Презентация. Слайд 1.
Цели:
развивающая:
– способствовать развитию логического мышления, образного мышления;
– учить разворачивать информацию, зашифрованную в графическом или словесном
образе-символе;
– приобщение к творчеству (побуждать к сочинению стихов на заданную тему или от
первой строки).
Воспитательная:
– содействовать воспитанию патриотизма, чувства уважения и благодарности
защитникам Родины и их героизму,
– уважительного отношения к историческому опыту народа.
– Воспитание чувства слова, его образного звучания.
Образовательная:
– обобщение сведений о произведении, осмысление идейно-тематической
направленности “Слова”, выявление авторского отношения к изображаемому.
Осознание уникальности произведения и причин его актуальности до сегодняшнего
дня.
Метод: беседа по проблемным вопросам, работа с опорной схемой, работа с поэтическим словом, работа по презентации.
Оборудование: Приложение 1 (схема), Приложение 2 (опорная схема), презентация.
Ход урока
Слайд 2.
Работа с эпиграфом – осмысление окольцовывающей искомой мысли урока.
Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь…
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь…
Над разбитым Игорем плачет Див.
М. Цветаева
Тезисы слова учителя.
Невидимейшая связь с прошлым. “Слово ” в жизни М. Цветаевой. “Рукописи не горят!” (“Слово” истлевало, горело, перелагалось…)
Слайд 3.
В труднейшие времена (20 год. Гражданская война. Голод. Разруха.) А “Слово” издано факсимильным шрифтом!
Неисчерпаемая сила “Слова” влияла и на выдающихся людей. Гравюрный эпос В. Фаворского по “Слову” писался после гибели на фронтах Великой Отечественной войны двух сыновей).
Выход на осмысление категорий.
Героическое, трагическое, оптимистическое в произведении.
(См. Приложение 1)
Задуматься над тем, где в тексте произведения каждая из этих категорий набирает силу звучания.
На лирической волне.
Прослушивание арии князя Игоря из оперы Бородина “Князь Игорь” (http://www.youtube.com/watch?v=BD9gS_ckymQ)
Параллельное задание: перенести опорную схему с доски в тетрадь.
(См. Приложение 2)
Фрагменты начала работы с учениками по опорной схеме (можно на фоне тихого музыкального сопровождения).
– Всё ли вам понятно в зашифрованных в схеме графических и словесных символах?
Беглый опрос: толкование учениками графических образов.
– Все ли могут ответить на вопрос в центре графического солнца? (Повторение пройденного.)
– Автор “Слова” не известен, но об его идеалах, политических, общественных, религиозных убеждениях, нравственных принципах, даже об эстетические вкусах, выразившихся в его уникальном творении, можно судить объективно и доказательно.
– Кто они, чьи фамилии графически обозначены лучами в верхней части схемы?
– Это переводчики “Слова”. Прозаики и поэты.
– Почему их так много? Неужели нельзя перевести близко к тексту один раз ?
– Тяга известных ученых, поэтов в “Слову” объяснима: на авторскую основу налагается её личностное осмысление читателем-автором-переводчиком в контексте времени. Ученые стремятся к более точному переводу, поэты – к вольному.
Теория литературы.
– Жанр “Слова”?
– Аналогов нет. Просто – Слово, в котором гармонично сливается своеобразие былины, поэмы, плача, песни.
– Лирика или проза?
– До XVII века такого деления еще не знали. Лиризм ощутим, поэтому многие переводчики перелагают стихами, переведенные произведения становятся поэмами.
Слайд 4.
Задумаемся над вопросами:
– Почему автор начинает своё повествование “не по обычаю Боянову”?
– Что отличало манеру Бояна?
– Какие задачи ставил перед собой автор “Слова”?
– Боян славословил русским князьям, а автор дает им урок политического и общественного прозрения. Манеру Бояна отличала витиеватость слога, удаленность от жизненной правды. Автор слагает текст по “былям нашего времени”, следуя историческим фактам .
Слайд 5.
Решим проблему:
– Почему в центре внимания автора неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря, а выигранному сражению уделено так мало внимания?
