Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Разделы: Литература


Цель: рассмотреть проблему, заложенную в названии комедии.

Задачи:

Общие: выяснить, почему умный человек отвернут и обществом и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Что изменилось за прошедшие века? (Работа с текстом, анализ и  сопоставление эпизодов, оперирование знанием литературных направлений, теоретико – литературными понятиями и др.)

Межпредметные: использовать разные виды искусства (музыкальные отрывки, художественные иллюстрации) для более полной характеристики литературных образов.

Личностные: проследить противостояние двух противоположных по нравственным убеждениям миров – косного и отсталого (фамусовского) и передового, деятельного (Чацкий).

ХОД УРОКА

Слово учителя:
А.С. Пушкин отозвался об А.С. Грибоедове как об одном «из самых умных людей в России.»  Он получил широкое образование: поступил в университет в 11 лет и закончил словесный, юридический, естественно-математический факультеты, готовился на философский;
блестящий дипломат, писатель (создал одно произведение, но в него вложил много философских мыслей, взглядов), композитор.
 
– Поговорим о пьесе «Горе от ума». Портрет Грибоедова
Вопрос.
– В чем новаторство пьесы?
Ответы учеников:
1) соединение 3-х литературных направлений, говорящие фамилии.
От классицизма – 3 единства, театр – кафедра.
От романтизма – герой-одиночка, бросающий вызов обществу.
От реализма – показ картин жизни начла 18 века.

2) Грибоедов создал произведение с обширной проблематикой:    

 – служение Отечеству,
– образование, воспитание, нравственность,
– отношение к крепостному праву,
– преклонение перед иностранным,
– зависимость от общественного мнения,
– женская диктатура,
– проблема «лишнего человека».
Вопрос.

Музыка: Вальсы Грибоедова
3) Какие исторически условия способствовали появлению «лишнего» человека в начале 19 века.
(Война 1812г. – свободомыслие – желание бороться с рутиной, косностью, консерватизмом – декабристы,инакомыслие)
Вопрос.
4) Были ли прототипы образа Чацкого?
Музыка: Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
а) Чаадаев Портрет
б) Байрон
Вопрос.
Каков жанр произведения?
5) Жанр «высокой» комедии.
Классицистическая комедия – это борьба порока и добродетели,  заканчивающаяся победой добродетели.
Портрет
Под запись:
В комедии «Горе от ума» главное оружие смех. Высмеять пороки –  это неново. Но смех разный,и конец отнюдь не веселый. Кто Чацкий? Победитель или побежденный? Вопрос неясный. В комедии соединяется смех веселый и горький, желчный, саркастический.
В коллизии пьесы заложена следующая метаморфоза: то же общество, которое высмеивается Чацким ( вначале добродушно), это же общество приведет нашего героя на грань безумия.
«От сумасшествия могу ли остеречься?» – говорит он перед тем, как навсегда покинуть дом Фамусовых  и пуститься по свету. Шутник, который высмеивает всех и вся, становится посмешищем – а это уже трагедия внутри комедии. Причем «безумцем» впервые его называет любимая женщина.
Показ фильма  (София на балу – рождение сплетни)
Слово учителя:

Итак, в комедии одной из главных проблем является проблема ума и безумия.
    Само название комедии парадоксально. Первоначально комедия носила название «горе уму», от которого автор отказался.
– Что вкладывает автор в понятие «ум» – ?     (система ценностей, философия жизни).
Пьеса построена не на столкновении ума и глупости, это было бы очень слабо для «высокой» комедии. Она  строится на различных типах ума, которые можно разделить на два лагеря.
С одной стороны Чацкий – с другой фамусовское   общество, и между ними непроницаемая стена. Поэтому основным комическим приёмом становится прием «разговор глухих»
(Пример диалога из текста пьесы.)

С одной стороны, ум «гений», с другой  –  ум «для себя». Но тоже ум, своя философия жизни. Ведь все эти «тузы», они не глупцы, нет. Сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким, София великолепно формулирует эту идею: (Карточка№1).
Давайте сопоставим Чацкого и  «фамусовское общество», каковы эти «умы»?

