Проблемы человеческого существования, человеческой нравственности в произведении Василя Быкова «Два рассказа»

Разделы: Литература


Цель: Раскрыть общие важнейшие проблемы человеческого существования, человеческой нравственности на примере произведения «Два рассказа».

Обучающие:

  • знакомство с творчеством В.Быкова;
  • анализ произведения, чтение отдельных эпизодов;
  • показать учащимся, что проблемы человеческого существования, человеческой нравственности – ведущие в творчестве В.Быкова.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать творческие, аналитические способности учащихся;
  • развивать навыки монологической речи;
  • вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Воспитательные:

  • передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа;
  • показать нравственный смысл рассказа;
  • через обсуждение рассказа пробудить у учащихся чувство сострадания и любви;
  • заставить задуматься каждого над проблемами, которые являются общими для человечества;
  • воспитывать внимание, чуткость соучастия;
  • создать на уроке атмосферу доверительности и сотрудничества.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя,
  • выразительное чтение,
  • аналитическая беседа по тексту произведения,
  • краткий пересказ,
  • работа с текстом рассказа,
  • творческая работа.

Оборудование:

  • портрет В.Быкова.
  • эпиграф (оформление на доске).

Тип урока: урок-размышление.

Ход урока

I. Слово учителя c включением в разговор учащихся

В настоящее время нас всех волнуют события, которые происходят в Украине. Разрушение городов, гибель мирных жителей, страдание стариков и детей, военный страх и ужас, выезд из страны (в вашем классе тоже учатся дети из Украины) – всё это уже переживало поколение наших отцов и дедов. В нашем маленьком городке из каждой семьи ушли на фронт или угнаны в Германию молодые люди. Больше половины из них не вернулось. Мы недалеко с вами находимся и от Украины, и от Белоруссии. Историки считают, что на долю народа Белоруссии выпало больше всего горя. Здесь в Великую Отечественную войну погиб каждый четвёртый житель. Наверное, именно поэтому многие писатели, особенно писатели Белоруссии, говорят об этой проблеме во весь голос в своих произведениях.

- Вы дома читали произведения В.Быкова. Какие его произведения вам больше всего понравились? (Дети перечисляют произведения, высказывают свои точку зрения о них).

Мне тоже нравятся произведения Василя Быкова, которого белорусская литература выдвинула как писателя, приверженного к военной тематике на протяжении всего его творчества. Его сухая, по – военному подтянутая, не балующая ни метафорами, ни лирическими отступлениями проза вовлекает читателя в диалектику отношений, в противостояние мыслей и чувств, то есть в ту постоянную войну, которую человек ведёт с миром и с самим собой. Вы правильно назвали его произведения «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». Это далеко не полный перечень его произведений, которые читаются на одном дыхании.

Рассказывая о партизанском движении Белоруссии, В.Быков ставит общие, важнейшие проблемы человеческого существования, человеческой нравственности. Все его книги ищут ответа на вопросы: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Справедливо это и для произведения «Два рассказа», которое в переводе автора поместили на первых страницах журнала «Дружба народов» (№11, 1997 год).

II. Краткое знакомство с сюжетом произведения (пересказ)

1. Сюжет обоих рассказов прост и очень условен. В «Жёлтом песочке» в одной машине везут на расстрел вора, чекиста, поэта, крестьянина, интеллигента из бывших, партийца. Фамилии кажутся ненужными. На лесной дороге машина застревает. Начальник конвоя Костиков, нарушая устав, привлекает на помощь конвоируемых, начиная с самого безобидного – крестьянина. В итоге вся компания, за исключением вора, активно толкает машину из грязи. Кончается бензин. За ним отправляют водителя. Обречённые возятся с машиной, которая должна доставить их к месту расстрела. Вытаскивают её и умирают от пуль исполнителей приговора.

2. В «Народных мстителях» речь идёт о том, как в деревне неожиданно появляется бывший чекист Усов, в своё время пересажавший чуть ли не половину её жителей. Мужики решают судить палача своим судом. Однако концовка рассказа неожиданная: даже в хорошем подпитии мужики не отважились свести счёты с бывшим чекистом.

- Как вы думаете, какой смысл несут названия произведений?

- В названии рассказа «Народные мстители» - очевидная ирония. А в целом разочарование и даже обида за героев. То же разочарование чувствуется и в «Жёлтом песочке». В слове «песочек» таится грустный иронический оттенок.

- Давайте определим жанр произведений.

(Жанр произведения определить трудно, хотя можно согласиться с Валерием Липневичем, который утверждает, что проза В.Быкова в последний период его творчества «стала более драматургичной», что «возник особый быковский жанр: повесть-пьеса, пьеса-рассказ». Судите сами: в рассказе «Жёлтый песочек» действию предшествует представление героев. В «Народных мстителях» - краткая экспозиция, краткое знакомство с героями, а затем динамично развивающее, захватывающее, как водоворот, действие. Но не только композиция является основой драматургичности. В.Быков показывает своих героев в действии, в поступках, хотя порой и нерешительных, диалогах, переживаниях).

- Как вы думаете в том и другом произведениях какой момент можно считать кульминационным? (Рассуждения детей. В развитии действия отсутствует кульминационный момент, но им можно считать, по моему мнению, проблему, которую поднимает автор. Она ярко вырисовывается в вышеназванных военных повестях, на страницах которых изображается не столько конкретная война, её чувственный опыт, сколько человек на войне, его духовный опыт. Главная коллизия писателя не между явными врагами, а между соратниками, товарищами по оружию.

