Цель урока: сформировать эмоционально-ценностное отношение к понятию футуризм как одного из направлений авангардного искусства начала XX века посредством анализа произведений художников и поэтов через совместную познавательную и творческую деятельность.
Тип учебного занятия: урок-мастерская (2 часа).
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: готовность к уроку, раскрытие темы и плана проведения урока.
II. Подготовка учащихся к основному этапу работы.
Цель: создать условия для понимания проблемы урока через знакомство с творчеством ведущих поэтов и художников авангарда.
1. Слово учителя.
- Что такое был этот 20 век?
- Чему он научил?
- Что он нам оставил?
Для России, пожалуй, больше всего красивых идей. Сегодня мы попытаемся понять одну из таких идей с необычным названием футуризм. Этим словом (с латинским корнем futurum – что значит будущее) принято называть авангардные явления в русской живописи и русской поэзии начала 20 века. Эти два искусства так тесно переплелись в жизни, что встал вопрос: что первично поэзия или живопись?
Послушаем мнение:
«Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» – написал поэт В. Хлебников в 1912 году. Он придумал и своё название этому направлению искусства – бутетлянство. А искусствовед Харджиев назвал картины художников футуристов «Кубистические иллюстрации к футуристическим стихотворениям».
2. Совершим путешествие во времени, перенесёмся в Москву 1912 года. Нам выпала редкая возможность побывать на диспуте поэтов-футуристов в Политехническом музее. Встречайте!
Инсценировка учащимися диспута поэтов-футуристов в Политехническом музее в 1913 году. (Приложение 1)
3. Вот так броско, ярко, скандально и весело заявили о себе футуристы. Провозгласив себя бутетлянами, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и в искусстве, творцов будущего в настоящем. Единый круг кубофутуристов объединил поэтов и художников. Их совместные манифесты, выставки, диспуты, поездки по стране служили одной цели – провозглашение нового искусства. Они вместе эпатировали публику, сотрудничали и соперничали, а главное – учились друг у друга. Более того, мы видим синтез искусств в творчестве одного мастера: многие поэты прекрасно владели кистью (Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых), а художники, в свою очередь, обращались к «речетворчеству», помещали свои стихи в сборниках футуристов (К.Малевич, В. Кандинский и П.Филонов).
4. Итак, я приглашаю вас на импровизированный вернисаж в Большую аудиторию Политехнического музея. Этот вернисаж устроен художественным обществом с дерзким названием «Бубновый валет». (Презентация со слайда № 10. Приложение 2)
5. Какое впечатление произвели на вас работы художников объединения «Бубновый валет»?
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах.
1. Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Создание групп учащихся (использованы элементы групповой формы работы). | Выбор групп по интересам. |
2. Слово учителя.
Каждое художественное направление формирует своё представление о красоте и гармонии. В чём вы видите необычность той картины мира, которую создают в своих произведениях художники- авангардисты? (Обратите внимание на жанр и тематику произведений!)
Есть несколько путей в поиске ответа на вопрос:
- через образ живописный,
- через образ словесный,
- через общение с документами, которые оставили нам футуристы. (Они очень красноречивы!)
Условно обозначим каждую группу:
I группа – слово.
II группа – изображение.
III группа – документ.
Каждая группа получает материалы для работы:
I группа – поэтические тексты футуристов; (В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников и др.)
II группа – репродукции картин художников авангардистов. (Презентация)
III группа – афиши, манифесты, программы художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». (Приложение 2)
3. Социализация №1.
Заслушиваются ответы групп. Выступает 1 человек от группы.
Итог социализации – недостаточно знаний для ответа на проблемный вопрос.
Корректировка учителем работы группы.
4. Продолжение работы в группах с предоставленными материалами.
Учитель предлагает группам в поисках ответа на вопрос обратить внимание на следующее:
I группа – Как живёт слово в поэзии футуристов?
II группа – Как строится композиция и в чём особенности колорита картин футуристов?
III группа – Что общего в художественных принципах поэтов и художников футуризма?
5. Социализация №2.
Предполагаемые ответы групп:
I – Наличие в поэзии футуристов неологизмов, окказионализмов, словотворчества; смешение стилей, депоэтизация языка, цветопись в поэзии.
II – Хаотичность композиции, условность формы, совмещение разных точек зрения в одном изображении (принцип сдвинутой конструкции), яркость колорита и декоративность изображения, «примитивный» взгляд художника на мир.
III – Свобода в выборе художественных средств, поиск новых форм, эпатаж обывателя.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.
Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала через формулировку ответа на проблемный вопрос.
Слово учителя:
- Так что же такое футуризм? Футуризм – это…
Продолжите это определение, используя те знания о творчестве художников-авангардистов, которые вы сегодня открыли для себя.
Предполагаемые примеры ответов: Футуризм – это открытие нового мира.
Футуризм – ...
- это свобода и смелость;
- это искусство для неравнодушных людей;
- это творчество в чистом виде;
- это энтузиазм;
- это синтез искусств;
- это эпатаж;
- это молодость и т.д.
V. Этап закрепления знаний в практической (творческой) деятельности
Цель: создать условия для формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к понятию футуризм через творческую деятельность.
Предлагаем принять участие в футуристической акции – оформление интерьера «Кафе поэтов».
Варианты творческих работ:
- создание вывески для кафе;
- выполнение эскизов росписи стен;
- создание коллажей и лозунгов;
- сочинение синквейнов о творчестве поэтов-футуристов и художников-авангардистов.
VI. Этап обобщения знаний.
Цель: выразить своё представление о произведениях авангарда через создание собственного художественного образа (представление творческих работ учащихся).
Слово учителя:
Вспомните свои первые впечатления о произведениях футуристов. Я думаю, они изменились. И это уже та первая ступенька, которую вы преодолели на пути познания. Художник-авангардист Павел Филонов писал: « Когда ты идёшь по лестнице, тебя поднимает не ступенька, а твои усилия». Об этом нужно помнить, когда вы общаетесь с искусством авангарда, ибо оно требует от читателя и зрителя, эмоциональных и интеллектуальных усилий. Тот, кто способен на такие усилия, поднимется ещё на одну ступеньку в своём творческом познании мира.
VII. Этап подведения итогов и рефлексия.
Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Характеристика работы класса. | Оценивают свою работу, работу группы
по 10-бальной системе: Я (работа на уроке). МЫ (работа группы). ДЕЛО (выполнение творческого задания). |