Сверить свои версии ответа с информацией на слайде:
– Таков авторский замысел: не славословие князьям, а урок политический и нравственный.
Анализ причин трагического поражения удалого князя и его воинов подводит к выводам о том, как надо действовать, когда Родина в опасности.
Работа по схеме.
Осмысление некоторых элементов композиции произведения.
Слайд 6.
– Как автор описывает этот неудачный поход?
Работа по картине Н. Рериха “Князь Игорь”. Цветовая гамма и ее соответствие тексту “Слова”. Обращение к тексту. Со слов “На другой день раным-рано кровяные зори рассвет возвещают”. Живописный и словесный образы. Роль природы и солнечного затмения в произведении.
Слайд 7.
Стяги вещают: “Половцы идут!”
Беседа о врагах русичей, ответ на вопросы:
– Почему половцам удалось победить русичей во втором сражении?
– Каким образом половецкие ханы пытались удержать в плену русского князя?
– Половцы сумели объединиться, взять массой, хитростью, внезапностью. Пленного князя Игоря пытались удержать, женив его сына на половчанке.
Слайд 8.
Вспомним факты текста.
– Причины поражения Игоря во втором сражении?
– Сражение шло на земле “незнаемой”, “Русская земля – за холмом”. Расслабившиеся после первого сражения воины были застигнуты врасплох. Силы русских и половцев были неравные.
Слайды 9, 10.
Делаем выводы из прочитанного. Осмысление заявленной проблемы.
– Почему поход славного князя оказался неудачным?
Беседа по вопросам:
– Чего не хватало русичам?
– Смелости?
– Дерзости?
– Любви к русской земле?
Иллюстрации слайда 10 напомнят о том, как доблестно, славно, героически, плечом к плечу защищали князья и дружинники Русь.
Слайд 11.
Сбор текстового материала.
– Какие последствия для Руси имел неудачный поход князя Игоря?
Беседа с привлечением фантов текста. Сверьте ваши выводы с информацией на слайде:
– мировой позор и бесславие русских князей
– ослабление авторитета Киевской Руси
– дерзкие поборы с русичей осмелевших половцев
– и…
Слайд 12.
– гибель лучших сынов земли русской.
Работа по картине В. Васнецова “После побоища князя Игоря с половцами”.
Слайд 13.
Обобщение сказанного:
“Черная земля под копытами костьми засеяна, а кровью полита; горем взошли они на Русской земле!”
Обращение к “лесенке” категорий.
(См. Приложение 1)
– Мы говорим о трагическом в произведении. На этой категории автор останавливает наше внимание, наверное, чтобы мы лучше поняли, к каким горестным последствиям могут привести непродуманные или амбициозные порывы.
Беседа по проблемным вопросам:
– Вина и беда князя Игоря?
– Что было исходным желанием Игоря?
– Как мудрый Святослав и автор относятся к князю и его сподвижникам?
– В порыве удалого князя патриотическое начало соседствует с тщеславием, доблесть воина с просчетами полководца. Беда князя Игоря в том, что соседи-князья, погрязшие в спорах и дрязгах, не поддержали его желание освободить русские земли от половцев. Киевский князь Святослав корит Игоря и Всеволода за непродуманность возможных последствий, жалеет молодых полководцев и зовет к ним на выручку.
Слайд 14.
“Золотое слово” Святослава.
– Почему и автор, и переводчики, и читатели называют слово Святослава “Золотым”?
Беседа по проблемному вопросу и работа с текстом:
Вступите же, господа, в золотые стремена
За обиду сего времени,
За землю Русскую,
За раны Игоря, храброго Святославича!
– Что вы слышите в этом воззвании?
– Призыв к объединению усилий в защите Родины. Проявляется мудрость политика, знание своих подданных, способность понять их достоинства и распознать слабости, проанализировать их причины, умение управлять ими. Чувствуется искреннее переживание патриота за судьбу многострадальной Руси.
Слайд 15.
Обращаем внимание на то, как сложно определить, где кончается слово Святослава и начинается речь автора.
– О чем говорит такая композиционная слитность ?
– Автор и его герой – единомышленники.
Слайд 16.
