Цель современного образования – обучение и
воспитание всесторонне развитой личности,
способной к творчеству. Для достижения этой цели
существует множество программ, называемых
развивающими. Однако развитие личности может
происходить при любой программе. Всё зависит от
того, какими методами пользуется учитель. Долгое
время в школе использовались репродуктивные
методы, согласно которым учитель всё сам
рассказывал, а ученики только запоминали и
воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную,
инертную личность. Такой урок не отвечает
современным требованиям, и поэтому приходится
искать другие пути для того, чтобы воспитать и
развить в ребёнке активную, смелую и решительную
личность. Личность, которая умеет сама добывать
знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Поэтому необходимо развивать образовательный
процесс, опираясь на следующие основания:
- научить учиться;
- научить действовать;
- научить жить вместе;
- научить жить в ладу с самим собой.
Научив ребёнка всему вышеперечисленному, мы
научим его самому главному способности
адаптироваться, наилучшим образом
приспосабливаться к меняющейся среде, условиям
жизни. Я работаю в адаптивной школе, где учатся
способные и обычные дети. Особенностью нашей
школы является то, что ребёнок в ней – не просто
ученик, он – личность. Поэтому целью адаптивной
школы является создание образовательной среды,
обеспечивающей саморазвитие каждого ученика.
Достичь этой цели мне помогает использование
технологии проблемного обучения на уроках
литературы.
Средством реализации проблемного обучения,
кроме задач и вопросов на уроках, становятся три
основных метода:
- Проблемное изложение;
- Эвристическая беседа;
- Исследовательский метод.
Метод проблемного изложения и эвристическую беседу я использую на уроках литературы в среднем звене, т.к. это развивает активность и самостоятельность учащихся.
Подробнее мне бы хотелось остановиться на исследовательском методе, так как, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы. Очень важен мотив в обучении. Какие из них – внешние или внутренние – оказываются самыми важными в исследовательской работе? (Внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние – связаны с общественным признанием, в том числе и с отметками). Многое зависит от возраста ребёнка. Школьникам-подросткам (7-9 кл.) интересно не только то, что внешне занимательно, им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке – это делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность. В старшем возрасте учебная мотивация значительно изменяется, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии. На учебные успехи влияет сочетание двух потребностей – в познании и достижении. Интеллект старшеклассников становится достаточно зрелым: формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать, переходя от общего к частному. Заметны возрастающая самостоятельность во всех сферах деятельности, стремление к самоопределению, построению жизненных планов, устремленность в будущее.
Это метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Учебное исследование имеет следующую структуру:
- Постановка вопроса.
- Предполагаемое решение вопроса (гипотеза).
- Исследование гипотезы.
- Разрешение вопроса и проверка.
- Фиксация результатов и проверка исследования в форме записи, рисунка.
Средством создания проблемных ситуаций при исследовательском методе обучения становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы, на область поиска неизвестного знания. В совместной деятельности с учителем ребята не только усваивают новое для себя знание, но и переживают этот процесс как субъективное открытие ещё неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознаётся ими как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету. Этот метод обеспечивает прочное усвоение новых знаний, позволяет творчески применять основные понятия, постепенно усложнять решаемые проблемы.
Таким образом, важнейшей особенностью проблемно-поисковых методов является их направленность на формирование мировоззрения учащихся, развитие их речи и творческой самостоятельности. Результативность применения проблемного обучения на уроках можно оценить с помощью критериев:
- наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;
- наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;
- переживания учеником субъективного открытия;
- отношение к новому знанию как к личностной ценности.
- овладение обобщенным способом решения
проблемных ситуаций: анализ фактов,
выдвижение гипотез, проверка их правильности, получение результата деятельности.
Приведу для примера урок литературы в 11 классе, на котором используется технология проблемного обучения.
Тема: Серьёзный юмор М. Зощенко.
Цели:
- создать содержательные и методические условия для осмысления детьми изучаемого материала;
- содействовать развитию умения целостного и сравнительного анализа художестве иного произведения в единстве содержания и формы, умения грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения.
Оборудование: портрет писателя, компьютер, проектор, конверт с заданиями, памятки, справочники, словари, литературные произведения.
