"Пробуждение души". 8–11-е классы

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с новым для них произведением, где все описанные события показаны глазами животного (собаки).

Задачи урока:

  1. Организовать творческую, познавательную деятельность учащихся через прием “пирамида” – формирование креативности.
  2. Научить учащихся пользоваться таким “инструментом” познания для выражения собственных знаний, мыслей, эмоций, интеллектуальных.
  3. Показать, что данный прием становится основой, по которой легко создать связный текст: пересказ, анализ или отзыв.
  4. Воспитание нравственных качеств – сопереживания, сострадания, сочувствия (эмпатии) через содержание учебного материала, методы и формы организации урока; воспитание любви к чтению художественного произведения.

Оформление доски:

Эпиграф

Люди учатся Знанию,
Люди учатся Памяти,
Люди учатся Совести.
Ю.М.Лотман

Ход урока

Слово учителя. (Чтение учителем эпиграфа.)

С этих слов Ю.М. Лотмана мне хочется начать с вами разговор на тему “Пробуждение души”. И если вы мне поможете, то разговор у нас получится.

Ребята, я хочу познакомить вас с небольшим произведением, новым и необычным для вашего возраста. Этот рассказ вошел в список финалистов второго сезона Национальной премии по детской литературе “Заветная мечта”. Книги серии “Заветная мечта” выпускаются с 2005 года.

– Кто брал книги из этой серии? (Значит, будет повод после урока сходить в библиотеку.)

Вторая причина, побудившая познакомить вас с этим рассказом, это дата – 30 октября.

– Может быть кто-то знает, что это за дата?

Это День памяти жертв политических репрессий. Она отмечается с не очень давних пор. Это скорбная дата, так как смерть и несчастья миллионов людей не могут быть забыты.

В истории России были славные страницы побед и достижений. Но были и трагические, те, которые отзываются болью в сердце каждого человека. Годы политических репрессий – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Сегодня из бездны времен возвращены многие имена ни в чем не повинных людей, с них смыто необоснованное клеймо “врага народа”.

В тюрьмах, лагерях, ссылке они сохраняли свои лучшие человеческие качества, веру в людей и любовь к Родине.

И эту любовь они завещали своим детям и внукам.

У нас в городе есть часовня в поселке Ленинский, в Комсомольском сквере, вот уже несколько лет (30 октября) там собираются люди в основном преклонного возраста, которые сами в детстве хлебнули немало горя, так как были детьми “врагов народа”. Это больно, это обидно, это страшно.

И мы с вами, живущие сейчас, должны делать все, чтобы подобное никогда не повторилось в нашей истории.

Пусть добро, справедливость и сострадание поселятся в наших сердцах.

Итак, слушайте внимательно рассказ.

Чтение учителем рассказа. (Название и автора не называть.) Приложение

Анализ рассказа. (После чтения – небольшая пауза.)

– Ребята, озаглавьте сами рассказ – одно-два слова.

Тетрадь расположите горизонтально, записи нужно делать столбиком в левой части листа, с тем, чтобы правая оставалась в запасе.

А теперь будем работать построчно.

Скажите одним словом о чем он, и запишите это на первой строке. (О собаке.)

Заполните вторую строку – нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа. (Верность собаки.)

Третья строка и три слова о месте и времени действия. (Горы, 20 век.)

Четвертая – четыре слова о главных событиях рассказа. (Внезапная потеря лучшего друга.)

Пятая – пять слов о главных героях и их особенностях. (Тутар – верный пес, Ача – хозяин.)

Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, середине и конце рассказа. (начало – интерес, середина –жалость, конец – боль).

На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.(глубокая тоска собаки, оставшейся без хозяина во время ареста)

Восьмая – при помощи восьми слов расскажите о личном восприятии рассказа или о том, посоветуете ли вы его прочитать своим друзьям.(Рассказ очень тяжелый, но хочется его перечитать еще раз.)

4. Слово учителя.

Ребята, мы с вами только что познакомились с рассказом Ахмата Созаева “Тутар”.

И вы, отвечая на мои вопросы, (вопросы заранее написаны на откидной доске, показываются).

  1. О чем произведение? (Одно слово.)
  2. Его особенности, отличия. (Два слова.)
  3. Место и время действия. (Три слова.)
  4. Главные события рассказа. (Четыре слова.)
  5. Главные герои, их особенности. (Пять слов.)
  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину, конец произведения? (Шесть слов.)
  7. О чем этот рассказ? (Дополните первую строку семью словами.)
  8. Ваше личное мнение о произведении. (Восемь слов.)

Строили из ответов пирамиду, да не простую, а нужную на многих школьных уроках. Это основа для написания отзыва на любое произведение.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто желает прочитать?

5. Чтение учащимися отзыва-пирамиды.

6. Слово учителя. Работаем дальше.

И если теперь каждую строчку дополнить новыми словами, то будет “полуфабрикат” связного текста о рассказе “Тутар”. Допишите, дополните новыми словами и мыслями свои строчки. Для наглядности сделайте это ручкой другого цвета – в правой стороне листа.

*Можно менять формы слов, части речи, число, род.

*Порядок использования слов, записанных в одной строке может быть любой, но надо использовать все слова.

*Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.

Таким образом, у вас получится текст на весь разворот листа, и из наших “разноцветных заготовок” мы можем составить сочинение или полноценный отзыв.

– Кто готов? Читаем.

7. Итоги урока. Ребята, понравился вам рассказ? Почему? (Ответы детей.)

Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.

8. Домашнее задание. Напишите отзыв, используя рабочий материал урока.

Те, кто читал свои работы на уроке, получают “отлично”.

Спасибо за урок!