“Ярославнин голос слышится…”
– Как вы думаете: почему “Золотое слово” Святослава соседствует с плачем Ярославны?
(См. Приложение 3)
– В какой тональности выдержан “плач”? Чего в нем больше: скорби или силы любви женщины и патриотки?
– Молодая княгиня достойно выносит свое горе. В ее словах – мольба и упрек даже природным стихиям, в них столько женской любви к мужу и веры в то, что сила её любви может спасти мужа.
Обращаем внимание на то, как композиционно слился плач Ярославны с побегом Игоря!
Слайд 17.
“Ярославна с утра плачет на стене города Путивля”
– К кому обращается молодая княгиня?
– Русь еще не освободилась от языческих представлений. Дочь своего времени Ярославна обращается за помощью к Ветру, Солнцу, Днепру. Она заклинает их, требует от них. Она же просто женщина, ей не дано понять сложности междоусобиц.
– Обратить внимание на то, за кого страдает и просит молодая женщина?
– Но это княгиня! Поэтому ее боль не только о своем муже, а о его дружинниках.
Обращение к тексту. Найти в плаче доказательство силы любви Ярославны.
– Текст построен так: пленный князь словно слышит ее и бежит на зов.
Работа по схеме.
– Как вы думаете: почему стрелки на схеме от вопросов идут к “Золотому слову” Святослава?
– “Золотое слово” – идейный центр. В нем идет речь о княжеской крамоле, междоусобице, распрях, феодальной раздробленности – истинной причине трагического исхода похода против половцев.
Слайд 18.
Закрепляем эту мысль о необходимости объединения Русской Земли схемой на слайде.
Слайд 19, 20, 21.
Беседа по проблемному вопросу:
– Почему “Слово” о трагическом поражении русичей заканчивается ликованием народа при возвращении Игоря?
– Слышны христианские мотивы в произведении:
Здравы будьте, князья и дружина,
выступая за християн против половцев поганых!!
Раньше упоминалась ХОРУГВЬ (религиозное знамя). По мысли автора, князь прощен потому, что он покаялся в грехах, а русский православный народ умеет прощать.
– Народ славит защитников веры.
Эта информация есть на слайде, но ее необходимо подтвердить цитатами, фактами.
Дать толкование образу-символу “СОЛНЦЕ”:
Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле,
– Потому что автор – сторонник мудрой княжеской власти, а достоинства князя Игоря неоспоримы.
– Потому и жизнестоек народ, не потерявший и в годину испытаний умение радоваться и быть добрым!
– Потому что народ любит своих славных сынов, защитников Земли Русской, её свободы.
Эта информация “открывается” на слайде после раздумий учеников.
– Художественный образ-символ СОЛНЦА – лейтмотивный в произведении. Сначала оно “высвечивает” доблесть и незаурядность русских князей, а в финале солнце – символ оптимистической веры автора в будущее Руси и русского народа.
Возвращаемся к схематической “лесенке” категорий, осмысляемых в “Слове”: мы поднялись на ее верхнюю ступеньку – “оптимистическую”. На этой звучной и радостной ноте завершается Слово о походе против половцев.
(См. Приложение 1)
Слайд 22.
Формулируем вывод. Сверим сказанное нами с текстом слайда:
“Слово” пронизано любовью к Родине и наполнено горькими раздумьями о ее страданиях, которые сочетаются с призывом прекратить междоусобицу, отстранить мелкое и частное и объединившись подняться на защиту своей земли.
Слайд 23.
Работа по картине И. Глазунова “Два князя”. Возвращение к мысли об актуальности “Слова”.
“За землю русскую”!
“Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)
(В творческом классе можно написать стихотворение на эту тему или “от первой строки”, например: “Есть у России “Слово” золотое…”)
Закрепление.
Слайд 24, 25.
Вопросы по теме и самопроверка по ответам.
Слайд 26.
Домашнее задание:
Сочинение (или проект) на одну из тем:
1. Каким я представляю себе автора “Слова”?
2. Как изменилась литература с появлением “Слова”?
3. “Слово” – величайший памятник прошлого.
4. Жизнь “Слова” в других видах искусства.
5. Дописать стихотворение “от первой строки”.