Цели урока:
- Обучающая - знакомство с поэзией раннего Маяковского, выявление тематики и проблематики стихов раннего периода его творчества, установление идейной связи его поэзии с русской литературой XIX века.
- Развивающая - повторить изученное по курсу литература XIX, развивать представление учащихся о путях развития русской литературы, развивать эстетическую культуру и литературную речь учащихся, умение анализировать текст поэтического произведения.
- Воспитательная - воспитывать грамотного и вдумчивого читателя, интерес и любовь к русской литературе.
Ход урока
На доске эпиграф: Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского. М.И. Цветаева
Слово учителя
Попробуем сегодня понять, что за поэт - Владимир Маяковский, почему у одних его поэзия вызывает глухое раздражение и активное неприятие, у других - неиссякаемый со временем интерес и желание снова и снова перечитывать его стихи. Попробуем сегодня объективно и вдумчиво прочитать Маяковского. Откроем стихотворение, строчка из которого дала название нашему уроку. Это стихотворение 1913 года "Нате!"
Выразительное чтение этого стихотворения одним из учеников. Учитель предлагает перед анализом этого стихотворения вспомнить знаменитую "Незнакомку" А.Блока: сопоставив эти два стихотворения, мы сможем яснее понять идею стихотворения "Нате!".
Чтение стихотворения "Незнакомка".
Попробуем найти общее в этих стихотворениях. Какие образы противостоят в этих стихах? Это образ обывательского мира, мира пошлости и образ лирического героя.
Учитель предлагает выбрать из текста стихотворения "Нате!" ключевые слова, характеризующие пошлый мир: "обрюзгший жир", "в устах капуста", "белила густо", "устрица из раковин вещей", "грязная", "только озвереет", "стоглавая вошь". Это мир, в котором люди потеряли человеческий облик, в котором царствует сытая воинствующая пошлость. Этому миру противопоставлен лирический герой. Каково его отношение к этому миру? Герой ненавидит этот мир, в котором он одинок и беззащитен. А что же отличает эти стихотворения друг от друга? Учитель спрашивает, какое место в этом мире занимает лирический герой.
- Герой Блока находится внутри этого мира (“А рядом у соседних столиков…”), он чужой среди своих, он ненавидит этот мир, но живёт в нём.
- Герой Маяковского - вне этого мира, он выше его ("Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь..."). Он бросает вызов толпе, кричит миру “Долой!”.
Учитель предлагает обратить внимание на название стихотворения, в котором звучит вызов толпе. Традиция противопоставления толпы и лирического героя - поэта идут у Маяковского от Пушкинского "Поэта и толпы", а вызов толпе бросает Лермонтов в стихотворении "Как часто пёстрою толпою окружен ...".
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
А через 7 лет после Маяковского свой "железный" стих бросит в толпу герой стихотворения С.Есенина "Исповедь хулигана":
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах,
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потёмках освещать.
Прочитаем ещё одно стихотворение раннего Маяковского -"Надоело" 1916г. Может быть, за три года изменились отношения поэта с миром?
Чтение стихотворения "Надоело".
Учитель задает вопрос: "Изменился ли россиянин" по сравнению с тем, которого вы встретили стихотворении "Нате!"?
Выбираем ключевые слова: "пиджачная куча", "загадочнейшее существо", "два аршина безлицого розоватого теста", "мягкие складки лоснящихся щёк".
Эти слова и выражения подготавливают вывод, который делает поэт: "Нет людей".
Что можно сказать о лирическом герое этого стихотворения? Как он ощущает себя в мире, где "нет людей"? Герой по-прежнему одинок и беззащитен, но его желание "захохотать и плюнуть в лицо" сменяется иным. Герой идёт к людям, "тоскою ведомый", потребность найти человека ("Душа не хочет немая идти, а сказать кому?") сильнее страха, орущего "из сердца", он хочет щёки сжечь "огнями губ ему (человеку)", а целовать "истомившимися по ласке губами" приходится "умную морду трамвая". В этом стихотворении герой Маяковского не столько эпатирует, сколько страдает, желая быть понятым и услышанным.
Тема страдания в следующих стихотворениях сменится темой сострадания, отзывчивости на боль ближнего.
