Здравствуйте, уважаемая редакция газеты “Первое сентября”! Давно являюсь вашим читателем и почитателем! С удовольствием использую в своей работе интересные находки, о которых пишут в вашей газете. Сама долгое время не решалась послать вам свои наработки, но время, видимо, пришло… Не знаю, будут ли кому-то полезны разработки моих уроков, но надеюсь, что какие-то подходы будут интересны. Я работаю в целях самообразования над темой “Развитие интереса к чтению через нравственный аспект произведений современной литературы”. Отправляю вам в редакцию конспект урока в 11-м классе. Думаю, что возраст здесь не принципиален: можно по этому же произведению можно вести разговор и в 9–10 классе. Текст брала в журнале “Новый мир” № 5 1999 год с.56-78. Светлана Василенко “Дурочка”.
Тезисы предлагаемого урока “Проблемы добра и зла в произведении Светланы Василенко”.
Вступление учителя о проблеме поиска истины молодыми людьми, неоценимую помощь в этом могут оказать произведения современной литературы.
Слово об авторе Светлане Василенко (справка из Интернета).
Первое впечатление о произведении (несколько ответов).
Назвать примеры реминисценций (предлагалось сделать в качестве домашнего задания).
Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Порог” (двумя подготовленными учениками).
Рассказать об образе времени, созданном автором (4-6 главы).
Определение идеи произведения (в помощь цитаты на доске, подобранные заранее самими учениками).
Примеры победы добра над Злом.
Описание природы в 15 главе соответствует душевному состоянию людей.
Чтение по ролям 17 главы 1 части для характеристики главной героини.
Объяснение того, почему Ганна стала святой, в 20 главе 3 части.
Символы-образы на страницах романа.
Из Добра, Веры, Всепрощения рождается Новое Солнце.
Стихотворение монахини Новодевичьего монастыря о том, что “человечество живо одною круговою порукой добра”.
Урок (находится у автора)