Вид урока: Обучение работе с художественным текстом и анализу художественного произведения.
Форма урока: Беседа проблемного характера с элементами анализа художественного произведения.
Цели урока:
1) выявить смысловое своеобразие повести через её композицию, сюжет и образы; формировать начальные умения анализа художественного произведения;
2) развивать устную речь, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение работать с опорной схемой, конспектом;
3) воздействовать на материале повести на морально-нравственную сферу личности учащихся: воспитывать чувство долга, ответственности за слова и поступки; прививать интерес и любовь к родному слову, заинтересовывать чтением.
План урока:
- Вступительное слово учителя о повести "Пропавшая грамота".
- Работа с эпиграфами.
- Работа над сюжетом и композицией повести через создание устного, диафильма.
- Обучающий анализ образа главного героя с помощью системы вопросов и заданий по тексту повести
- Инсценировка эпизода "Дед играет с нечистой силой в дурня".
- Роль нечистой силы в раскрытии смысла произведения.
- Выводы по уроку.
- Оценка работы учащихся на уроке.
- Объяснение домашнего задания.
Оборудование:
- Ксерокопия текстов повести Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" на каждого ученика.
- Записи с украинскими народными мелодиями.
- Карточки для опорных схем, прикрепляемые на доске.
- Театральный реквизит: накрытый стол, костюмы казака, ведьмы, чертей, изготовленные силами участников школьного драмкружка для инсценировки отрывка повести.
- Репродукция картины Куинджи "Ночь на Днепре", иллюстрация Е. Кибрика.
- Рисунки учащихся к повести Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота", оформленные в диафильм при помощи мультимедийной презентации.
- Портрет Н. В. Гоголя.
- Оформленная доска.
- Тетради учащихся.
- Словари, составленные учащимися по произведениям Н. В. Гоголя.
- Литературоведческие словари.
Подготовка к уроку
1) Предварительное комментированное чтение повести учителем с проработкой её языка и составлением словаря непонятных слов, т. к. произведения Н. В. Гоголя вообще трудны для преподавания в силу:
- языка, который не понимается учащимися по причине обилия украинских или
- устаревших русских слов, что затрудняет восприятие содержания текста;
- обилия лирических отступлений, пейзажных зарисовок, которые не всегда интересны детям;
- непонимания гоголевского юмора, не всегда лежащего для детей на поверхности, т. к. повести предназначались для взрослого читателя.
Создание учащимися дома рисунков для диафильма (каждый рисовал свой кадр к определённому эпизоду произведения) и устных пояснений к нему для более чёткого понимания сюжета.
Инсценировка эпизода "Дед играет с нечистой силой в дурня" с привлечением учащихся 8 класса, участвующих в работе школьного драмкружка, руководителем которого является данный учитель.
Обеспечение текстом повести каждого учащегося путём ксерокопирования
Ход урока
I. Оргмомент:
Приветствие учащихся.
Установка: (звучит музыкальное вступление - украинские мелодии из м/ф "Жил-был пёс..." - 2 темы).
Слово учителя: Дорогие ребята! По музыкальному вступлению к уроку вы, конечно же, догадались, что сегодня нам снова предстоит встреча с полюбившимися уже героями гоголевских "Вечеров на хуторе близь Диканьки". На прошлом уроке мы прочитали повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота", которая была написана в 1831 году. Сегодня мы познакомимся с ней поближе, попробуем разобраться в ней. Поэтому наш сегодняшний урок называется "Смысл повести Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" (число и тема урока учащимися оформляются в тетрадях).
Работа с эпиграфами:
К нашему уроку я подобрала 2 эпиграфа:
1) Первый из них - музыкальный: одна мелодия (плясовая) весёлая, показывающая удаль, широту души, безудержное веселье украинского народа; другая (украинская народная песня "Ой, там на горе...") - грустная по тональности, вызывающая на размышления.
2) Второй - литературный: "А нуте яку-нибудь страховинну казочку!" Н. В. Гоголь (записывается в правой части страницы).
Вопросы к эпиграфу
- Откуда взят эпиграф?
- Кому принадлежат эти слова?
- О чём они, как вы их понимаете?
