"Слово о полку Игореве" – величайший памятник древнерусской литературы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия "Слова", событиями, нашедшими отражение в нем; а также с исследованиями "Слова" и его переводами.
  • через комментированное чтение показать своеобразие сюжетно-композиционной организации, поэтики, жанра "Слова о полку Игореве".
  • содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся.

Оборудование:

  • интерактивная доска, кроссворд, презентация, таблица для заполнения, карта Руси 12 века, домашнее задание на карточках.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Вижу Русь!
Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку:
Так и есть,
Сначала было "Слово:"
Это было "Слово о полку:".
Л.Мазуркин

Сегодня мы познакомимся с жемчужиной древнерусской словесности "Слово о полку Игореве". (Слайд 2)

2. Проверка домашнего задания.

Заполните кроссворд и прочитайте, какое слово зашифровано. (Приложение 1)

3. Актуализация урока

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: "Слово о полку Игореве", продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы 19 и 20 веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и произведением современной литературы. Оно живо и действенно, заряжает своей поэтической энергией и воспитывает, учит литературному мастерству и любви к Родине." На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изучать "Слово.. " и попытаемся подтвердить слова Д. С. Лихачева (Слайд 3)

4. Знакомство с историей открытия слова и исторической основой.

А) Просмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы таблицы (Приложение 2)

(Просмотр видеосюжета 1.)

Б) Работа с таблицей и ответы на вопросы слайда 5

В качестве иллюстраций к ответам таблицы слайд 6, 7, 8

В) Сообщение ученика об исторической основе "Слова " (Приложение 3).

Сообщение иллюстрируется слайдами 9 - 18

5. Комментированное чтение "Слова" в прозаическом переводе Д.С. Лихачева.

А) Слово о полку Игореве можно разделить на 15 картин. В 1 части "Слова:" идет декларация автором своей поэтической манеры. Работа со слайдом 19

Б) Сообщение ученика о гипотезах об авторах "Слова".

(Приложение 4)

Б) Работа с 1 картиной произведения.

(Просмотр видеосюжета 2)

Работа со словарными словами.

6. Итог урока.

(Слайд 20, 21)

"Слово о полку Игореве" - произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, "Слово" все же писалось, и писалось как литературное произведение. "Слово" не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. "Слово" было с самого начала написано его автором, хотя он и "слышал" все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.

(Просмотр видеосюжета 3)

7. Домашнее задание.

Разделите "Слово о полку Игореве" на 15 картин. (Приложение 5)