Сложное предложение как средство выразительности в лирике М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература


Цели:

  • На примере лирики М.Ю.Лермонтова закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении, его структуре; показать контекстуальную роль союзов в поэтическом тексте.
  • Формировать навыки лингвистического анализа текста, его интерпретации.
  • Воспитывать вдумчивое чтение, развивать образное мышление.
  • Приобщить учащихся к творчеству поэта, вызвать интерес к дальнейшему знакомству с его произведениями.

Вид урока: интегрированный.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I.Организация урока. Вступительное слово учителя.

Презентация

Слайд 1. Портрет поэта. Музыка. 1 мин. 40 с.

Чтение стихотворения “Родина”

- О чем это стихотворение?

- Как называет поэт свое чувство в 1-й строке?

Слайд. Ключевые слова. 1 мин.

Странной, противоречивой и в то же время пламенной является любовь к родине.  1 мин

Как выражает поэт эти сложные противоречия, какие средства языковой выразительности использует в своих произведениях, мы попытаемся сегодня проследить , проникнув в творческую мастерскую поэта.

Запишите тему урока.

Слайд 2 Тема урока. 30 сек

30 сек. Лирика Лермонтова - поэзия глубокой мысли. Его стихотворения наполнены силой отрицания и поражают глубиной противоречий. Такая поэзия требует особых языковых средств.

Дома вы подобрали примеры из стихотворений поэта с сложными предложениями и разными видами союзов. Давайте проанализируем их . (Устно.)

Работа со стихотворениями “Печально я гляжу на наше поколенье”, отрывки из “Маскарад”, “Молитва”

Задание. На доске составить схемы предложений, прокомментировать предложение.

Слайд 3. Предложение из стих-я.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
“Дума”

Анализ предложения из стих-я “Дума” - роль сочинительного союза И. 3 мин.

Вопросы:

  1. Вкаком значении употреблен сочинительный союз И? (одновременности происходящих событий)
  2. Какой стилистический прием использует автор в первом предложении? (антитеза).
  3. С какой целью использует автор соединительный союз И, соединяя абсолютное противостояние?

Вывод 1. Слайд 4.

Повторяющийся союз И позволяет автору показать глубину и многогранность противоречий общества.

2 Анализ предложения из отрывка драмы “Маскарад”

Слайд 5. 3 мин.

То сам себя не понимал я,
То мир не понимал меня.

“Маскарад”

Вопросы:

  1. Значение данного союза. (чередование событий)
  2. Какой стилистический прием использует автор в первом предложении? (анафора)
  3. С какой целью использует автор соединительный союз?

Вывод 2. Слайд 6

Чередование в жизни поэта периодов, когда он был не в ладу с сами собою, когда не был понят обществом.

Предложение 3 анализируем с классом. “Молитва

Слайд 7.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
Молитва”

Вопросы: 7 мин

  1. Какое предложение? Обоснуйте свой вывод.
  2. Какой поэтический образ создает автор в своем стихотворении? (слово)

Давайте попробуем создать информационное гнездо вокруг этого слова, чтобы увидеть, какую роль играет данный союз в этом стихотворении.

Слайд 8

3 . Что говорится о слове в 1-м предложении? (сила благодатная)

4. Что говорится о слове во 2-м предложении? (святая прелесть)

5. Что говорится о силе? (есть)

6. Что говорится о прелести? (дышит)

7. Обратите внимание на лексику в верхних блоках. Куда ведет нас мысль при чтении этих слов? (вверх, к небесам, что-то святое, духовное)

8. О чем говорят глаголы в нижнем ряду?. Что отражают эти глаголы? (реальность, жизнь)

9. Что соединяет эти образы воедино? (союз И)

10. Какую роль играет союз И в данном ССП? (соединяет категории реальности и вечности. Слово, особенно божественное слово , -благодать, озарение, свет.

Проверка учеников, работающих у доски. 3 мин

Индивидуальная работа у доски.

Задание: вставить пропущенные знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения, составить схему.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.