Презентация (начало)
Ответы учеников, подкрепленные примерами из текста:

Ум Молчалина – стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие;(Цитата из текста).
Ум Скалозуба – недалекость суждений, враг просвещения, охранитель самодержавно-крепостнического строя;(Цитата из текста).
Ум Фамусова – ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник новизны;(Цитата из текста).
Ум Софьи – приспособленчество, поиск выгоды и желание найти мужа – слугу.(Цитата из текста).
Жизнь «фамусовского общества» предельно регламентирована, это жизнь догмы и нормативов, жизнь, где «Табель о рангах» почитается за Библию; жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами: «Спросили бы, как делали отцы./ Учились бы, на старших глядя…»
Вот основная заповедь существования этого света. Морально то, что выгодно.

На магнитной доске появляются  поочередно рисунки детей. Это портреты всех перечисленных персонажей.
Музыкальная ассоциация: Равель «Болеро».  (Музыкальное произведение построено на повторении одной и той же музыкальной фразы). Это произведение как никакое другое иллюстрирует застой и однообразие «фамусовского общества». Равель «Болеро»
А вот другая музыкальная характеристика: Рахманинов «Прелюдия №15».(Карточка №2) (Музыка энергичная, обозначающая движение вперед и ассоциирующаяся с образом Чацкого – в противовес  предыдущему музыкальному произведению).

Слово учителя:

«Чем человек просвещеннее, тем он полезнее Отечеству», но трудно такому человеку пробиться сквозь толпу людишек, которые хотят «…и награжденья брать, и весело пожить».
Ум-гений, ум, алчущий познаний, стремящийся к вечному самоусовершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, живущий для счастья других, а не для себя, он выбивается из общего хора  «фамусовского общества». Он «семейства не осчастливит». От него одни беды. Он странен и страшен обществу. Общество защищается от него, потому что он замахнулся на основы, устоявшиеся веками.

С.Рахманинов «Прелюдия №15»
Вопрос.
Подумайте, может ли московский свет считать Чацкого здравомыслящим человеком? (Нет.)
Привести примеры из текста.
Слово учителя.

Если признать, то это значило бы, что убеждения Чацкого разумны, нормальны… А может ли «ум для себя» считать нормой «ум-гений»? Нет. Больше того, как обезвредить такой ум, какое горе нанести ему? – признать безумным, отказать в уме. Чацкий сумасшедший обществу не страшен. Вот почему клевете Софии так искренне и легко поверил свет.

«Безумный по всему» – выносит приговор весь фамусовский мир устами шута Загорецкого. Вот почему сплетня молниеносно разлетается на балу.
И с этого момента на нем клеймо безумца.

Смотрите, как неоднозначно разрешается проблема ума и безумия в пьесе: кто умен? кто безумен?

Здравый смысл подсказывает, что общество больно, это оно безумно, потому что  не терпит критики, оно застоялось и боится новизны, оно косно, консервативно – безумно.
Парадокс: вот это общество объявляет вне закона Чацкого, умнейшего человека своего времени.

Сцена сплетни из к/ма (продолжение)
А он все еще произносит пламенные речи, пытаясь достучаться до сердца, до ума каждого.  Послушаем отрывок из «Симфонии №5» Бетховена.

Вопрос. Как музыка передает содержание текста пьесы?

Ответ ученика.  Музыка построена на чередовании контрастных по характеру музыкальных тем, что перекликается с  «разговором глухих» в пьесе. Вывод: не достучаться.

Учитель. Герой пытается переубедить оппонентов, которых так много, но тщетно, его никто не слушает и не слышит. Что ему остается – покинуть свет.
(Монолог наизусть читает ученик).
Учитель.
Кто он – победитель или побежденный?
Обратимся к   статье Гончарова «Мильон терзаний».

Ответ ученика: Сам Грибоедов считал своего героя умным: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».
А Пушкин А.С. усомнился в уме Чацкого: «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловыми» – писал он А. Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки « Горя от ума». Прав ли Пушкин, утверждая, что Чацкий недостаточно ясно видит, с кем говорит, кому проповедует? Прав,

Л.ван Бетховен «Симфония №5»
Учитель.
Да, это слабость Чацкого, но эта же черта ставит его в один ряд литературных героев – безумцев: Гамлет, Дон – Кихот.
Под запись.
Сущность образа Чацкого: ОН – ЧЕЛОВЕК, ВОПРЕКИ ВСЕМУ, ВЕРЯЩИЙ, ЧТО МОЖНО РАЗБУДИТЬ В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКА.
Такие герои всегда существовали в литературе и в жизни. Пьеса вечно жива. И каждая эпоха ждет своего Чацкого.
Домашнее задание: Написать эссе «Проблема ума и безумия в пьесе А.С. Грибоедова.
Свиридов «Время, вперед».