Методы работы: слово учителя, беседа, самостоятельная работа в группах (лингвистический эксперимент, сопоставительный анализ произведений, работа со словарём, текстом произведений), творческая работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Рапорт дежурного.
II. Подступ к теме
– Говорят, если хочешь найти готовый роман,
возьми жизнь любого мало-мальски замечательного
человека. И это так.
– Посмотрите на доску. Перед вами ассоциативный
ряд.
1895 год. Полтава.
1927 год. Санкт-Петербург, журнал «Бегемот»,
рассказ «Приключение обезьяны».
1946 год.
1953 год. Журнал «Крокодил», «Огонёк».
– С именем какого человека связана данная запись
и иллюстрации к рассказам и повестям? (Показ
иллюстраций из произведений Зощенко через
проектор)
– А фамилия Зощенко – какие ассоциации вызывает?
– Ребята, скажите, чем отличается сатира от
юмора?
– Мы будем говорить о серьёзном юморе, так как
сатира не отделима от юмора.
– Итак, мы с вами определили тему урока.
– Давайте вспомним, как связаны даты с жизнью
этого человека? Запишите тему и эпиграф.
Эпиграфом послужат слова самого писателя: «Почти
двадцать лет взрослые считали, что я писал для их
забавы, а я для забавы никогда не писал».
– Помните, Куприн писал, что «лишнее для читателя
путаться в мелочах жизни писателей, ибо это
любопытство вредно, мелочно и пошло».
Вспоминается ещё одно высказывание: «Человека
судят по делам его».
– Каким же было основное занятие, дело М. Зощенко?
– Верно, хотя писатель сам признавался, это самая
трудная профессия из двенадцати, которые он знал.
Вот и мы сегодня будем говорить не о самом
писателе, а о его творческом своеобразии.
– Высокую оценку Зощенко дал В. Маяковский,
который назвал писателя «самым большим и самым
популярным».
– Кто же прав: те, кто считает, что Зощенко писал
для забавы или Маяковский? Давайте разберёмся.
– Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы
ответить на данный вопрос?
- Проанализировать произведения Зощенко.
- Определить языковое своеобразие рассказов.
- Сформулировать темы сатирических произведений Зощенко.
– Верно, вы назвали задачи урока.
Инструктаж
– Мне сегодня понадобятся специалисты трёх наук.
1. Аналитики, то есть ученые, которые будут работать над сравнительным анализом произведений разных авторов, а затем дадут ответ на вопрос: Чьи традиции продолжает М. Зощенко в своем сатирическом творчестве?
Карточка
а) Прочитать и проанализировать рассказ М.
Зощенко «Галоша» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий»,
определить тему и идею произведений, найти общее
и различия.
б) Кто из писателей XIX века обращался в своём
творчестве к этой же теме? Что нового в данной
теме вы увидели в творчестве Зощенко?
2. Лингвисты (филологи), которые рассмотрят произведения Зощенко с точки зрения синтаксического, стилистического, языкового оформления и сделают вывод: В чем заключается своеобразие сатирических рассказов писателя?
Карточка
а) Зощенко в рассказах использует сказовую
форму. Как вы это понимаете?
б) «Михаил Зощенко великий юморист, рассказы
которого поражают сочным, народным,
собирательным языком», – утверждают
исследователи. Докажите это примерами из
рассказа «Аристократка».
3. Литературоведы, которые проведут эксперимент над стилистическими особенностями рассказов Зощенко, и, выполнив ряд заданий, ответят на вопрос: Против чего направлено перо писателя-сатирика М. Зощенко?
Карточка
а) Дать определение бюрократической системы и
обывательщины. Найти черты этих явлений в
сатирических рассказах М. Зощенко. («Баня»).
б) Вспомните, что такое такое форма и содержание.
Проведите эксперимент. Представьте, что вы
владеете только литературным языком. Переведите
текст рассказа М. Зощенко на литературный язык.
Сделайте вывод: что вызывает смех в рассказах
сатирика?
в) Каковы темы сатирических произведений
Зощенко?
– Все эти вопросы помогут группам ответить на проблемный вопрос.
III. Выбор заданий
– Выберите каждая группа себе конверт с заданием. В каждой группе есть консультант, который распределит задания между членами группы. Несколько человек получают индивидуальные задания для работы со справочной литературой. Время работы – семь минут. Все необходимые учебники, художественная литература, справочники лежат у вас на партах.
