Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"

Разделы: Литература


Цель: Показать, как А.С. Пушкин, через 200 лет после событий смутного времени, отразил драматическими средствами эпоху, народ, отдельные личности.

Историческая трагедия “Борис Годунов” Михайловское декабрь 1824-ноябрь 1825 гг.

“Писанная в строгом уединении родового гнезда, трагедия была посвящена Н.М. Карамзину, знаменитому русскому писателю и историку. Драгоценной для россиян памяти Н.М. Карамзина сей труд, гением его вдохновленный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин.

План урока:

  1. Смутное время в России.
  2. Вступительное слово учителя литературы и учителя истории .
  3. Причины создания трагедии (поражение декабристов).
  4. Позиция Карамзина и Пушкина в изображении царя Бориса, народа.
  5. Новый взгляд А.С. Пушкина на народ в движении и развитии и показ личности царя через судьбу народа.
  6. Роль Михайловского в создании трагедии, сохранившиеся археологические находки в окрестностях Пушкиногорья (городище Воронич), Святогорский монастырь и др.).
  7. Основное содержание трагедии.
  8. Инсценирование сцены в Чудовом монастыре и сцены “Корчма на Литовской границе”.
  9. Видеокадры из видеокассеты “Судьбы скрещенье".   (А.С. Пушкин и М.А. Мусоргский).
  10. Начало урока, видеокадр" Царь Борис". (Из видеокассеты “Судьбы скрещенье”).

Учитель литературы

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской,
Быль записывал монах.

Этими словами мы хотим начать рассказ о величайшем художественном создании А.С. Пушкина – исторической народной драме – трагедии “Борис Годунов”. Создана она о периоде в русской истории, называемом “Смутное время”.

Почему “смутное” - слово учителю истории .

Ребята, на последних уроках истории мы познакомились с одним из трагических периодов русской истории – Смутным временем. Давайте вспомним, почему период с 1598 по 1613 гг. называется Смутой. И для этого назовем основные события и деятелей этой эпохи и предшествующей ей.

Учитель называет даты. Учащиеся события.

  • 1584-1598 гг. – правление царя Федора, сына Ивана Грозного.
  • 1591 г. – убийство младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия в Угличе.
  • 1598-1605 гг. – правление Бориса Годунова, избранного царем Земским Собором.
  • Краткую биографическую справку о Борисе Годунове рассказывает ученица.
  • 1601-1603 гг. – стихийные бедствия (дожди, ранние заморозки, неурожай, голод в стране, отсюда недовольство Борисом Годуновым).
  • 1604 г. – появление на русских землях Лжедмитрия I.
  • Краткая биографическая справка о Лжедмитрии.
  • Апрель-июнь1605 г. – внезапная смерть Бориса Годунова. Правление его сына Федора.
  • Июнь-май 1605-1606 гг. – Россией правит Лжедмитрий I.
  • 1606-1610 гг. – правление Василия Шуйского.
  • Краткая биографическая справка о Шуйском.
  • 1606-1607 гг. – восстание И. Болотникова.
  • 1607-1610 гг. – появление Лжедмитрия II и образование Тушинского лагеря.
  • 1609-1611 гг. – интервенция Речи Посполитой и Швеции на территории России.
  • 1611 г. – первое ополчение (Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой).
  • 1612 г. – второе ополчение Минина и Пожарского.

Итак, мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, правительство “Семибоярщина”. Вспыхнуло несколько крестьянских восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить свою государственность.

Смутное время стало в истории России, в сознании ее жителей, важнейшим рубежом. Долгие годы и десятилетия потрясения, поражения и победы той поры, героической и трагической, будоражили современников и потомков. Оно породило большое число откликов в летописных сводах, исторических трудах, литературных произведениях, в музыке и живописи.

О русских людях, царях и придворных, летописцах и чернецах, живших в далекое смутное время, в 17 веке. Наш урок дополнят рассказы учащихся об одном из интереснейших царей этого периода, Борисе Годунове, о хитром царедворце, родовитом боярине Василии Шуйском, тоже бывшим русским царем .

(Звучат рассказы учащихся).

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М. Карамзина, Пушкина, Фаворского, Мусоргского, Шаляпина и других деятелей искусства.

Первая русская реалистическая трагедия, замысел которой был современен Пушкину. Под влиянием войны 1812 года, участия народа в этой войне, русское общество и дворянство волновало самодержавие и крепостное право, что впоследствии привело к восстанию 1825 года. Интерес к прошлому своей страны усиливался с появлением первых томов “Истории Государства Российского” Н.М. Карамзина, вышедших в 1818 году. В это время поэт закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

“Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили”, - писал А.С. Пушкин.

