Цели урока:
- подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
- выяснить взаимоотношения автора и героя;
- узнать основные положения критических статей о романе;
- развить понятие о романе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- тексты романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”;
- репродукции портретов Тургенева и Базарова, картины В. Перова “Старики-родители на могиле сына”;
- “Реквием” Моцарта;
- компьютер для демонстрации презентации.
Ход урока
1. Анализ 27-й главы.
Сегодня у нас последний урок по роману Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” перед написанием сочинения.
Презентация. 2-й слайд.
Постановка целей урока.
После анализа 2-х последних глав романа мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?
3-й слайд.
Обратимся к тексту 27-й главы.
Как родители отнеслись к неожиданному приезду Базарова? (Обрадовались.)
4-й слайд.
На какое время и с какой целью вернулся Базаров домой? (На 6 недель. Работать хочет. Просит не мешать.)
Как родители ласково называли сына? (“Енюша”, “Енюшенька”.)
Как вскоре изменился Базаров? (Появились скука, беспокойство, усталость.)
Как проходило общение Базарова с мужиками? (Базаров хотел услышать “воззрения на жизнь” мужиков. Они толком не отвечали, считали барина “шутом гороховым”.)
Сделайте вывод: был ли Базаров близок народу? (Базаров считает себя близким с народом. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его. Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже презирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.)
Чем стал заниматься Евгений? (Стал участвовать в практике отца, посмеиваясь над ним.)
Что стало причиной смерти Базарова? (Случайный порез пальца.)
Как отец отнесся к этому? (“Побледнел”, “схватил себя за голову”, “рухнулся под образами”, “ходил как помешанный”. Очень переживал последние дни жизни сына. После смерти Евгения “обуяло внезапное исступление”.)
Как мать вела себя? (Не ложилась. Смотрела издали на “Енюшу”. Пыталась все узнать у мужа. Сидела возле двери, иногда отходила молиться. После смерти сына вся в слезах, повисла на муже.)
Итак, на протяжении романа Василий Иванович и Арина Власьевна предстают любящими родителями, стремящимися, чтобы их сын нашел свое счастье в жизни, тяжело переживающими его смерть.
В русской критике существуют разные точки зрения по поводу отношения Базарова к родителям. Вот мнения современных исследователей творчества Тургенева.
5-й слайд.
В.Ю. Троицкий: “Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не может быть оправдана?”
6-й слайд.
Г. А. Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их”.
К какому мнению вы склоняетесь больше? Докажите примерами из текста. (2-е мнение: мать прекрасно варит борщи; согласен причаститься, если отцу станет легче. “Ведь таких людей, как они,…днем с огнем не сыскать”.)
Как развивалась болезнь Базарова? (Он сутки провел в “дремоте”. Понимает, что скоро умрет. Периодически становилось хуже. Ночью был жар.)
Как Базаров относится к смерти? (“Я не ожидал, что так скоро умру.” “случайность неприятная”, “сила вся еще тут, а надо умирать”, “поди попробуй отрицать смерть”.)
Кого хочет увидеть Евгений перед смертью? (Анну Сергеевну Одинцову.)
Каким предстал Базаров перед Одинцовой? (“…воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами”. Испугалась.)
7-й слайд.
О чем говорит Базаров? (Не хочет умирать. Любил Анну Сергеевну. Видит ее красоту. Задача – “умереть прилично”.)
С чем себя сравнивает Базаров? (Лампада – свеча – символ жизни.)
Какой троп используется для создания этого образа? (Метафора.)
Какие чувства у вас вызывает сцена смерти Базарова? (Жалко, что гибнет такой человек. Одна из самых проникновенных сцен романа.)
Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему роман заканчивается смертью героя? Выскажите свои мнения. (Перед лицом смерти проявились лучшие черты характера Базарова: сила воли, мужество, жалость к родителям, способность восторгаться и любить. Смерть Базарова закономерна: фигура трагическая и “обреченная на гибель”. У Базарова-нигилиста нет положительной программы на будущее. Он одинок идеологически. Герой испытывает внутренний конфликт: теория не выдержала испытание жизнью. Тургенев не видел в реальной жизни занятия, которым мог бы заняться Базаров.)
Записи в тетрадях.
2. Анализ 28-й главы.
Выясним, как сложились судьбы героев романа.
Чьи свадьбы состоялись? (Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой.)
Кто за столом вспомнил о Базарове? (Катя шепнула Аркадию, но тот не решился сказать вслух.)
Как сложилась судьба Анны Сергеевны Одинцовой? (“вышла замуж, не по любви, но по убеждению”.)
Где и как живет Павел Петрович Кирсанов? (В Дрездене, тяжело живется.)
Чем занимается Кукшина? (В Гейдельберге изучает архитектуру.)
Что делает Ситников? (В Петербурге продолжает “дело” Базарова.)
В каком тоне рассказано о дальнейшей судьбе героев? (С иронией в большей или меньшей степени.)
Возникает вопрос: почему Тургенев не закончил роман смертью Базарова, наиболее сильной в художественном отношении сценой? Для чего нужно было создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Попробуем вместе разобраться.
С чего начинается 28-я глава? (С описания зимнего пейзажа.)
Какой пейзаж видим в конце главы? (Осенний, очень лирический.)
Итак, на протяжении романа попеременно звучат 2 мотива: иронический и лирический. В последней главе лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.
Давайте прочувствуем это. Откройте последний абзац романа. Его часто называют реквиемом по главному герою. Реквием (латин. “покой”) – траурное музыкальное произведение. Постепенно этот термин вошел и в литературу. Ученица выразительно прочитает финал романа под музыку австрийского композитора Моцарта “Реквием”.
8-й слайд.
