Проблемное обучение как средство развития творческой самостоятельности учащихся старших классов на уроках литературы в адаптивной школе

Разделы: Литература


Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель всё сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую и решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Поэтому необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

  • научить учиться;
  • научить действовать;
  • научить жить вместе;
  • научить жить в ладу с самим собой.

Научив ребёнка всему вышеперечисленному, мы научим его самому главному способности адаптироваться, наилучшим образом приспосабливаться к меняющейся среде, условиям жизни. Я работаю в адаптивной школе, где учатся способные и обычные дети. Особенностью нашей школы является то, что ребёнок в ней – не просто ученик, он – личность. Поэтому целью адаптивной школы является создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика.
Достичь этой цели мне помогает использование технологии проблемного обучения на уроках литературы.
Средством реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов на уроках, становятся три основных метода:

  • Проблемное изложение;
  • Эвристическая беседа;
  • Исследовательский метод.

Метод проблемного изложения и эвристическую беседу я использую на уроках литературы в среднем звене, т.к. это развивает активность и самостоятельность учащихся.

Подробнее мне бы хотелось остановиться на исследовательском методе, так как, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы. Очень важен мотив в обучении. Какие из них – внешние или внутренние – оказываются самыми важными в исследовательской работе? (Внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние – связаны с общественным признанием, в том числе и с отметками). Многое зависит от возраста ребёнка. Школьникам-подросткам (7-9 кл.) интересно не только то, что внешне занимательно, им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке – это делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность. В старшем возрасте учебная мотивация значительно изменяется, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии. На учебные успехи влияет сочетание двух потребностей – в познании и достижении. Интеллект старшеклассников становится достаточно зрелым: формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать, переходя от общего к частному. Заметны возрастающая самостоятельность во всех сферах деятельности, стремление к самоопределению, построению жизненных планов, устремленность в будущее.

Это метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Учебное исследование имеет следующую структуру:

  1. Постановка вопроса.
  2. Предполагаемое решение вопроса (гипотеза).
  3. Исследование гипотезы.
  4. Разрешение вопроса и проверка.
  5. Фиксация результатов и проверка исследования в форме записи, рисунка.

Средством создания проблемных ситуаций при исследовательском методе обучения становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы, на область поиска неизвестного знания. В совместной деятельности с учителем ребята не только усваивают новое для себя знание, но и переживают этот процесс как субъективное открытие ещё неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознаётся ими как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету. Этот метод обеспечивает прочное усвоение новых знаний, позволяет творчески применять основные понятия, постепенно усложнять решаемые проблемы.

Таким образом, важнейшей особенностью проблемно-поисковых методов является их направленность на формирование мировоззрения учащихся, развитие их речи и творческой самостоятельности. Результативность применения проблемного обучения на уроках можно оценить с помощью критериев:

  • наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;
  • наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;
  • переживания учеником субъективного открытия;
  • отношение к новому знанию как к личностной ценности.
  • овладение обобщенным способом решения проблемных ситуаций: анализ фактов,
    выдвижение гипотез, проверка их правильности, получение результата деятельности.

Приведу для примера урок литературы в 11 классе, на котором используется технология проблемного обучения.

Тема: Серьёзный юмор М. Зощенко.

Цели:

  • создать содержательные и методические условия для осмысления детьми изучаемого материала;
  • содействовать развитию умения целостного и сравнительного анализа художестве иного произведения в единстве содержания и формы, умения грамотно и аргументи­рованно выражать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет писателя, компьютер, проектор, конверт с заданиями, памятки, справочни­ки, словари, литературные произведения.

Методы работы: слово учителя, беседа, самостоятельная работа в группах (лингвистический эксперимент, сопоставительный анализ произведений, работа со словарём, текстом произведений), творческая работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Рапорт дежурного.

