Класс - 11
Цели урока:
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, книгой “Темные аллеи”;
- проанализировать рассказ “Чистый понедельник”: раскрыть проблему любви,выяснить причины трагической судьбы героев;
- познакомить с духовным наследием России;
- развить навыки аналитического чтения эпического произведения, умение делать микровыводы и с их помощью – общий вывод; развивать критическое мышление, сценические способности;
- воспитывать духовную культуру, ответственность за свои поступки и судьбу страны;
- осуществлять межпредметные связи - провести параллель: литература-живопись, музыка, религия.
Оборудование: выставка “Кто хочет знать Россию, побывай в Москве”, портрет И.А.Бунина, музыка Л.-В. Бетховена “Лунная соната”, опера Д.Верди “Аида”, “Красный звон” колоколов, свечи, тексты произведения и молитвы Е.Сирина, картина Кустодиева “Масленица”, журнал “ЛШ” - №2, 3, 1996, №3, 1997, проектор.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Подготовка к основному этапу.
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина; выясним, какие проблемы затрагивает автор в рассказе “Чистый понедельник” и как герои их решают.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Презентация о И.А.Бунине.Выступление обучающегося.
2. Чтение эпиграфа.
Разве бывает несчастная любовь?
Разве скорбная в мире музыка не дает счастья?
Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена.
И.Бунин
3. Анализ эпиграфа. Слово учителя.
В этих словах – смысл всей книги “Темные аллеи”. Энциклопедией любовных драм можно ее назвать, книгу из 38 рассказов о любви, созданную в годы II Мировой войны (1937-1944гг.). И.Бунин в 1947г. так оценил свою работу: “Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни...”
Любовь у Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым законам. Это тайна. И далеко не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Состояние любви не бесплодно для героев писателя, оно возвышает их души. Однако любовь – это не только счастье, но и трагедия. Она не может закончиться браком. Герои Бунина расстаются навсегда.
4. История написания рассказа “Чистый понедельник”.
Рассказ “Чистый понедельник” написан 12.05.1944г.
- Почему дата написания конкретная, а события, описанные в произведении, относятся к 1914г.? 1944г. В годы тяжелых для страны испытаний И.Бунин напомнил людям о любви как самом прекрасном чувстве, что есть в жизни. Тем самым Бунин отвергал фашизм и возвеличивал Россию.
5. Смысл названия рассказа.
1) Историческая основа праздника. Чтение статьи учебника.
Масленица – Прощеное Воскресенье - Великий Пост – Чистый Понедельник – Пасха
2) Описание Чистого Понедельника у И.Шмелева в романе “Лето Господне”.
(На фоне музыки Бетховена)
“Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят...Капает за окном – как заплачет. Вот и заплакала – кап... кап... кап... И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж душа начнется...”, “душу готовить надо”. Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться... Особенный день сегодня, строгий... Вчера был прощеный день... Читай – “Господи – Владыка живота моего...”. В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия... зажгли постную... лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: “Кресту Твоему поклонимся, Владыко”, и я напеваю за ним, чудесное:
И свято-е... Воскресе-ние Твое
Сла-а-вим!..
Радостная молитвочка! Она ласковым светом светит в эти грустные дни Поста!”
6. Знакомство с Великопостной молитвой Ефрема Сирина.
Ефрем Сирин – выдающийся деятель христианской церкви IV в., прославленный автор многих богословских трудов.
“Господи и Владыко живота моего, дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.
7. Композиция рассказа.
Экспозиция | Зимняя Москва.Красные ворота.Храм Христа Спасителя |
Завязка | “Она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем” |
Развитие действия | “В доме напротив храма Спасителя они
снимала ради вида на Москву угловую квартиру” “Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой” |
Кульминация | “В Москву не вернусь, пойду на послушание, потом на постриг” |
Развязка | “И вот одна из идущих посредине вдруг подняла голову...загородив свечку рукой” |
Композиция последовательная.
Зима в начале и в конце рассказа – это синтаксический параллелизм.
8. Беседа по содержанию.
- Чем интересен сюжет?
- Какие эмоции вызвал у вас рассказ?
- Какого финала вы ожидали?
- Почему ваши надежды не сбылись?
- Как бы вы завершили историю этой непогасшей любви?
- Где происходит действие?
- Назовите святые места Москвы, упомянутые в рассказе. (Храм Христа Спасителя, Новодевичий монастырь, Зачатьевский монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель)(Под звон колоколов звучат отрывки из стихотворенийо Москве)
Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой.
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!
(В.Брюсов)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
(Ф.Глинка)
“Вот та Россия, которую мы потеряли”, - сокрушается И.Шмелев. И ему вторит И.Бунин.
Рассказ построен на контрастах.
- Назовите их. Зачем автор их вводит?
