Цели:
- На примере лирики М.Ю.Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте.
- Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации.
- Воспитывать вдумчивое чтение, развивать образное мышление.
- Приобщить учащихся к творчеству поэта, вызвать интерес к дальнейшему знакомству с его произведениями.
Вид урока: интегрированный.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока
I.Организация урока. Вступительное слово учителя.
Слайд 1. Портрет поэта. Музыка. 1 мин. 40 с.
Чтение стихотворения “Родина”
- О чем это стихотворение?
- Как называет поэт свое чувство в 1-й строке?
Слайд. Ключевые слова. 1 мин.
Странной, противоречивой и в то же время пламенной является любовь к родине. 1 мин
Как выражает поэт эти сложные противоречия, какие средства языковой выразительности использует в своих произведениях, мы попытаемся сегодня проследить , проникнув в творческую мастерскую поэта.
Запишите тему урока.
Слайд 2 Тема урока. 30 сек
30 сек. Лирика Лермонтова - поэзия глубокой мысли. Его стихотворения наполнены силой отрицания и поражают глубиной противоречий. Такая поэзия требует особых языковых средств.
Дома вы подобрали примеры из стихотворений поэта с сложными предложениями и разными видами союзов. Давайте проанализируем их . (Устно.)
Работа со стихотворениями “Печально я гляжу на наше поколенье”, отрывки из “Маскарад”, “Молитва”
Задание. На доске составить схемы предложений, прокомментировать предложение.
Слайд 3. Предложение из стих-я.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
“Дума”
Анализ предложения из стих-я “Дума” - роль сочинительного союза И. 3 мин.
Вопросы:
- Вкаком значении употреблен сочинительный союз И? (одновременности происходящих событий)
- Какой стилистический прием использует автор в первом предложении? (антитеза).
- С какой целью использует автор соединительный союз И, соединяя абсолютное противостояние?
Вывод 1. Слайд 4.
Повторяющийся союз И позволяет автору показать глубину и многогранность противоречий общества.
2 Анализ предложения из отрывка драмы “Маскарад”
Слайд 5. 3 мин.
То сам себя не понимал я,
То мир не понимал меня.
“Маскарад”
Вопросы:
- Значение данного союза. (чередование событий)
- Какой стилистический прием использует автор в первом предложении? (анафора)
- С какой целью использует автор соединительный союз?
Вывод 2. Слайд 6
Чередование в жизни поэта периодов, когда он был не в ладу с сами собою, когда не был понят обществом.
Предложение 3 анализируем с классом. “Молитва”
Слайд 7.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
“Молитва”
Вопросы: 7 мин
Какое предложение? Обоснуйте свой вывод.
Давайте попробуем создать информационное гнездо вокруг этого слова, чтобы увидеть, какую роль играет данный союз в этом стихотворении.
Слайд 8
3 . Что говорится о слове в 1-м предложении? (сила благодатная)
4. Что говорится о слове во 2-м предложении? (святая прелесть)
5. Что говорится о силе? (есть)
6. Что говорится о прелести? (дышит)
7. Обратите внимание на лексику в верхних блоках. Куда ведет нас мысль при чтении этих слов? (вверх, к небесам, что-то святое, духовное)
8. О чем говорят глаголы в нижнем ряду?. Что отражают эти глаголы? (реальность, жизнь)
9. Что соединяет эти образы воедино? (союз И)
10. Какую роль играет союз И в данном ССП? (соединяет категории реальности и вечности. Слово, особенно божественное слово , -благодать, озарение, свет.
Проверка учеников, работающих у доски. 3 мин
Индивидуальная работа у доски.
Задание: вставить пропущенные знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения, составить схему.
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
Дополнительное задание в рамках подготовки к ГИА:
Назвать слова, в которых наблюдается фонетический закон оглушения. (трав, пруд, встают)
Учитель: Илья Розанов в своей книге “Лермонтов – великий мастер стиха” пишет: “.. У каждого поэта своя пунктуация, и не мешает знать, какое значение придает поэт тому или иному знаку препинания. Для Лермонтова очень характерно тире.Там, где по правилу должна стоять запятая, Лермонтов ставит тире, подчеркивая особую силу мысли.”
Работа с классом. 10 мин.
Задание:произвести синтаксический разбор из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина”
С отрадой, /многим незнакомой/,
я вижу полное гумно,
избу, /покрытую соломой/,
с резными ставнями окно,и в праздник, /вечером росистым/,
смотреть до полночи готов,
на пляску с топаньем и свистом
под говор пьяных мужичков.
Назвать, чем осложнены простые предложения в составе ССП.
(Распространенные определения, однородные дополнения)
Слайд 9. Текст.
Сначала проверить правильность выполнения работы.
Вопрос: какую роль играет в данном предложении союз И?
Создание информационного гнезда.
Слайд 10.
- Какие поэтические образы создает автор в первом предложении?(полное гумно)
- Какой смысл заключен в этом образе? (хлеб, сытость)
- 2-й образ? (изба срезными ставнями)
- Как можно назвать такую жизнь, если это не лачуга, а дом да еще с резными ставнями? (хорошая жизнь, в достатке)
- Какие образы во 2-м предложении? (праздник и пляска мужичков)
- В каком слове чувствуется любовь автора к народу?
- (Мужички)
- Какой представляет себе автор родину, создавая эти картины?
- Какая синтаксическая деталь помогает нам увидеть целостную картину? Что объединяет их? (союз И)
Вывод: какую роль в данном стихотворении играет использование ССП ? (увидеть широту поэтического взгляда поэта, почувствовать глубину его любви к родине).
Проверка ученика, работающего у доски.
Самостоятельная работа. Конструирование предложений. 7 мин.
Слайд 11.
Задание:
Из данных предложений составить 3 предложения с различными союзами и различных конструкций, учитывая смысловые отношения. Вставить пропущенные орфограммы, графически объяснить их.
Лирический герой ра(н,нн)его Лермонтова – поэт, вечный стра(н,нн)ик, свободы друг.
Он же и разочарова(н,нн)ый демон.
Лирический герой более позднего периода творчества Лермонтова – романтик.
Потому в нем живет “желание блаженства”, образ небесно-земного , соверше(н,нн)ого мира.
Лирический герой последнего периода творчества сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого. Это дает ему право судить о болезнях изнутри, из собстве(н,нн)ого опыта.
Образец:
1. Лирический герой ра(н,нн)его Лермонтова – поэт, вечный стра(н,нн)ик, свободы друг, но он же и разочарова(н,нн)ый демон.
2. Лирический герой более позднего периода творчества Лермонтова – романтик, и потому в нем живет “желание блаженства”, образ небесно-земного , соверше(н,нн)ого мира.
3. Лирический герой последнего периода творчества сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого, - и это дает ему право судить о болезнях изнутри, из собстве(н,нн)ого опыта.
Вывод по уроку:
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- Какую роль в поэзии Лермонтова играют ССП?
- Как союзы ССП помогают понять стихотворение, увидеть его глазами автора?
Учитель: в основе творчества поэта лежит столкновение страстных стремлений лучших людей его эпохи к борьбе. Отсюда трагизм его произведений, мотивы тоски, грусти, одиночества. С другой стороны – вызов, стремление высказать свои, порой очень едкие мыли.
Слайд 12.
Рефлексия. “Закончи предложение” выбрать предложения и закончить их.
- Сегодня на уроке я узнала…
- Самым интересным для меня было…
- Для себя я возьму…
- М.Ю.Лермонтов стал для меня…
- Меня удивило(и)…
- Сегодня я задумалась (лся)о…
- Сегодня я открыл(а) в себе…