II. Подступ к теме

– Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски замечательного человека. И это так.
– Посмотрите на доску. Перед вами ассоциативный ряд.
1895 год. Полтава.
1927 год. Санкт-Петербург, журнал «Бегемот», рассказ «Приключение обезьяны».
1946 год.
1953 год. Журнал «Крокодил», «Огонёк».
– С именем какого человека связана данная запись и иллюстрации к рассказам и повестям? (Показ иллюстраций из произведений Зощенко через проектор)
– А фамилия Зощенко – какие ассоциации вызывает?
– Ребята, скажите, чем отличается сатира от юмора?
– Мы будем говорить о серьёзном юморе, так как сатира не отделима от юмора.
– Итак, мы с вами определили тему урока.
– Давайте вспомним, как связаны даты с жизнью этого человека? Запишите тему и эпиграф. Эпиграфом послужат слова самого писателя: «Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы, а я для забавы никогда не писал».
– Помните, Куприн писал, что «лишнее для читателя путаться в мелочах жизни писателей, ибо это любопытство вредно, мелочно и пошло». Вспоминается ещё одно высказывание: «Человека судят по делам его».
– Каким же было основное занятие, дело М. Зощенко?
– Верно, хотя писатель сам признавался, это самая трудная профессия из двенадцати, которые он знал. Вот и мы сегодня будем говорить не о самом писателе, а о его творческом своеобразии.
– Высокую оценку Зощенко дал В. Маяковский, который назвал писателя «самым большим и самым популярным».
– Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал для забавы или Маяковский? Давайте разберёмся.
– Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос?

  • Проанализировать произведения Зощенко.
  • Определить языковое своеобразие рассказов.
  • Сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.

– Верно, вы назвали задачи урока.

Инструктаж

– Мне сегодня понадобятся специалисты трёх наук.

1. Аналитики, то есть ученые, которые будут работать над сравнительным анализом произведений разных авторов, а затем дадут ответ на вопрос: Чьи традиции продолжает М. Зощенко в своем сатирическом творчестве?

Карточка

а) Прочитать и проанализировать рассказ М. Зощенко «Галоша» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий», определить тему и идею произведений, найти общее и различия.
б) Кто из писателей XIX века обращался в своём творчестве к этой же теме? Что нового в данной теме вы увидели в творчестве Зощенко?

2. Лингвисты (филологи), которые рассмотрят произведения Зощенко с точки зрения синтаксического, стилистического, языкового оформления и сделают вывод: В чем заключается своеобразие сатирических рассказов писателя?

Карточка

а) Зощенко в рассказах использует сказовую форму. Как вы это понимаете?
б) «Михаил Зощенко великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным, собирательным языком», – утверждают исследователи. Докажите это примерами из рассказа «Аристократка».

3. Литературоведы, которые проведут эксперимент над стилистическими особенностями рассказов Зощенко, и, выполнив ряд заданий, ответят на вопрос: Против чего направлено перо писателя-сатирика М. Зощенко?

Карточка

а) Дать определение бюрократической системы и обывательщины. Найти черты этих явлений в сатирических рассказах М. Зощенко. («Баня»).
б) Вспомните, что такое такое форма и содержание. Проведите эксперимент. Представьте, что вы владеете только литературным языком. Переведите текст рассказа М. Зощенко на литературный язык. Сделайте вывод: что вызывает смех в рассказах сатирика?
в) Каковы темы сатирических произведений Зощенко?

– Все эти вопросы помогут группам ответить на проблемный вопрос.

III. Выбор заданий

– Выберите каждая группа себе конверт с заданием. В каждой группе есть консультант, который распределит задания между членами группы. Несколько человек получают индивидуальные задания для работы со справочной литературой. Время работы – семь минут. Все необходимые учебники, художественная литература, справочники лежат у вас на партах.

Инструктаж.