Инструктаж.
У каждой группы на столе лежит памятка, по
которой вы будете оценивать группы.
Ребята, которым не будет предоставлено слово,
тезисно запишите ответы своих товарищей в
тетрадь и сдайте в конце урока. Не забывайте
фиксировать себе ответы других групп, чтобы у вас
сложилось целостная картина своеобразия
зощенковского стиля. По ходу обсуждения вопросов
возможны дополнения других групп.
IV. Самостоятельная работа (выполняется под музыку).
V. Отчет групп
Предполагаемый ответ группы 1
Зощенко был верным последователем гоголевского направления в русской литературе. Если внимательно вслушаться в его смех, нетрудно уловить, что беззаботно шутливые нотки являются лишь фоном для нот боли и горечи. Стиль многих рассказов М. Зощенко напоминает чеховский стиль – лаконичный, остроумный, меткий. Как и Чехов, Зощенко высмеивает те же пороки. (Дети приводят примеры из текстов).
Предполагаемый ответ группы 2
Язык Зощенко неизвестный литературе, а потому не имевший своего правописания язык. Это язык вокзалов и площадей, рынков и коммунальных домов. Он был груб, неуклюж, бестолков, но он существовал. Живой, непридуманный, сам собой сложившийся. (Дети приводят примеры из текстов). Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя всё самое характерное, всё самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом концентрированном виде вышел на страницы рассказов. Тогда-то он и стал неповторимым языком народного писателя. Собирательный язык – это особенность, характерная только для сатирических произведений Зощенко, именно он обратил внимание на собирательный тип «человека толпы» с уличной культурой.
Предполагаемый ответ группы 3
Зощенко в своих произведениях показал, что люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной совестью и даже забывая про неё. Его рассказы направлены против пошлости героев, их мелочности, жестокости, трусости, равнодушия и подозрения. Именно эти обывательские черты не дают покоя М. Зощенко, так как за словесным юмором скрывалась трагическая сущность действительности. Герой Зощенко вызывает сочувствие, в основе которого – стремление пробудить в людях чувство человеческого достоинства. (Дети приводят примеры из текстов).
VI. Взаимоконтроль
– Вы получили полный ответ?
– На ваш взгляд, вопрос освещен достаточно
глубоко?
– Как вы оцените работу группы?
VII. Социализация
– А если взять наше время, начало XXI века, можно провести параллель со временем Зощенко?
Слово учителя: Действительно, то же равнодушие, та же злоба, зависть, которые разъедают души. Та же бюрократическая волокита и нежелание системы слышать отдельную личность. Может быть вам, ребята, в дальнейшем придется решать эти проблемы, так как время идёт, а пороки, о которых говорит Зощенко и с которыми пытается бороться, пока живы.
VIII. Итог урока
– А теперь пришло время вернуться к нашему
проблемному вопросу: Кто же Михаил Зощенко –
человек, который писал для забавы, или серьёзный
«большой и популярный писатель»?
(Зощенко – серьёзный писатель, так как он
продолжал традиции, внося что-то своё. Его
произведения маленькие по объёму, интересные по
сюжету. Он использует простой язык, сказовую
форму, выбирая героя-полуинтеллигента. В своём
творчестве он показывает острые социальные
проблемы и пытается с ними бороться).
Слово учителя: М. Зощенко сумел показать своими произведениями пошлые навыки, черствость человеческих отношений и другие человеческие недостатки для того, чтобы человек увидел их и захотел стать лучше. Об этом в своё время говорил А.П. Чехов: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть». Продолжая традиции русской сатиры, Зощенко актуален для своего и нашего времени, так как объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались. Мы с вами продолжим разговор о своеобразии сатиры XX века на следующих уроках, когда будем освещать творчество М. Булгакова.
IX. Рефлексия
– Урок сегодня мы начали с ассоциации, которые связаны у вас с фамилией Зощенко. Давайте посмотрим, что же изменилось, что вы хотели бы добавить. Итак, составьте «ассоциативнь ряд» к слову Зощенко.
X. Оценки
XI. Домашнее задание
Выбрать задание по силам:
- Определить тему и идею одного рассказа Зощенко, выбор обосновать.
- Кроме этого, указать языковые, стилистические, синтаксические особенности.
- А также провести параллель с сегодняшней действительностью.