(Фому Григорьевича просят рассказать страшную сказку, и он рассказывает историю о своём деде, которую относит к страшным сказочкам).
Таким образом, на уроке нам предстоит выяснить, как эти эпиграфы соотносятся с произведением: о чём оно, только ли о страшном, с какой целью автор написал это произведение и каким образом выразил свои мысли.
II. Актуализация знаний: Сюжет и композиция.
1. Сюжет: чтобы вспомнить содержание повести, давайте обратимся к вашему домашнему заданию - устному диафильму, оформленному учителем в презентацию <Приложение 1>.
О чём рассказывается в повести? (дети по очереди передают содержание выполненных дома иллюстраций и дублируют их на доске, чтобы материал оставался перед глазами в течение урока).
Что мы сейчас повторили? (сюжет) - табличка с данным термином прикрепляется как заголовок к детским рисункам.
2. Композиция:
В центре повести - история о том, как дед играл с чертями в дурня.
План повести | Элементы повести |
Вступление | |
1 .Деду поручено отвести грамоту к царице. | I. Экспозиция |
2. Знакомство с запорожцем. | П. Завязка |
3 .Грамота пропала. | Ш.Кульминация |
4.Дед возвращает грамоту и отвозит царице. | IV. Развязка |
Заключение. |
Композиция этой повести рассказ в рассказе, т. к. автор передаёт историю Фомы Григорьевича.
Фома Григорьевич - историю деда.
Вступление и заключение - обрамление повести
III. Основное содержание урока - работа с опорным конспектом на доске и в тетрадях.
Чтобы лучше понять смысл произведения, обратимся к его образам.
1. Образ деда.
№ п/п | Вопросы для анализа | Работа учащихся | Тезисы опорного конспекта | Краткие комментарии, пояснения |
1.
2. |
Кто является главным героем
произведения? Можно ли сказать, что дед был уважаемым человеком? |
Репродуктивные вопросы, требующие знания текста. | Дед - "уважаемый казак": считался грамотным человеком; | Дед рассказчика Фомы Григорьевича. Умел словотитло поставить и 2 буквы (твёрдо и он); "так отхватит апостола, что и попович иной спрячется". |
3. 4. |
Почему именно ему поручили такое важное
дело - грамоту царице увезти? Почему торопится? |
Анализ текста с установлением причинно-следственных связей. | надёжный, на него можно положиться, исполнительный; | Сразу же собирается в дорогу, на другой
день он был уже в Конотопе; Торопится исполнить поручение гетьмана, ценит его доверие, ведь быть гонцом к царице - почётно! |
5. | Из какого эпизода видно, что дед умеет вести переговоры? | Речевая характеристика персонажа, работа со словарём повести. | умеет вести переговоры; | Это эпизод встречи деда со "смазливыми
рожами" после переправы на чудесном мосту, где
он пытается применить своё красноречие и
дипломатические способности к нечисти: "Долго
сидели молча. Деду уже и прискучило; давай шарить
в кармане, вынул люльку, посмотрел вокруг - ни
один не глядит на него. "Уже, добродейство, будьте ласковы: как бы так, чтобы примерно сказать, того... (дед живал в свете немало, знал уже, как подпускать турусы, и при случае, пожалуй, и перед царём не ударил бы лицом в грязь), чтобы, примерно сказать, и себя не забыть, да и вас не обидеть, - люлька-то у меня есть, да того, чем бы зажечь_её,_чёрт-ма..." (Подпускать турусы" - склонять к чему-то россказнями, подлещаться (Словарь В. И. Даля), (чёрт-ма - не имеется (Примеч. Н. В. Гоголя). |
6. 7. |
Что случилось с дедом после встречи с
запорожцем? Почему дед увлёкся запорожцем? |
Выразительное чтение описания
запорожца. Работа с портретом запорожца Е. Кибрика |
общительный, умеет быстро заводить друзей; | Дед "думать забыл, про свой путь": они
весело гуляли на ярмарке не один день, пока она не
она не закончилась. "Не успел пройти двадцати шагов - навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля, и тюлька с медною цепочкою по самые пяты - запорожец, да и только!" Запорожцы - удалые в гульбе, лихие в бою. Разве устоишь перед таким? Автор искренне восхищается широтой души и молодецкой удалью героя. |
