса:

объяснение формы урока, целей урока и задач учащихся.

II. Язык – явление общенародное.

1. Слово учителя: Всего в мире примерно от 2,5 до 5 тысяч языков (точно установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка).

С помощью языка люди достигают взаимопонимания в труде, в быту, выражают и делают доступными для других свои мысли и чувства.

Он создается и развивается обществом, народом. Он активно влияет на развитие и состояние науки, образования, художественной литературы.

Когда-то один из известных людей планеты сказал, что «язык есть важнейшее средство человеческого общения».

(обращаемся к слайду 4: «Язык – это…»)

Язык применяется людьми для построения речи, а «Речь – это..» (слайд 5)

Язык и речь существуют в единстве. Речь – это великое чудо. Попробуйте чему-нибудь научиться без языка, не умея говорить. Без языка человек перестает быть человеком.

Главное в нашей речи – -слово. (слайд 6: «Слово – это …» ). Это самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого признака, понятия.

(читаем эпиграфы 2 и 3 на слайдах )

Наш язык – это «великий, могучи и прекрасный русский язык» (Тургенев) – слайд 7

2. Планета учит русский язык (небольшое ученическое сообщение).

3. Звучит стихотворение «Выучи русский язык»

4. Слово учит.: Для нас хорошо знать русский язык – дело нашей чести, т.к. это наш родной язык.

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».К. Паустовский.(слайд 8)

Русский язык – живой язык. Океан его слов неисчерпаем. Время неумолимо бежит вперед, и язык подчиняется ему – уходят старые слова, рождаются новые, живут пришедшие из других языков мира.

И чтобы постичь все это богатство, мы постоянно обращаемся к нашей справочной литературе, хранящей все то, что накоплено нашим языком, все его богатства.

Мы находимся в библиотеке. И все, что нас окружает, – книги. Книга – наш самый мудрый учитель. «Книга – это… – слайд 9).

Среди всех книг особое место занимают словари.

«Словарь – это…» (слайд 10).

III. Справочники по русскому языку и литературе.

  1. Звучит стихотворение «Словарь» С.Маршака.
  2. Рассказ о В.И Дале. Знакомство с его словарем.
  3. Справочники и словари и их разновидности (знакомство и демонстрация).
  4. Инструктаж по работе со словарями и справочниками.

IV. Практическая работа:

каждый ученик или группа из 2-3 (по желанию) человек получает карточку с заданием и работает со справочной литературой.



Например, карточка 1:

А) С помощью «Словаря синонимов» подобрать синонимы к словам:

Медленно –
Разиня –

Б) С помощью «Толкового словаря» дать объяснение словам:

Эссе –
Карикатура –

В) Подобрать антонимы к словам:

Находка –
Движение –
Веселье –

Г) Объяснить значение и происхождение крылатых выражений:

Камень преткновения –
Ищи ветра в поле – и т.д. (заданий может быть больше или меньше)

V. Проверка работы:

учащиеся или группы зачитывают выполнение своих заданий.

Таким образом, идет взаимообогащение учащихся добытыми на уроке знаниями.

Весь материал самостоятельной работы сдается учителю на проверку (что не успели зачитать).