Для человека всегда большая проблема тот человек, который рядом. По мнению автора, полярность человеческих типов, маленькая война между людьми и рождает в итоге войну большую – между нациями и государствами).

- В большинстве произведений В.Быкова сталкиваются два контрастных персонажа: Третьяк и Блищинский во «Фронтовой странице», Зося и Антон в «Пойти и не вернуться», Гриневич и Ананьев в «Атаке с ходу», Рыбак и Сотников в «Сотникове», Хвёдор и Миколка в «Облаве»… Вопрос, кто «хороший», кто «плохой», для автора остаётся открытым. Он не отваживается вершить моральный суд. Его герои люди разные, поэтому основная идея его произведений такова: именно наша разность стоит на пути к высокому человеческому единству, только и способному сохранить жизнь на Земле. Наши порывы к единству, к созданию менее катастрофического типа цивилизации постоянно разбиваются о нашу раздельность – личную, национальную, государственную.

- Как вы считаете, не становятся ли объектом внимания «Двух рассказов» человеческая разность, раздельность? (Рассуждения учащихся вместе с учителем).

III. Сообщения учащихся

1. Написаны произведения на материале уже иной войны – необъявленной, которую вело государство против собственного народа. Действие в «Жёлтом песочке» происходит в 30-ые годы, в «Народных мстителях» - в 60-е. Лаконичными штрихами писатель намечает в «Жёлтом песочке» контуры характеров и судеб уже навсегда соединённых людей. Но каждый из них всё ещё поодиночке, сам по себе. Им нет дела друг до друга, каждый занят той непосредственностью, которая произошла с ним и так очевидна его взору. Их обыденное сознание застигнуто врасплох непредсказуемым ходом событий. Крестьянин-единоличник никак не может понять, за что и почему он вырван из привычного круга забот, объявлен польским шпионом - и вот, как говорят, должен умереть. А вроде же всё делал, как советовали опытные люди, - и всё подписывал. Но и «советчик», бывший чекист Сурвила, тоже здесь, и он тоже не верит, что обречён, и главное, в компании с теми, кого в своё время он отправлял под пулю, даже не ожидая приговора, прямо в кабинете. Феликс Гром мечтал стать поэтом, но оказался вместе с людьми, которые и стихов-то не читают.

Если Автух замкнут в круге привычных крестьянских представлений, то чекист Сурвила - в сознании кастовой принадлежности; поэт - исключительности; партиец - Шестак – в своей верности партии и Сталину. Интеллигент из дворян отделён от окружающих своей обречённостью, которую он ощутил ещё после первой встречи в ЧК, и сейчас он даже чувствует облегчение: не надо прятаться, ловчить, таиться, можно быть самим собой, хотя бы перед концом. Только вор Зайковский, не смиряясь, напряжённо ищет выход, но у него сломана ключица, и, пожалуй, даже ему, побывавшему во многих переплётах, уже не вывернуться.

Застрявшая машина начинает вырастать в символ государства, которому, как зачарованные, служат все: правые и виноватые, палачи и жертвы. Категорически отказывается только вор. Вероятно, В.Быков хотел подчеркнуть, что истина в большей степени принадлежит человеку асоциальному, то есть в какой-то мере свободному. Остальные реализуют свою разность лишь в служении единообразию, так и не сумев обрести единства, которое дало хотя бы свободу в смерти. Но нет у них потребности в свободе, они заключены в самих себе. В конце концов они умирают так же, как жили, - особняком. Этих людей соединил только жёлтый песочек.

2. Общее дело и у героев рассказа «Народные мстители». Но довести до конца они его не сумели. Основательный мужик Савченко, отсидевший свой срок по доносу односельчанина, возвращается к утру в круг привычных забот: косить надо. Пьянчужка Дубчик, также из пострадавшей и сгинувшей семьи, исчез. Только учитель Леплевский дождался чекиста Усова, который - грудь в орденах - выдал ему краткое нравоучение о том, что партия не ошибается. Интеллигент, как и положено, лишь фиксирует тупиковость порыва, которому они отдали целую ночь.

- «Два рассказа» открывают нам иного В.Быкова. Критики обвиняют его в упрощении действительности, в вольном сочинительстве. Я с ними не совсем согласна. Не случайно он нам так настойчиво напоминает, что действие происходит ночью. Под её покровом всё очевидно и стройно. А вот при свете дня ясность исчезает. Кого судить? Кто прав? Кто виноват? Вы согласны? (Рассуждения учащихся).

IV. Слово учителя. Вывод

В.Быков затрагивает вопросы, которые являются актуальными и волнующими не только сейчас, они будут волновать и в последующие времена. Автору удалось схватить между людьми закономерности, которые лежат на магистрали, а не на обочине развития человека и общества. О двух разных периодах рассказывает В.Быков. Уже одно поколение сменило другое, а проблема разности всё ещё не решена. Это общечеловеческая проблема. Поднять её писателю одному не под силу. Да и время другое. Сам В.Быков тоже оказался на обочине, по моему мнению. Я его не могу поддержать в том, что он больше склонялся к Западу, что рекомендовал своему президенту отказаться от связи с Россией. Однако в последние минуты, я думаю, он осознал свою ошибку и вернулся на Родину, в Белоруссию. Вот вам и решение проблемы разности!

(Итоги и рефлексию на таких уроках лучше не проводить)

V. Прочитать повести и рассказы А.Лиханова