8. | Как можно оценить поступок деда? | Аналитическая беседа. | Дед поступил легкомысленно, безответственно - забыл о своём долге (в грамоте, очевидно, было что-то важное, ведь такие вещи по пустякамне писались. Возможно, от того, что там было написано в ней, зависели судьбы людей). | |
9. | Как ведёт себя дед, узнав о беде запорожца? | Аналитическая беседа. | верный товарищ; | Не осуждает запорожца, не бросает в
беде, искренне готов противостоять нечистому в
борьбе за христианскую душу. Оказавшись в шинке, пытается отогнать сон, трёт глаза кулаками, проверяет коней - пытается выполнить данное обещание. |
10. | Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня? | Аналитическая беседа. | Совестливый, осознаёт свою вину; | Чувствует свою вину, переживает, что: 1) не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: "Больно было ему крепко, что не сдержал казацкого слова!" 2) не выполнил поручения гетьмана, не оправдал его доверия: "Вот тебе и гетьманский гонец! Вот и привёз грамоту царице!" Герою стыдно за свой поступок, он искренне раскаивается, хочет исправить свои ошибки. |
Пропавшая грамота - наказание герою за его беспечность, безответственность, легкомыслие. | ||||
11. | Каким образом дед пытается исправить положение? | Герой не сидит сложа руки: спрашивает всех присутствующих о казаке и коне, следует совету шинкаря и, несмотря на страх, отправляется в пекло. | ||
12. 13. |
Какие качества характера при этом
проявляет? Почему его можно назвать смелым? |
Аналитическая работа с текстом повести
и над репродукцией картины. Работа с тропами, лексикой, служащей для передачи звуков, красок, ощущений, создания настроения. |
смелый, решительный, сильный духом; | Дед смелый, решительный, т. к. он: оказался тёмной ночью в лесу, может быть, такой тёмной, как на картине А. Куинджи "Ночь на Днепре" (демонстрируется репродукция картины): "Однако что-то подирало его по коже, когда вступил он в такую глухую ночь в лес. Хоть бы звёздочка на небе. Темно и глухо, как в винном подвале..."; ощутил страшный холод: "Как вот завеяло таким холодом, что дед вспомнил про овчиный тулуп свой..."; слышал сильный стук: "...и вдруг словно сто молотов застучало по лесу таким стуком, что у него зазвенело в голове..."; продирался через колючие кусты: "Однако ж не совсем весело было продираться через колючие кусты; ещё от роду он не видел, чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались: почти на каждом шагу забирало его вскрикнуть..."; перебрался на другой берег при помощи самопереправляющего моста: "Вот и мостик... Дед ... ступил смело и, скорее, чем бы иной успел достать рожок понюхать табаку, был уже на другом берегу..."; встретился со "смазливыми рожами" у костра: "Теперь только разглядел он, что возле огня сидели люди, и такие смазливые рожи, что в другое время бог знает чего бы не дал, лишь бы ускользнуть от этого знакомства"; очутился в пекле и, видя:, как ведьмы и чудища "отплясывали какого-то чертовского тропака. Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал:" |
14. | Сейчас вместе с дедом мы окажемся в логове нечистой силы. Вы внимательно понаблюдайте за дедом и подумайте над вопросом: "Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде?" | Инсценировка эпизода "Дед играет с
ведьмами в дурня" <Приложение 2>. <Рисунки 1, 2 > |
находчивый, смекалистый, владеющий собой; | Дед проявил в данном эпизоде такие качества характера, как находчивость, смекалку, самообладание. Благодаря этим качествам и ему удалось разгадать хитрость нечистой силы, вызволить шапку с грамотой, вернуться домой, выполнив поручение гетьмана. |
15. | Как дед по прошествии времени относился к этому эпизоду? Почему? | Аналитическая беседа. | умеющий признавать свои ошибки. | Дед стыдился своего проступка, он
осознал его глубину (мог лишиться доброго имени и
чистой совести, т.к. не выполнил обещанного,
обманул доверие людей). Поэтому "если случалось, что кто-нибудь и напоминал об этом, то дед молчал, как будто не до него и дело шло, и великого стоило труда упросить его пересказать все, как было". |
Рис. 1
Рис. 2
Какой урок получил главный герой повести? Чему учит Н. В. Гоголь и нас с вами?