Масленица, .все нарядные | Она- в черном |
Она – из Москвы, столицы | Он – из Пензенской губернии, провинции |
Он - разговорчив | Она – молчалива |
Ее внешний облик- красавица | Ее внутренний мир – скрытность |
Она богата | Она монахиня, ничего не нужно |
Метель | Тихо |
Спокойная музыка Бетховена “Лунная соната” | Грозный марш из оперы “Аида”Д.Верди |
Мука | Счастье |
Холодно зажигался фонарь | Тепло освещались витрины магазинов |
Огромную роль играет художественная деталь. Это цвет.
черный | желтый | красный |
Черные волосы | Туфли с золотыми застежками | Гранатовые туфли |
Черные, как уголь, глаза | Золотой купол | Гранатовое бархатное платье |
Дегтярная челка | Золотая парча | Кирпично-кровавые стены монастыря |
Темные глаза | Золотая эмаль заката | Красные ворота |
Угольный бархат глаз | Янтарность обнаженных рук | |
Черная доска иконы | Золотой крест на лбу | |
Черная лайковая перчатка | Янтарное лицо | |
Черные фетровые ботинки | Книга “Огненный ангел” | |
Черное бархатное платье | Желтоволосая Русь | |
Черные лоснящиеся косички | Янтарь щек | |
Смольные волосы | Огненные блины | |
Индийская персидская красота | Золото иконостаса | |
Брови, как черный соболиный мех | ||
Черный кожаный диван |
- Какова их функция?
Желтый и красный – традиционные цвета иконописи.
Желтый символизирует Царствие Небесное.
Красный – огонь,т.е. жизнь.
Черный – смирение, покорность.
- Чем занимается ОНА?
(Слушаем музыку Бетховена “Лунная соната”)
Тема “Лунной сонаты” - это ОНА.
Он – тема марша из “Аиды”. Докажите.
(Слушаем музыку Верди)
“...жизнь человеческая вся под властью женщины”, - заметил Мопассан.
- Послушаем их диалог.
(Рядом – два кресла. Она молча читает.)
Она: - Вы ужасно болтливы и непоседливы, дайте мне дочитать главу.
Он: - Если бы я не был болтлив и непоседлив, я никогда, может быть, не узнал бы вас
Она: - Все так, но всё-таки помолчите немного, почитайте что-нибудь, покурите...
Он: - Не могу я молчать! Вы не представляете себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!
Она: - Представляю. А что до моей любви, то вы хорошо знаете, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом.
Он (про себя): -Странная любовь.
Она: - В жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь.
Он (про себя) : -Там видно будет!
(вслух) Нет, это выше моих сил! И зачем, почему так жестоко мучите меня и себя! “Да, всё-таки это не любовь, не любовь...”
Она: - Может быть. Кто же знает, что такое любовь?
Он: - Я, я знаю!(воскликнул) И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье!
- О чем говорят его внутренние реплики?
- Как вы думаете, любили ли они друг друга? Докажите.
- Узнал ли он ее? Почему?
И опять весь вечер говорили о постороннем.
Так прошел январь, февраль... Масленица.
В Прощеное Воскресенье она приказала ему приехать вечером.
- Что это за день?
Он приехал. Она встретила его, вся в черном.
- Прочитайте их диалог.(Чтение диалога)
- Почему она хочет уйти в монастырь?
- Почему он не знал о ее религиозности? Чем был ослеплен?
(Звучит “Лунная соната”)
В 10ч. вечера на другой день(это был Чистый Понедельник) он отворил дверь своим ключиком. Всё было зажжено:люстры, канделябры, лампа...и звучала “Лунная соната”.Она стояла возле пианино в черном бархатном платье.
Они поехали на “капустник”.
- Что это за развлечение?
- Как она себя вела? Почему развязно? В чем странность ее характера?
- Какая в тот вечер была погода? (Метель)
- Какую роль играет метель?
- Почему после “капустника” она оставила его у себя, чего до этого не делала?
- Почему сняла все черное и осталась в одних лебяжьих туфельках?
- Какую роль играет белый цвет?
- Почему, когда он ушел от нее, метели уже не было?
- Почему она уезжает в Тверь?
- Какое письмо она написала? Прочитайте.
- Почему она ушла в монастырь?
- Почему он не удивился такому финалу их встреч? (Не заглянул в душу)
- Перечитайте финал рассказа.
- Когда это было?
- Что привело его в монастырь?
- Что он понял?
- Почему он повернулся и тихо вышел из ворот?
- Почему повествование ведется от 1 лица?
IV. Систематизация и обобщение знаний.
Выводы по уроку.
Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она заканчивается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, приходят бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскресении героев мы видим людей настоящих, их несовершенство, неумение дорожить тем, что рядом, а также мы видим несовершенство самой жизни, социальных условий, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям.
Рассказ, повествующий о трагических коллизиях, не несет в себе пессимизма. Он, как музыка, как всякое большое искусство, очищает, возвышает душу, утверждая истинно высокое, прекрасное.
V. Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
VII. Информация о домашнем задании.
- Как бы вы завершили рассказ? Допишите историю любви.