Умение “воспринимать и анализировать художественный текст” - одно из важнейших в требованиях к уровню подготовки выпускников [1]. Курс “Русская словесность. От слова к словесности”, разработанный Р.И.Альбетковой, учит читать и понимать текст, анализировать его, раскрывать выразительные возможности языка художественных произведений. Это очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.
При изучении раздела “Слово в лирическом произведении”, на уроке закрепления изученного, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “На окне, серебряном от инея…”.
Цели урока: обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; краткое знакомство с личностью И.А.Бунина; словарно-орфографическая работа над трудной лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к русской классической поэзии.
Интеграция: литература, русский язык.
Технологии: информационно-коммуникационные, предметно-ориентированные, диалоговые технологии.
Оборудование: интерактивная доска, учебник “Русская словесность, 8-й класс”, раздаточный материал (текст стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…”), учебная презентация “Слово в лирическом произведении”.
Урок начинается с обозначения его темы: работаем с заглавием презентации. <Приложение 1>
Выразительно читаю наизусть стихотворение И.А.Бунина “Слово” (слайд № 2 учебной презентации “Слово в лирическом произведении”).
Укажите ключевое слово в стихотворении. Определите его лексическое значение.
Для ответа на поставленные вопросы ученики обращаются к “Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова”.
- “Слово, -а, мн. 1. Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. Слова делятся на слоги. 2. Самая речь, способность говорить. Дар слова. 3. Обычно мн. Разговор, беседа, что-либо сказанное. Понять друг друга без слов. 4. Устное публичное выступление. Заключительное слово докладчика. 5. Речь на какую-нибудь тему (стар.). “Слово о полку Игореве”.6. Право, позволение говорить публично. 7. Мнение, вывод. Сказать своё веское слово. 8. То же, что обещание. Взять с кого-нибудь слово. 9. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова А.С.Пушкина” [2].
По мнению учащихся, в стихотворении И.А.Бунина использовано второе лексическое значение. Добавлю, что стихотворение было написано в 1915 году, когда шла страшная мировая война. Поэт оставил завещание бережно относиться к Слову и сохранять его” [3].
- Итак, понятие “слово” многозначное, наша задача - рассмотреть возможности слова в лирических произведениях.
Кратко познакомимся с личностью поэта (работа со слайдом № 4 презентации).
- Бунин Иван Алексеевич (1870–1953), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1909). В лирике продолжал классические традиции (сборник “Листопад”, 1901). Автор рассказов и повестей, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан-Франциско”, “Тёмные аллеи” и других. Перевёл “Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).
- Прочитаем вместе прекрасную лирическую страницу И.А. Бунина “На окне, серебряном от инея…”. Перед чтением проведём лексическую работу: объясним, используя словари, лексическое значение слова “застреха”.
- “Застреха, -и, ж. В крестьянских избах: нижний, свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий край крыши” [4].
Выразительно наизусть прочитаю стихотворение.
- Легко ли слушалось стихотворение? Какие картины возникали у вас во время чтения стихотворения?
По мнению ребят (они работают с раздаточным материалом, в котором напечатан текст стихотворения) <Приложение 2>, это очень светлое и красивое стихотворение, которое хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали: окно, разрисованное в морозный денёк ледяными узорами, яркое, но холодное зимнее солнце и пленительная красота утра.
- Слова “поэтический” и “мир” вам хорошо знакомы по отдельности. В курсе “В мире литературы” А.Г.Кутузова вы встречались с понятием “поэтический мир”. Давайте вспомним его, обратившись к слайду № 8 нашей презентации: “ Это значит, что у каждого поэта свой неповторимый характер. Характер поэта, его личность отражаются в каждом стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. И в то же время поэтический мир – это автопортрет поэта. Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой” [5].
Таким образом, наша задача - открыть неповторимость поэта, прикоснуться к его поэтическому мастерству через роль слова в лирическом стихотворении.
- Укажите в тексте стихотворения И.А.Бунина “На окне, серебряном от инея…” эпитеты, сравнения, олицетворения, попробуйте объяснить их роль в тексте.
- В первой строфе великолепная метафора в сочетании с метафорическим эпитетом:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
Во второй строфе-олицетворения: “солнце, бодрое от холода”, “утро тихо, радостно и молодо”, “окно золотится…”.
- Благодаря этим средствам образной выразительности в обыкновенной зарисовке морозного утра читатель видит необыкновенную красоту русской зимы.
- Метафора, эпитет, олицетворение помогают увидеть красоту окружающего нас мира, открыть в обыкновенном необыкновенное.
- Они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают всё, что нас окружает.
- Определите стихотворный размер, особенности рифмы и строфы.
- Это шестистопный ямб с пиррихием в первой стопе, рифма перекрёстная, точная, чередуются дактилическая и женская рифмы, строфа - четверостишие.
Обобщим о роли стиха: стих - главный способ организации слов, который превращает высказывание в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль.
- В чём же мастерство И.А.Бунина - поэта?
“Бунин так умеет пользоваться словом, что его стихотворения – словно картины. …Зримость, осязаемость … - одно из отличительных свойств поэтического мира И.А.Бунина” [6].
В качестве домашнего задания предлагаю выполнить задание № 5, на странице 212, в учебнике “Русская словесность, 8 класс”: подготовить выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина “Последний шмель” и его анализ по вопросам, данным в учебном пособии.
Примечания
- “Программа по литературе для 5–11-х классов общеобразовательной школы”. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М: “Русское слово”, 2008, с. 167.
- С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. М., 2004, с. 955. с. 284.
- С.Н.Морозов “ “Жизнь и творчество И.А.Бунина”, вступительная статья к книге “Несрочная весна”. М., с. 22.
- “В мире литературы, 6-й класс. Часть 1”. Под общей редакцией А.Г.Кутузова. М., 2005, с. 90, 92.