Ни для кого сегодня не секрет, что с каждым годом снижается читательский интерес школьников. Острее всего эту проблему ощущают учителя русского языка и литературы.
Многим из нас, наверное, приходилось оказываться в ситуации, когда на протяжении всего урока литературы приходится говорить только учителю, потому что ученики либо не прочитали произведение, либо прочитали бегло и невнимательно, либо вообще не поняли. В результате преподаватель вынужден или пересказывать его содержание, или читать вслух. Поэтому осуществление контроля знания текста, на мой взгляд, является сегодня актуальной задачей в работе учителя-словесника.
Контроль на уроках литературы был и остается обязательным компонентом учебно- воспитательного процесса. Каждый учитель в зависимости от типа урока, цели проверки и собственных предпочтений использует его разные формы. Помимо ежедневного устного опроса, письменных и тестовых заданий, в своей педагогической деятельности я уже много лет практикую такую форму контроля, как проверочная работа по карточкам.
Целью данной письменной работы является прежде всего проверка знания и понимания учащимися текста изучаемого произведения. Провожу её, как правило, на заключительном этапе изучения темы (например, «Фольклор», «Древнерусская литература») или крупного литературного произведения. В большей степени подобная форма контроля актуальна для учеников старших классов, так как в 5-6 классе большинство произведений небольшие по объему, поэтому их обычно успеваем прочитать в классе вместе.
Учащиеся предупреждаются о работе заранее. Каждый ученик получает карточку с пятью вопросами по изученному произведению. В целях большей объективности и исключения списывания стараюсь подготовить как можно больше вариантов. Безусловно, их количество зависит от размера произведения. По рассказу их может быть 4-6, а по повести или роману до 15 вариантов. Вопросы составляю сама, исключая таким образом возможность списывания готовых ответов из Интернета. На работу отводится 10-15 минут, обычно этого времени бывает достаточно для её выполнения. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы формулируются таким образом, чтобы исключить вариативность ответов. Следовательно, ответ ученика должен быть четким, лаконичным и зачастую однословным. Таким образом, данная форма контроля, помимо своего главного назначения, способствует формированию у учащихся таких УУД, как умение анализировать текст и вычленять в нем самое главное, кратко и четко выражать свою мысль.
Эта форма контроля позволяет мне достичь нескольких целей. Во-первых, ученики, зная о предстоящей работе, стараются читать произведение не в кратком изложении, а в полном варианте, более внимательно относясь к деталям. Во-вторых, это дисциплинирует учеников, способствует воспитанию чувства ответственности за свой труд, мотивирует к получению более высокой оценки. В-третьих, помогает реализовать обратную связь, одномоментно осуществляя срез знаний сразу у всего класса.
Оценка «пять» выставляется при правильном ответе на все пять вопросов, «четверка» за четыре и так далее. Данная система оценивания прозрачна и понятна учащимся, поэтому изначально исключает конфликтные ситуации и подозрение в субъективизме педагога. Отвечая на определенное количество вопросов, ученик уже заранее может прогнозировать свою оценку. Таким образом, отпадает необходимость каждый раз объяснять детям критерии её выставления.
Если ученик не удовлетворен своим результатом, у него есть возможность переписать работу, естественно, уже по другому варианту. Зачастую ученику для этого приходится вернуться к материалу пройденного произведения, перечитать отдельные эпизоды. Поэтому эта работа имеет цель не столько наказующую, сколько мотивирующую к чтению.
В слабом классе можно даже вывесить список вопросов перед началом изучения произведения, чтобы дети могли заранее в ходе работы над ним находить ответы.
Однако подобная работа приносит положительный результат только при выполнении следующих условий:
- регулярность,
- объективность,
- возможность улучшения результата.
Безусловно, данная форма контроля имеет и свои недостатки. В частности, она не всегда способна выявить глубину понимания учениками прочитанного произведения и даже не всегда мотивирует к чтению. Однако я твердо убеждена, что без знания текста невозможно и его понимание. Проведение многоаспектного анализа художественного произведения на уроке литературы имеет только тогда смысл, когда ученик ориентируется в изучаемом произведении, разбирается в сюжетной линии, знаком с героями.
Таким образом, такая форма контроля на уроках литературы в комплексе с другими методами помогает мне в какой-то степени решать достаточно острую сегодня проблему готовности учеников к урокам литературы.
Приведу в качестве примера одну из таких проверочных работ по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс, программа Коровиной).
Вариант 1
1. Где находилось имение Гриневых?
2. Как отец Гринева собирался наказать Савельича за то, что тот не сообщил ему о ранении сына?
3. Как он отреагировал на письмо Петруши с просьбой благословения на женитьбу?
3. Почему Пугачев пощадил Гринева после захвата Белогорской крепости?