У каждой группы на столе лежит памятка, по которой вы будете оценивать группы.
Ребята, которым не будет предоставлено слово, тезисно запишите ответы своих товарищей в тетрадь и сдайте в конце урока. Не забывайте фиксировать себе ответы других групп, чтобы у вас сложилось целостная картина своеобразия зощенковского стиля. По ходу обсуждения вопросов возможны дополнения других групп.

IV. Самостоятельная работа (выполняется под музыку).

V. Отчет групп

Предполагаемый ответ группы 1

Зощенко был верным последователем гоголевского направления в русской литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно шутливые нотки являются лишь фоном для нот боли и горечи. Стиль многих рассказов М. Зощенко напоминает чеховский стиль – лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Зощенко высмеивает те же пороки. (Дети приводят примеры из текстов).

Предполагаемый ответ группы 2

Язык Зощенко неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания язык. Это язык вокзалов и площадей, рынков и коммунальных домов. Он был груб, неуклюж, бестолков, но он существовал. Живой, непридуманный, сам собой сложившийся. (Дети приводят примеры из текстов). Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя всё самое характерное, всё самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом концентрированном виде вышел на страницы рассказов. Тогда-то он и стал неповторимым языком народного писателя. Собирательный язык – это особенность, характерная только для сатирических произведений Зощенко, именно он обратил внимание на собирательный тип «человека толпы» с уличной культурой.

Предполагаемый ответ группы 3

Зощенко в своих произведениях показал, что люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной совестью и даже забывая про неё. Его рассказы направлены против пошлости героев, их мелочности, жестокости, трусости, равнодушия и подозрения. Именно эти обывательские черты не дают покоя М. Зощенко, так как за словесным юмором скрывалась трагическая сущность действительности. Герой Зощенко вызывает сочувствие, в основе которого – стремление пробудить в людях чувство человеческого достоинства. (Дети приводят примеры из текстов).

VI. Взаимоконтроль

– Вы получили полный ответ?
– На ваш взгляд, вопрос освещен достаточно глубоко?
– Как вы оцените работу группы?

VII. Социализация

– А если взять наше время, начало XXI века, можно провести параллель со временем Зощенко?

Слово учителя: Действительно, то же равнодушие, та же злоба, зависть, которые разъедают души. Та же бюрократическая волокита и нежелание системы слышать отдельную личность. Может быть вам, ребята, в дальнейшем придется решать эти проблемы, так как время идёт, а пороки, о которых говорит Зощенко и с которыми пытается бороться, пока живы.

VIII. Итог урока

– А теперь пришло время вернуться к нашему проблемному вопросу: Кто же Михаил Зощенко – человек, который писал для забавы, или серьёзный «большой и популярный писатель»?
(Зощенко – серьёзный писатель, так как он продолжал традиции, внося что-то своё. Его произведения маленькие по объёму, интересные по сюжету. Он использует простой язык, сказовую форму, выбирая героя-полуинтеллигента. В своём творчестве он показывает острые социальные проблемы и пытается с ними бороться).

Слово учителя: М. Зощенко сумел показать своими произведениями пошлые навыки, черствость человеческих отношений и другие человеческие недостатки для того, чтобы человек увидел их и захотел стать лучше. Об этом в своё время говорил А.П. Чехов: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть». Продолжая традиции русской сатиры, Зощенко актуален для своего и нашего времени, так как объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались. Мы с вами продолжим разговор о своеобразии сатиры XX века на следующих уроках, когда будем освещать творчество М. Булгакова.

IX. Рефлексия

– Урок сегодня мы начали с ассоциации, которые связаны у вас с фамилией Зощенко. Давайте посмотрим, что же изменилось, что вы хотели бы добавить. Итак, составьте «ассоциативнь ряд» к слову Зощенко.

X. Оценки

XI. Домашнее задание

Выбрать задание по силам:

  • Определить тему и идею одного рассказа Зощенко, выбор обосновать.
  • Кроме этого, указать языковые, стилистические, синтаксические особенности.
  • А также провести параллель с сегодняшней действительностью.