“...среди людей нужно сознавать своё достоинство”.
А.П. Чехов
Цели урока:
- Расширить представление о личности писателя;
- Углубить понятие комического в рассказе А.П. Чехова
- Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по содержанию текста, чтение по ролям, работа в парах.
Оборудование: презентация, таблицы для работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация: Сегодня мы будем говорить о творчестве А. П. Чехова.
- Ребята, а что вы знаете о писателе?
Я предлагаю познакомиться с А.П. Чеховым и его семьёй: презентация
А. П. Чехов (слайд 1) родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. (слайд 2)
“Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, (слайд 3) - пишет в своих воспоминаниях Александр
Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй (слайд 3) - у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович – таганрогский купец второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нёс на себе общественные – почётные, а потому и бесплатные – должности.”Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил – знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван - оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А.П. Чехова в Ялте.(слайд 4) В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию (слайд 5) и поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 6). Здесь, в Москве, он начинает сотрудничать в юмористических журналах (слайд 7) “Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник” в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов. Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Рувер, Крапива, Уллис. Работа в журналах научила Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить глубокое содержание. В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. (слайд 8) Писатель так обосновал своё решение: “Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа”.
Чехов никогда не замыкался на литературной деятельности. Живя в Мелихове, он, как врач, обслуживал 25 деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892-1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ (слайд 9) для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге. Но именно литература сделала имя А.П. Чехова бессмертным.
Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. Своим творчеством писатель не только утверждал лучшие качества людей, но и отмечал их недостатки.
3. Работа с эпиграфом.
*А. П. Чехов был убеждён, как он писал брату Михаилу, что “... среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время. (слайд10)
- Как вы понимаете эти слова?
- Подберите синонимы к слову Достоинство (честь, самоуважение) (слайд 11)
* Это качество отличало и самого писателя, всю свою жизнь соблюдавшего неписаные правила морального кодекса.
4. Определение темы урока.
А.П. Чехов был убеждён, что “человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”. Дома вы читали рассказ “Толстый и тонкий”
- Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал рассказ?
(Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье).
Какие противоречивые чувства. Значит, рассказы А.П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. “Смешное и грустное в рассказах Чехова”. (слайд 12)
Запишите тему в тетрадь
5. Постановка цели урока.
- Какую цель мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?
1. Определить, что в рассказе смешно, а что грустно.
2. Кто из героев рассказа теряет достоинство?
А что надо сделать, чтобы достичь цели?
Сравнить поведение и речь героев;
Выявить художественные детали, через которые автор показывает смешное и грустное?
6. Анализ рассказа
1. Обратимся к тексту рассказа. Передайте сюжет.
2. Вернёмся к началу.
“На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей”. (А.П. Чехов)
- В чём необычность такого начала (нет вступления) Почему? (краткость, лаконичность)
3. Слово учителя: Все литературоведы отмечают, что Чехов – мастер детали в художественном описании.
Один из секретов А. П. Чехов открывает в письме брату Александру: “Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...”Художественная деталь - (слайд 13) -
выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку.Запишем в тетрадь
Чехов старался выделить 1-2 детали, остальное, считал писатель, должны домыслить сами. Так как умение замечать и ценить детали свидетельствует о культуре читателя.
4. Вернёмся к тексту.
А. Обратим внимание на героев
- Какая деталь уже в названии характеризует героев? (эпитеты)
- Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
- А как описал толстого Чехов: “Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни” “Пахло от него хересом” (сорт крепкого виноградного вина), флёрдоранж- цветок померанцевого или цитрусового дерева (кисловато-горьковатый вкус) = одеколон
- О чём говорят нам детали? (перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.)
- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона.
- А как у Чехова? (“Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей”).
- Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (тонкий навьючен. (Вьюк - упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи). значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей).
- Какой приём использует писатель, представляя героев? (противопоставление)
Вывод: уже начало рассказа показывает различия между тонким и толстым, утверждая их противоположность.
Б. Посмотрите на иллюстрации художников, обращавшихся к рассказу А.П. Чехова. Мы с вами дорисовали портреты героев. Художник тоже имеет право домыслить за автором. (слайд 14)
- На какие детали обратил внимание художник Алимов? А Калаушин? Какую особенность героев отразил Яхнин?
- К рассказу обращались и скульпторы. На площади перед железнодорожным вокзалом города Таганрога появился памятник Толстому и Тонкому. Чеховские герои будто только что сошли с поезда и неожиданно встретились.
Какие детали характеризуют героев?
Обратите внимание на детский вернисаж, посвященный рассказу. Какие детали отмечают ваши сверстники? (слайд 15)
В. В 1982 году композитор Альфред Шнитке написал сюиту “Ревизская сказка”. Прослушайте фрагмент. (музыка на слайде 15)
Можно ли определить фрагменты, которые характеризуют толстого и тонкого?
Как вы это определили?
Вывод: Рассказ вызвал большой интерес, т.к. А.П. Чехов изображает разные человеческие типы.
Г. Описывает ли Чехов состояние героев? А как мы узнаём о нём? (по действию и диалогу)
- Прочтите диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей. (толстый, тонкий, автор) (Комментарий: облобызались – поцеловались)
“— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.” (Н.В. Гоголь)
На какие особенности речи толстого обращает внимание автор? (У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства.)
- Прочитайте речь тонкого. Какая интонация сопровождает рассказ о жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Как состояние тонкого отражается во внешности? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: “Жалованье плохое... ну да бог с ним!”, - не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить, (мимика и жесты).
Герострат – мифологический герой, который поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться Эфиальт – мифологический герой, который предал афинян, указав путь персам. Коллежский асессор –чиновника 8 класса из 14 Тайный советник – чиновник 4 класса = генералу
Вывод: Какие чувства испытывают герои при встрече? (оба рады) Какой смех звучит в этом эпизоде?
Работа в парах (слайд 16). Приложение.
Когда меняется поведение Тонкого?
Вывод по таблице: Кто и как изменился после разговора о службе?
Ответы учащихся (слайд 17, вспомогательный).
Какое же чувство вызывает тонкий? Жалость
А этот эпизод вызывает улыбку? Это весёлый смех ? (ирония) (слайд)
Мы выявили в тексте рассказа 2 вида смешного:
ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым.
ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”.(слайд 18)
Читаем у Чехова: “Толстый хотел было возразить что-то”. Почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого? (стошнило)
- Кто из героев рассказа теряет своё достоинство? Почему вы так думаете? (Тонкий. Показ чинопочитания, угодничества, трусости, пресмыкательства, низкопоклонства. Дружба ушла на второй план).
- К какому же выводу подводит нас А. П. Чехов? (возвращаемся к эпиграфу нашего урока, слайд 19)
7. Рефлексия.
Самостоятельная работа. Рассуждение.
Сформулируйте в нескольких предложениях ответ на вопрос:
Смешным или грустным показался рассказ? Почему? (слайд 20)
(Размышляя над рассказами Чехова, я вдруг понял: “маленьким” человека делают не чин и не положение в обществе. От самого человека зависит — быть ему “маленьким” или “большим”.)
Заслушиваем 3-4 ответа
Учитель литературы.
А.П. Чехов смеется над людьми, но это смех сквозь слезы. Ему обидно за тех людей, которые “умерли душой”! Мелкий чиновник в изображении Чехова — это пресмыкающийся и трусливый человек.
По этому поводу сам Чехов писал: “...Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником, т.е. мелким человеком”.