Дополнительное задание в рамках подготовки к ГИА:

Назвать слова, в которых наблюдается фонетический закон оглушения. (трав, пруд, встают)

Учитель: Илья Розанов в своей книге “Лермонтов – великий мастер стиха” пишет: “.. У каждого поэта своя пунктуация, и не мешает знать, какое значение придает поэт тому или иному знаку препинания. Для Лермонтова очень характерно тире.Там, где по правилу должна стоять запятая, Лермонтов ставит тире, подчеркивая особую силу мысли.”

Работа с классом. 10 мин.

Задание:произвести синтаксический разбор из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина”

С отрадой, /многим незнакомой/,
я вижу полное гумно,
избу, /покрытую соломой/,
с резными ставнями окно,

и в праздник, /вечером росистым/,
смотреть до полночи готов,
на пляску с топаньем и свистом
под говор пьяных мужичков.

Назвать, чем осложнены простые предложения в составе ССП.

(Распространенные определения, однородные дополнения)

Слайд 9. Текст.

Сначала проверить правильность выполнения работы.

Вопрос: какую роль играет в данном предложении союз И?

Создание информационного гнезда.

Слайд 10.

  • Какие поэтические образы создает автор в первом предложении?(полное гумно)
  • Какой смысл заключен в этом образе? (хлеб, сытость)
  • 2-й образ? (изба срезными ставнями)
  • Как можно назвать такую жизнь, если это не лачуга, а дом да еще с резными ставнями? (хорошая жизнь, в достатке)
  • Какие образы во 2-м предложении? (праздник и пляска мужичков)
  • В каком слове чувствуется любовь автора к народу?
  • (Мужички)
  • Какой представляет себе автор родину, создавая эти картины?
  • Какая синтаксическая деталь помогает нам увидеть целостную картину? Что объединяет их? (союз И)

Вывод: какую роль в данном стихотворении играет использование ССП ? (увидеть широту поэтического взгляда поэта, почувствовать глубину его любви к родине).

Проверка ученика, работающего у доски.

Самостоятельная работа. Конструирование предложений. 7 мин.

Слайд 11.

Задание:

Из данных предложений составить 3 предложения с различными союзами и различных конструкций, учитывая смысловые отношения. Вставить пропущенные орфограммы, графически объяснить их.

Лирический герой ра(н,нн)его Лермонтова – поэт, вечный стра(н,нн)ик, свободы друг.

Он же и разочарова(н,нн)ый демон.

Лирический герой более позднего периода творчества Лермонтова – романтик.

Потому в нем живет “желание блаженства”, образ небесно-земного , соверше(н,нн)ого мира.

Лирический герой последнего периода творчества сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого. Это дает ему право судить о болезнях изнутри, из собстве(н,нн)ого опыта.

Образец:

1. Лирический герой ра(н,нн)его Лермонтова – поэт, вечный стра(н,нн)ик, свободы друг, но он же и разочарова(н,нн)ый демон.

2. Лирический герой более позднего периода творчества Лермонтова – романтик, и потому в нем живет “желание блаженства”, образ небесно-земного , соверше(н,нн)ого мира.

3. Лирический герой последнего периода творчества сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого, - и это дает ему право судить о болезнях изнутри, из собстве(н,нн)ого опыта.

Вывод по уроку:

  1. Что мы сегодня узнали на уроке?
  2. Какую роль в поэзии Лермонтова играют ССП?
  3. Как союзы ССП помогают понять стихотворение, увидеть его глазами автора?

Учитель: в основе творчества поэта лежит столкновение страстных стремлений лучших людей его эпохи к борьбе. Отсюда трагизм его произведений, мотивы тоски, грусти, одиночества. С другой стороны – вызов, стремление высказать свои, порой очень едкие мыли.

Слайд 12.

Рефлексия. “Закончи предложение” выбрать предложения и закончить их.

  • Сегодня на уроке я узнала…
  • Самым интересным для меня было…
  • Для себя я возьму…
  • М.Ю.Лермонтов стал для меня…
  • Меня удивило(и)…
  • Сегодня я задумалась (лся)о…
  • Сегодня я открыл(а) в себе…

Приложение у уроку.