Предмет: Литература.
Класс: 6.
Учебник литературы в 2 частях, 6 класс, под редакцией Коровиной В.Я., издательство: Просвещение, 2020 г.
Используемые технологии: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Тип урока: урок открытия нового знания, внеклассное чтение.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.
Межпредметные связи:
- с историей - при знакомстве с реалиями времени, о котором идёт речь в рассказе;
- с русским языком - работа по выяснению лексического значения слов.
Оформление и оборудование:
- Портрет Н.С.Лескова.
- Иллюстрации к рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах» (презентация).
- Карточки с заданиями, справочный материал.
Средства обучения: мультимедийная система, ПК.
Цели урока:
Образовательные:
- помочь выявить основную идею произведения;
- показать, как нелегко сделать нравственный выбор «в борьбе между служебным долгом и состраданием»;
- подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно могли сделать выводы о мотивах поступков героев;
- показать, что мотивы поведения героев могут быть обусловлены не только особенностями характера, но и реалиями жизни, нормами общества, принятыми в конкретное историческое время.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст путем включения учащихся в исследовательскую работу;
- развивать умение учащихся определять позицию автора в произведении, давать оценку героям, аргументированно высказывать свою точку зрения;
- развивать монологическую речь учащихся, обогащать лексикон («сострадание», «милосердие», «проблема нравственного выбора»).
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, воспитывать чувство сострадания;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать умение слушать ответы одноклассников, уважать чужое мнение.