Карамзин, проделав огромный труд, собрал и систематизировал фактический материал, подойдя не с позиции народа, а прославляя царскую власть и самодержавие. Остановился историограф и на событиях смутного времени, начале 17 века, написав 10-ый  и 11-ый  тома посвятив их царствованию Б. Годунова, мы видим сына Бориса-  Федора на русском престоле.  И следуя за летописцем Пименом, героем пушкинской драмы, скажем:

Да ведают потомки православной,
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро,
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Неудивительно, что свою трагедию Пушкин создавал в Михайловском, которое находилось рядом с древней границей псковских земель с Литвой и Польшей. Все здесь дышало и дышит стариной. Рядом Святогорский монастырь, созданный по приказу Ивана Грозного. На окрестных с Михайловским холмах следы старинных укреплений. В километре от усадьбы Савкина гора и городище Воронич с остатками земляного вала, через который прошел со своими войсками Лжедмитрий по пути в Москву. Материалы о Пугачеве и Стеньке Разине прислал поэту  в Михайловское его брат.

Видеокадр" Михайловское":

Окрестности усадьбы: городище Воронич, Савкина гора, Тригорское.

Основное содержание трагедии – сообщение учащейся 7 класса.

Учитель литературы:

К главным сценам трагедии мы отнесем сцены в Кремлевских палатах и на Красной площади, сцену в Келье Чудова монастыря, Корчма на Литовской границе, сцены в Польше, сцены свидания Марины и Самозванца, Лобное место у Кремля. Эти сцены явились главными, решающими в опере. Мусоргского, а главным лицом – Борис Годунов – личность трагическая, метущаяся, страдающая. Таким его показал поэт, а вслед за ним и композитор Мусоргский в своей опере “Борис Годунов”.

Видеокадр “Ночь. Келья в Чудовом монастыре”: (Ученик читает монолог Пимена).

Учитель литературы:

Умудренный опытом старец, свидетель многих событий, правдиво пишущий свою летопись, живший в эпоху многих мятежей, нарастания народной грозы, внезапной смерти то одного царя то другого.

Пушкин, ценя труд Карамзина, следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком, он взял из трудов весь фактический материал, недосказанную историю убийства малолетнего царевича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, которой придерживается и летописец.

Уж не видать такого нам царя,
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

Обобщенный образ древнерусского монаха-летописца мы видим в лице Пимена (о Пимене рассказывает ученик).

“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях”.

Инсценировка сцены в Чудовом монастыре:

Гармоничность монолога Пимена говорит о душевной уравновешенности.

Учитель представляет учащихся , которые играют роли Пимена, Григория, Отрепьева.

Недаром многих лет свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною.
– начинает летописец Пимен

Учитель литературы:

И, наконец, мы говорим о главном герое драмы. История Годунова, вступившего по Карамзину на царский престол ценою убийства законного наследника Димитрия, была аналогична с царем АлександромI, вступившем на трон из-за убийства его отца Павла (Александр косвенно был причастен к этому убийству).

У Карамзина все, что случилось с Борисом Годуновым, его сыном, женою, матерью, дочерью – божий суд над убийцей законного наследника.

У Пушкина Гришка Отрепьев, будущий самозванец, тоже говорит в келье Чудова монастыря.

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, -
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Выступление о Борисе Годунове (выступление учащейся):

Учитель литературы:

Самая драматическая эпоха новейшей истории.

Писатель-драматург не повествует о жизни, а развертывает ее в действии героев, каждый из которых говорит за себя, поступает соответственно своему характеру (Пимен, Шуйский, Марина Мнишек, царь Борис – в трагедии Пушкина 60 действующих лиц в 23-х сценах). Мы видим, слышим этих людей, современников 17-го века. Борис не только злодей, цареубийца, но и страдающий, в муках, умный правитель, любящий отец, несчастный человек.

Монолог Бориса из сцены Царские палаты (читает ученик):

Учитель литературы:

Достиг я высшей власти
Шестой уж год я царствую спокойно.

В этих терзаниях и мучениях Бориса (1551-1605 гг.) уже заключено наказание за совершенные преступления и грехи. Учась у Шекспира и Расина, великих европейских драматургов, Пушкин, наряду с трагическими сценами дает и бытовые, и комические сцены.

Корчма на литовской границе:

Сразу шесть народных образов: здесь и хозяйка корчмы, умеющая приспосабливаться к любому гостю, и два странствующих, собирающих деньги на монастырь монаха: Варлаам и Мисаил – наблюдательные, остроумные, веселые и неунывающие, здесь и будущий царь-самозванец, а пока чернец, сбежавший из Чудова монастыря, честолюбивый, беспринципный, без роду без племени, готовый предать родину ради своих коварных целей- Григорий. “Всякий был годен, чтобы сыграть эту роль”, - писал поэт.

Сцена “Корчма на литовской границе”:

Хозяйка – Савченко К.

Беглый чернец – Зеньков А. (Гранкин И.)