4. Кем называл себя Пугачев?
5. Где произошла первая встреча Маши и государыни?
Вариант 2
1. Кто «за трезвое поведение» был пожалован мальчику в дядьки?
2. Как отец Гринева просил генерала обходиться со своим сыном?
3. Сколько дней без памяти находился Петр Гринев после ранения на дуэли?
4. Как Гринев объяснил свой отказ служить Пугачеву?
5. Какое наказание назначила Гриневу следственная комиссия?
Вариант 3
1. Сколько душ крестьян было у Гриневых?
2. Что Гринев подарил своему провожатому?
3. Почему не удалось заставить говорить пойманного башкирца?
4. В каком состоянии Гринев с Пугачевым нашли Машу?
5. Как рукопись Гринева попала в руки издателю?
Вариант 4
1. Кем был в своем отечестве Бопре?
2. Где находилась Белогорская крепость?
3. Куда был ранен на дуэли Гринев?
4. Кто первым узнал в Пугачеве своего провожатого?
5. Как Маша решила помочь своему жениху оправдаться?
Вариант 5
1. После какого случая Бопре был изгнан из имения Гриневых?
2. Как выглядела Белогорская крепость?
3. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?
4. Как погибла Василиса Егоровна?
5. Кто сделал на Гринева ложный донос в следственную комиссию?
Вариант 6
1. Назовите любимую книгу Андрея Петровича Гринева?
2. Сколько лет прослужил в крепости Швабрин до приезда Гринева?
3. Кто в крепости распространял воззвания Пугачева?
4. Кого Пугачев назначил новым комендантом крепости?
5. Почему Маша считала себя виновницей несчастья с Гриневым?
Вариант 7
1. Почему отец не захотел отправить служить сына в Петербург?
2. За что Швабрин был отправлен в Белогорскую крепость?
3. О чем попросил Пугачева Гринев, помилованный после захвата крепости?
4. Что подарил Гриневу Пугачев?
5. Кто командовал гусарами, которые задержали Гринева с Машей?
Вариант 8
1. С кем Гринев познакомился в Симбирске?
2. Почему Василиса Егоровна отправила Гринева на постой к Семену Кузову?
3. Что первым делом предложил сделать Гринев, когда узнал о приближении Пугачева к крепости?
4. Какая тактика была выбрана на военном совете в Оренбурге?
5. Кого Маша увезла с собой из Белогорской крепости?
Вариант 9
1. Какую сумму Гринев проиграл Зурину?
2. Какое впечатление произвела Белогорская крепость на Гринева?
3. Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть крепость при приближении Пугачева?
4. К чему Швабрин принуждал Машу, став комендантом крепости?
5. Почему Гринев не сам отвез Машу к своим родителям, а отправил с Савельичем?
Вариант 10
1. Какое применение географической карте нашел Петруша?
2. Чему капитан Миронов никак не мог научить своих солдат?
3. Как бунтовщики поступили с Юлаем?
4. Сколько времени дал Маше на раздумье Швабрин?
5. Кто разбил войско Пугачева?
Вариант 11
1. Какой сон приснился Петру Гриневу в дороге?
2. Сколько лет Мироновы прожили в Белогорской крепости?
3. Почему Маше не удалось уехать в Оренбург?
4. Кто передал Гриневу письмо от Маши?
5. Какой приказ получил Зурин в отношении Гринева?
Вариант 12
1. Что Швабрин посоветовал Гриневу подарить Маше, чтобы она была к нему более благосклонной?
2. Кто стал невольным виновником ранения Гринева?
3. Как жители деревни встречали мятежников?
4. У кого пряталась Маша от Пугачева?
5. Как Гринев во второй раз оказался в руках Пугачева?
Вариант 13
1. Почему в первый раз не состоялся поединок между Гриневым и Швабриным?
2. Как Пугачев принимал присягу в Белогорской крепости?
3. Какой список подал Савельич Пугачеву?
4. Какую услугу Пугачев оказал Савельичу, за что тот искренне благодарил самозванца?
5. Куда собирался идти Пугачев после взятия Оренбурга?
Вариант 14
1. Почему Швабрин при каждом удобном случае пытался оговорить Машу?
2. Кого повесили после капитана Миронова?
3. Сколько денег сумел спасти от разбойников Савельич?
4. Как звали ближайших сподвижников Пугачева?
5. Почему на суде Гринев не упомянул про Машу?
Вариант 15
1. Кто был учителем Петруши?
2. Кого Гринев подозревал в доносе своему отцу?
3. О ком рассказывалось в калмыцкой сказке Пугачева?
4. Какое обвинение предъявили Гриневу на суде?
5. При каких обстоятельствах Гринев и Пугачев увиделись в последний раз?