Цель: рассмотреть проблему, заложенную в названии комедии.
Задачи:
Общие: выяснить, почему умный человек отвернут и обществом и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Что изменилось за прошедшие века? (Работа с текстом, анализ и сопоставление эпизодов, оперирование знанием литературных направлений, теоретико – литературными понятиями и др.)
Межпредметные: использовать разные виды искусства (музыкальные отрывки, художественные иллюстрации) для более полной характеристики литературных образов.
Личностные: проследить противостояние двух противоположных по нравственным убеждениям миров – косного и отсталого (фамусовского) и передового, деятельного (Чацкий).
ХОД УРОКА
Слово учителя: А.С. Пушкин отозвался об А.С. Грибоедове как об одном «из самых умных людей в России.» Он получил широкое образование: поступил в университет в 11 лет и закончил словесный, юридический, естественно-математический факультеты, готовился на философский; блестящий дипломат, писатель (создал одно произведение, но в него вложил много философских мыслей, взглядов), композитор. |
|
– Поговорим о пьесе «Горе от ума». | Портрет Грибоедова |
Вопрос. – В чем новаторство пьесы? Ответы учеников: 1) соединение 3-х литературных направлений, говорящие фамилии. От классицизма – 3 единства, театр – кафедра. От романтизма – герой-одиночка, бросающий вызов обществу. От реализма – показ картин жизни начла 18 века. 2) Грибоедов создал произведение с обширной проблематикой: – служение Отечеству, |
Музыка: Вальсы Грибоедова |
3) Какие исторически условия
способствовали появлению «лишнего» человека в
начале 19 века. (Война 1812г. – свободомыслие – желание бороться с рутиной, косностью, консерватизмом – декабристы,инакомыслие) Вопрос. 4) Были ли прототипы образа Чацкого? |
Музыка: Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль» |
а) Чаадаев | Портрет |
б) Байрон Вопрос. Каков жанр произведения? 5) Жанр «высокой» комедии. Классицистическая комедия – это борьба порока и добродетели, заканчивающаяся победой добродетели. |
Портрет |
Под запись: В комедии «Горе от ума» главное оружие смех. Высмеять пороки – это неново. Но смех разный,и конец отнюдь не веселый. Кто Чацкий? Победитель или побежденный? Вопрос неясный. В комедии соединяется смех веселый и горький, желчный, саркастический. В коллизии пьесы заложена следующая метаморфоза: то же общество, которое высмеивается Чацким ( вначале добродушно), это же общество приведет нашего героя на грань безумия. «От сумасшествия могу ли остеречься?» – говорит он перед тем, как навсегда покинуть дом Фамусовых и пуститься по свету. Шутник, который высмеивает всех и вся, становится посмешищем – а это уже трагедия внутри комедии. Причем «безумцем» впервые его называет любимая женщина. |
Показ фильма (София на балу – рождение сплетни) |
Слово учителя: Итак, в комедии
одной из главных проблем является проблема
ума и безумия. С одной стороны, ум «гений», с другой – ум
«для себя». Но тоже ум, своя философия жизни.
Ведь все эти «тузы», они не глупцы, нет. Сравнивая
своего избранника Молчалина с Чацким, София
великолепно формулирует эту идею: (Карточка№1). |
Презентация (начало) |
Ответы учеников, подкрепленные
примерами из текста: Ум Молчалина –
стремление к карьере, умение подслужиться,
лицемерие;(Цитата из текста). |
На магнитной доске появляются поочередно рисунки детей. Это портреты всех перечисленных персонажей. |
Музыкальная ассоциация: Равель «Болеро». (Музыкальное произведение построено на повторении одной и той же музыкальной фразы). Это произведение как никакое другое иллюстрирует застой и однообразие «фамусовского общества». | Равель «Болеро» |
А вот другая музыкальная
характеристика: Рахманинов «Прелюдия
№15».(Карточка №2) (Музыка энергичная,
обозначающая движение вперед и
ассоциирующаяся с образом Чацкого – в
противовес предыдущему музыкальному
произведению). Слово учителя: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее
Отечеству», но трудно такому человеку пробиться
сквозь толпу людишек, которые хотят «…и
награжденья брать, и весело пожить». |
С.Рахманинов «Прелюдия №15» |
Вопрос. Подумайте, может ли московский свет считать Чацкого здравомыслящим человеком? (Нет.) |
Привести примеры из текста. |
Слово учителя. Если признать, то это значило бы, что убеждения Чацкого разумны, нормальны… А может ли «ум для себя» считать нормой «ум-гений»? Нет. Больше того, как обезвредить такой ум, какое горе нанести ему? – признать безумным, отказать в уме. Чацкий сумасшедший обществу не страшен. Вот почему клевете Софии так искренне и легко поверил свет. «Безумный по всему» – выносит приговор весь
фамусовский мир устами шута Загорецкого. Вот
почему сплетня молниеносно разлетается на балу. Смотрите, как неоднозначно разрешается проблема ума и безумия в пьесе: кто умен? кто безумен? Здравый смысл подсказывает, что общество
больно, это оно безумно, потому что не терпит
критики, оно застоялось и боится новизны, оно
косно, консервативно – безумно. |
Сцена сплетни из к/ма (продолжение) |
А он все еще произносит пламенные речи,
пытаясь достучаться до сердца, до ума каждого.
Послушаем отрывок из «Симфонии №5»
Бетховена. Вопрос. Как музыка передает содержание текста пьесы? Ответ ученика. Музыка построена на чередовании контрастных по характеру музыкальных тем, что перекликается с «разговором глухих» в пьесе. Вывод: не достучаться. Учитель. Герой пытается
переубедить оппонентов, которых так много, но
тщетно, его никто не слушает и не слышит. Что ему
остается – покинуть свет. Ответ ученика: Сам Грибоедов считал
своего героя умным: «В моей комедии 25 глупцов на
одного здравомыслящего человека». |
Л.ван Бетховен «Симфония №5» |
Учитель. Да, это слабость Чацкого, но эта же черта ставит его в один ряд литературных героев – безумцев: Гамлет, Дон – Кихот. Под запись. Сущность образа Чацкого: ОН – ЧЕЛОВЕК, ВОПРЕКИ ВСЕМУ, ВЕРЯЩИЙ, ЧТО МОЖНО РАЗБУДИТЬ В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКА. Такие герои всегда существовали в литературе и в жизни. Пьеса вечно жива. И каждая эпоха ждет своего Чацкого. Домашнее задание: Написать эссе «Проблема ума и безумия в пьесе А.С. Грибоедова. |
Свиридов «Время, вперед». |