Читаем стихотворения:
- "Скрипка и немножко нервно"
(Роль бездушной толпы здесь играет оркестр: равнодушный барабан, "глупая тарелка", "меднорожнй, потный геликон". Но герой уже не одинок, у него есть "деревянная невеста" - скрипка, которую надо пожалеть, которой надо помочь, спасти её от насмехающейся, жестокой толпы: ''Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи''.
- "Хорошее отношение к лошадям
Толпа, состоящая из "смеющихся зевак", издевается над упавшей лошадью. И единственным, кто подошёл и пожалел "деточку", оказался поэт. И его слова:
Деточка
Все мы немножко лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь -
обращены всё-таки к людям, это попытка пробудить в них совесть, сочувствие ко всему живому, сострадание к ближнему.
Сострадание и любовь идут всегда рядом, одно без другого невозможно. Лирический герой ранней поэзии Маяковского воспринимает мир через любовь, но в любви он одинок и беззащитен.
- Читаем стихотворение "Лиличка!".
Любовью движим и герой следующего стихотворения "Послушайте!". Давайте послушаем, тем более, что Маяковский просит нас через несколько лет о том же:
Слушайте, товарищи потомки,
Агитатора, горлана - главаря.
Заглуша поэзии потоки,
Я шагну через лирические томики,
Как живой с живыми говоря.
Слушаем Маяковского:
- Чтение стихотворения "Послушайте!".
Учитель задает ученикам вопросы.
- Какая фраза определяет состояние лирического героя?
- Почему возник этот вопрос в душе лирического героя?
- Зачем же нужны этому кому-то звезды, почему они необходимы? Отвечает ли поэт на этот вопрос?
(Звёзды несут свет, который прогоняет страх, овладевающий людьми в тёмную, мрачную, беспросветную ночь, Хотя в конце стихотворения звучит тот же вопрос, но он уже превращается в риторический, так как ответ уже дан.)
Это стихотворение несомненно философское, в нём раскрываются вопросы смысла жизни и назначения творчества. И хотя написано оно в 1914 году, стремление нести людям свет своим творчеством Маяковский пронёс через всю жизнь.
В 1920 он подтвердит:
Светить всегда.
Светить везде.
До дней последних донца.
Светить -
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
И Солнца!
(“Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”)
Разве не близок здесь Маяковский Пушкину, призывавшему поэта "глаголом жечь сердца людей"? Разве не ощущается в этих строчках стремления помочь людям, внутренняя тревога за них, что отражено и в позиции Есенина: "Быть поэтом - это значит кровью чувств ласкать чужие души"? И разве не о гуманистической роли искусства скажет А. Твардовский, утверждая необходимость деятельности поэта, чтобы "чью-то душу отпустила боль"? В результате урока в тетрадях и на доске появляется следующая запись:
- “Нате!” - вызов толпе: “ Долой!”. Существование человека в бесчеловечном мире.
- “Надоело” - страдание от одиночества в мире, где “нет людей”. Желание быть понятым и услышанным.
- “Скрипка и немножко нервно” - призыв к состраданию, отзывчивости на боль ближнего.
- “Хорошее отношение к лошадям” - попытка пробудить совесть в людях. Сочувствие ко всему живому.
- “Лиличка!” - одиночество и беззащитность в любви.
- “Послушайте!” - вопрос смысла жизни и назначения творчества: нести людям свет.
Мы видим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были характерны для русских писателей и поэтов: тема противостояния поэта и толпы, трагического одиночества поэта, высокого назначения поэзии, смысла жизни. Но что же делает стихи Маяковского столь своеобразными, не похожими ни на какие другие, в чем секрет самобытности его творчества?
Этот секрет в уникальной откровенности авторского “я”. В новаторском подходе к поэзии, в создании им оригинальной стихотворной системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии 20 века.
Домашнее задание:
Ответить на вопрос: “Как я понимаю смысл стихотворения “А вы могли бы?”
Литература:
- Айзерман Л.С. Зачем я сегодня иду на урок литературы. Записки учителя-словесника, полвека работающего в школе. – М.: Захаров, 2005.