По какому произведению курса 9 класса знакомы с Моцартом? (Маленькая трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.)
Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Автор размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателей, о его неутешных родителях, “о вечном примирении”.)
Что характерно для синтаксического строя этого фрагмента? (Повторы, восклицания, риторические вопросы передают глубину и искренность чувств автора.)
9-й слайд.
10-й слайд.
Под впечатлением романа художник В. Г. Перов в 1874 году заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”, которая в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее. Посмотрите на ее репродукцию. Как художником изображены старики Базаровы? (Со спины, не видно их лиц, низко склонены их головы.)
Можно предположить, что родители изображены в тот момент, когда произносят прощальные слова сыну, сейчас уйдут, чтоб обязательно прийти вновь.
Записи в тетрадях.
3. Автор и герой.
До сих пор не утихают споры об отношении Тургенева к Базарову, хотя сам автор не раз высказывался по этому поводу уже после выхода романа в свет. Ученик сейчас познакомит нас с этими высказываниями.
В письме к Фету Тургенев сделал важное признание: “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. А в статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал: “…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача…В этом замечательном человеке воплотилось, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно…”. Также Тургенев писал о Базарове: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”. Вот еще фраза писателя о своем герое: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я,– я виновен и не достиг своей цели”.
Как Тургенев относился к нигилизму Базарова? (Не мог сочувствовать, особенно в отношении к природе, искусству, красоте.)
Но в описаниях Базарова нет иронии, сарказма, карикатуры.
Как описано чувство Базарова к Одинцовой? (С симпатией и ощущением внутреннего драматизма, уважением к силе чувства.)
Как дано описание болезни и смерти Базарова? (В подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой.)
Итак, автор противопоставляет герою не других героев, а саму жизнь.
4. Споры вокруг романа.
Споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Мы сейчас послушаем основные положения статей литературных критиков – современников Тургенева.
11-й слайд.
Ученица расскажет об основных положениях статьи Писарева “Базаров”.
Базаров – человек сильный по уму и характеру, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, но признавать их искренность – решительно необходимо. У Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое.
Автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети, его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они – соль земли.
Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга…; Евгений Васильевич один, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Базаров остался бездомным несогретым скитальцем. Базаров с народом держит себя просто. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость.
В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность. Это событие необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева.
Автор, создавая Базарова, хотел его разбить в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения.
Какую оценку дает Писарев Базарову? (Высокую.)
12-й слайд.
Ученица расскажет об основных положениях статьи критика Антоновича “Асмодей нашего времени”. Слово асмодей значит “злой демон”.
Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем современное движение русского общества, высказать в художественной форме свой взгляд на современное молодое поколение и разъяснить свои отношения к нему.
С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука. Но разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание.
Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливает на него всевозможные нелепости и всячески издевается над ним.
У автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной жизни, после того, как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем.
Если смотреть на роман с точки зрения его тенденций, то он и с этой стороны так же неудовлетворителен, как и в художественном отношении.
Как Антонович оценивает роман? (Негативно.)
13-й слайд.
Ученица расскажет о статье Страхова.
Как много величия кладет на Базарова глубина его жизни, его законченность, его непреклонная последовательная своеобразность. Тургенев дал плоть и кровь тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова; эта черта не случайная, а существенно необходимая.
Искусство – это идеализм, созерцание. Базаров – реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы. Базаров представляет собой живое воплощение одной из сторон русского духа. Базаров вовсе не такой человек, как можно бы думать по его внешним поступкам и по складу его мыслей. В жизни и в отношениях к людям Базаров не последователен в себе, но в этом обнаруживается его жизненность.
Глядя на картину романа, можно заметить, что, хотя Базаров головою выше других всех лиц, однако есть что-то, что в целом стоит выше Базарова.
В конце романа Базаров умирает. На минуту в душе его отца закипает буря, но она быстро затихает, и снова все становится светло. Могила Базарова озарена светом и миром, над нею поют птицы и на нее льются слезы.
Сам Тургенев отмечал, что “разбор Писарева необыкновенно умен…и…что он почти вполне понял все то, что я хотел сказать Базаровым”.
5. Развитие понятия о романе.
Дайте определение романа? (Большая форма эпического жанра литературы.)
Приведите примеры изученных романов. (“Герой нашего времени” Лермонтова, “Обломов” Гончарова.)
14-й слайд.
Вспомним общие черты романа как жанра:
- изображение человека в сложных формах жизненного процесса;
- многолинейность сюжета, охватываюшего судьбы ряда действующих лиц;
- большой объем по сравнению с другими формами эпоса.
Докажите, что “Отцы и дети” – роман. (Базаров изображен в сложном жизненном процессе, дважды проходит по одному кругу. Несколько сюжетных линий: Базаров, семья Кирсановых, Одинцова. Все сюжетные нити тянутся к главному герою.)
Каким романом считаются “Отцы и дети”? (Полемический роман: построен на антитезе, в центре изображения – споры героев, конфликты между персонажами, напряженные диалоги.)
6. Подведение итогов урока.
Итак, мы сегодня проанализировали финал романа, выяснили взаимоотношения автора и героя, узнали мнения о романе критиков, развили понятие о романе.
7. Домашнее задание.
Домашнее задание – подготовиться к сочинению по роману Тургенева “Отцы и дети”.
Темы сочинений по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
- Кто победил в идейной схватке между Базаровым и Павлом Кирсановым? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
- В чем проявляется сложность диалога “отцов” и “детей”? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
- Почему у Базарова не нашлось других “последователей”, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
- Автор и герой в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
- Базаров – “лицо трагическое” (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”).
- Русское дворянство в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
- Женские образы в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
Приложение: вопросы к уроку.