Проблема чувства и долга в рассказе «Человек на часах» Н.С.Лескова

Разделы: Литература

Ключевые слова: Н.С.Лесков «Человек на часах»


Предмет: Литература.

Класс: 6.

Учебник литературы в 2 частях, 6 класс, под редакцией Коровиной В.Я., издательство: Просвещение, 2020 г.

Используемые технологии: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

Тип урока: урок открытия нового знания, внеклассное чтение.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.

Межпредметные связи:

  • с историей - при знакомстве с реалиями времени, о котором идёт речь в рассказе;
  • с русским языком - работа по выяснению лексического значения слов.

Оформление и оборудование:

  • Портрет Н.С.Лескова.
  • Иллюстрации к рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах» (презентация).
  • Карточки с заданиями, справочный материал.

Средства обучения: мультимедийная система, ПК.

Цели урока:

Образовательные:

  • помочь выявить основную идею произведения;
  • показать, как нелегко сделать нравственный выбор «в борьбе между служебным долгом и состраданием»;
  • подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно могли сделать выводы о мотивах поступков героев;
  • показать, что мотивы поведения героев могут быть обусловлены не только особенностями характера, но и реалиями жизни, нормами общества, принятыми в конкретное историческое время.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст путем включения учащихся в исследовательскую работу;
  • развивать умение учащихся определять позицию автора в произведении, давать оценку героям, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • развивать монологическую речь учащихся, обогащать лексикон («сострадание», «милосердие», «проблема нравственного выбора»).

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, воспитывать чувство сострадания;
  • воспитывать культуру речи;
  • воспитывать умение слушать ответы одноклассников, уважать чужое мнение.

Технологическая карта урока внеклассного чтения