Выводы:
1) Выполнять порученное дело (Сделал дело - гуляй смело), держать данное слово.
2) Быть ответственными за свои слов и поступки (понимать и самому исправлять свои ошибки).
Обратимся к нашей опорной схеме на доске и в тетради. В ходе урока мы убедились, что дед рассказчика действительно был достойным человеком - надёжным, смелым, решительным, находчивым, обаятельным, настоящим товарищем. Но давайте представим на минуту, что грамоту он не вернул. Что бы было тогда? Как выглядел бы дед в глазах окружающих? Поэтому напрашивается ещё один вывод.
3) Помнить о том, что даже незначительный на первый взгляд проступок может испортить человеку репутацию, изменить мнение о человеке в худшую сторону.
Таким-образом, повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" учит.
Значение образов нечистой силы в повести Н. В. Гоголя.
Мы с вами пришли к выводу, что повесть Н. В. Гоголя имеет поучительный смысл, но она вовсе не скучная, читается быстро, вызывает интерес. И всё это благодаря образам нечистой силы. Давайте попробуем разобраться, для чего в повести даны черти, ведьмы, чудища?
А) Может быть, они присутствуют в повести, чтобы сделать её страшной? Страшной ли вам показалась нечисть? Почему?
Вывод: Сверхъестественные силы в повести кажутся нестрашными, потому что:
- Похожи на людей (едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играютв карты, веселятся);
- Изображены с юмором: комические прозвища, обращения (шельма, хрычовка, старый бес, два поросёнка), ситуации и речь
(игра в карты, танцы нечисти, переговоры на пароме);
- Герой одолевает их, подчиняет себе (Дед пугает крестным знамением, добивается грамоты и коня).
Б) Виновата ли нечистая сила в пропаже грамоты?
Вывод: В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетьмана царице. Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека.
Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя.
IV. Жанр произведения.
Работа с таблицей с использованием литературоведческого словаря.
Фома Григорьевич | Н.В. Гоголь | Некоторые исследователи | |
Точка зрения на жанр | сказка | быль | легенда |
Обоснование | На первом месте - фантастические события, нечистая сила | Главная - реальная часть, в центре внимания - история деда с грамотой | Соединяет реальное и фантастическое |
Чья точка зрения вам ближе? Почему Н. В. Гоголь называет своё произведение былью? (Писатель выдвигает на первый план реальную историю, она для него является главной в произведении, т.е. повесть, действительно, призвана обратить внимание читателя на её нравственную сторону).
Рис. 3
V. Итоги урока, рефлексия, оценки.
По ходу урока доска постепенно оформляется соответствующей наглядностью. <Приложение 3. >
Вернёмся к эпиграфам сегодняшнего урока:
1) Почему музыкальный эпиграф дан в двух тональностях?
- Первая часть музыкального эпиграфа - плясовая - соответствует первой части повести, в которой повествуется о весёлой гульбе героя на ярмарке; вторая его часть - минорная - сопоставима со второй частью произведения, в которой герой приходит к осознанию своих поступков.
- За весёлым сюжетом повести кроется глубокий смысл.
2) Можно ли сказать, что это "страховинна казочка"?
Это поучительная история в форме занимательного рассказа.
3) Чему учит повесть "Пропавшая грамота"? Почему она так называется?
Вывод: Повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" учит и развлекает: ненавязчиво, в форме занимательной истории преподносит урок читателю. Пропавшая грамота в повести - напоминание о долге, об ответственности за порученное дело, данное обещание.
VI. Домашнее задание.
1) Общее: оформить содержание и впечатления от повести в читательском дневнике.
2) На выбор:
1.Написать небольшое сочинение-рассказ с занимательным сюжетом поучительного содержания (по аналогии с гоголевскими легендами) <Приложение 4>.
2. Найти и рассказать легенды Вятского края с похожим сюжетом и смысловым содержанием.