Монахи: Мисаил – Кирнос С., Варлаам – Устюжин Е.

Приставы – Филин Д., Новокрещенов А.

Вся многоликая пестрая Русь. Язык героев глубоко индивидуален.

Отец Варлаам – наиболее яркий образ из двух монахов, его речь пересыпана прибаутками, шутками, в рифму, оба они хорошие актеры. Их языки развязываются, когда они оказываются в спокойной обстановке, они шутят, заигрывают с хозяйкой, поют. Их речь и поведение меняется, когда они оба чувствуют, что жизнь висит на волоске.

Отстаньте, сукины дети! Что я за Гришка?

Как? 50 лет, борода седая, брюхо толстое! Нет, брат,

Молод еще надо мною шутки шутить!

Плохо, сыне, плохо! Ныне христиане стали скупы, деньгу любят, деньгу прячут. Мало богу дают.

Белинский В.Г., великий русский критик, читая эту сцену, выронил книгу из рук, чуть не сломал стул и закричал: “Да это ведь живые люди! Я видел, я вижу, как он, Грищка, бросился в окно!”

Учитель литературы:

Дальнейшим развитием глубоко демократических тенденций народной трагедии Пушкина – это опера М.П. Мусоргского “Борис Годунов”, ставшая ярчайшей страницей в истории не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Образы людей, психологию которых тонко показал композитор, поражают нас страстностью, искренностью, индивидуальностью. Это образ русского царя Бориса, личность мятущаяся, страдающая, трагическая. Это и образы Самозванца и  Марины Мнишек, личностей ярких, тщеславных, беспринципных, мечтающих любой ценою встать на русский престол. Это и самобытная фигура летописца Пимена. И для каждого композитор нашел определенные музыкальные характеристики. Одна из ярких сцен в опере – выход Бориса к народу, который помогал ему встать на русский престол, а теперь готов его свергнуть. Борис – царь-деспот, как Иван III, Иван IV и у Карамзина, и у Пушкина.

“Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ
Так думал Иоанн, смиритель бурь, разумный самодержец,
Так думал и его свирепый внук.

Для того времени политика собирания власти в одних руках была прогрессивной. Но народ как всегда был жертвой определенных обстоятельств, тяжелых для него.

Народу в пушкинской трагедии отводится необычайно большое место.

50 раз упоминается слово народ. Он участвует во многих сценах. Народ-море, морской прибой. Народ падает на колени, умоляя Бориса встать на престол.

Венец за ним! Он царь! Он согласился?
Борис наш царь! Да здравствует Борис!

И заканчивается трагедия словами: “Безмолвствует народ”. Народ – решающая сила истории. Что же происходило в смутное время? Интриги, доносы, заговоры, убийства. Самозванцы, которых в то время насчитали 7, приводили польских интервентов в Москву, но истинным судьей его становился народ. Во фразе “Безмолвствует народ” заключена судьба Самозванца.

Вывод: то, что трагедия завершается безмолвным, но все-таки судом над чужеземным человеком, без роду без племени и без родины, является значительной чертой, и недаром трагедия называется народной. Ведь это трагедия и народа, которым помыкают, и который равно осуждает и Бориса, и Самозванца. В безмолвии народа и зарождающийся гул будущих народных восстаний, в частности, под предводительством Ивана Болотникова, Степан Разина, Емельяна Пугачева.

Историк может воссоздать историю, но воскресить минувшее, оживить его можно только средствами поэзии, музыки, живописи, искусства, что и сделала великий А.С. Пушкин и великий М.В. Мусоргский.

Эта мысль звучит в словах предка поэта Григория Пушкина в разговоре с царедворцем Басмановым

Перед тобой не стану я лукавить,
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой,
А мнением, да мнением народным.

Учитель истории:

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени, о котором мы так подробно говорили на нашем уроке. Около 400 лет прошло с тех пор, но события начала 17-го века с удивительным постоянством напоминают о себе. Особенно тогда, когда власти нужно сплотить народ вокруг себя, воззвать к патриотическим чувствам.

4-го ноября отмечается православный праздник Казанской иконы Божьей Матери. В войске ополченцев находилась икона Богоматери, присланная из Казани, которая, как считалось, помогла русским ополченцам победить.

В 20-х годах 18-го столетия, вскоре после изгнания Наполеона из Москвы, на Красной площади был воздвигнут памятник руководителям ополчения К. Минину и Д. Пожарскому.

В начале 20-го века деятелей ополчения вспоминали в ходе пышного празднования 300-летия династии Романовых.

И сейчас, в наши дни, Государственная дума обсуждает вопрос об объявлении 4 ноября праздником, Днем народного единства в память о победе русского народа над интервентами. Вот так до сих пор события Смутного времени волнуют умы не только деятелей искусства, но и политиков.

Подведение итогов.