Цели:
Образовательная -
- познакомить учащихся с содержанием и проблемами повестей И.П. Ягана и В.Ф. Потанина;
- помочь осмыслить прочитанное.
Развивающая -
- развивать творческие и исследовательские умения и навыки;
- совершенствовать монологическую речь школьников.
Воспитывающая -
- воспитывать вдумчивое отношение на примере прочитанных текстов к жизни, окружающим, к себе, ответственность за свои поступки;
- пробуждать интерес к творчеству зауральских писателей.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- поддерживать эмоционально-положительную атмосферу обучения;
- создавать условия для общения в учебном процессе.
Оборудование: портреты писателей, эпиграфы, тексты повестей.
Эпиграфы к уроку:
Нравственность есть наука об отношениях между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (Гольбах)
Нравственность есть Правда. (В.М. Шукшин)
Духовность - духовная природа, внутренняя нравственная сущность человека. (Большой Толковый словарь)
(Эпиграфы на доске закрыты)
Слово учителя.
Есть в жизни какая-то загадка. Между первым вздохом и последним выдохом расположена целая Вселенная со своими галактиками и планетами, материками и островами. Человеку отпущен на земле короткий, но нелегкий путь. Всем приходится идти этой дорогой судьбы. Главное - пройти ее достойно, чтобы ни о чем не жалеть. Есть такие понятия, с которыми каждый из нас живет, они составляют его внутренний мир.
Какие, по-вашему, это понятия?
- Совесть
- Честь
- Достоинство
- Труд
- Душа
Они являются тем критерием, по которому судят окружающие и по которому судит себя человек сам.
Ответчиком и прокурором выступает душа. Если болит, значит, душа живая.
О душе написано немало стихов.
Послушайте стихотворение Андрея Дементьева, подумайте, что же есть душа.
Чтение ученика.
Андрей Дементьев.
* * *
Из всех открытий всего дороже
Открытье друга, его души.
И мы с тобой, словно два прохожих,
Почти всю жизнь к этой встрече шли.И наша дружба -
Как древний город,
Что прячет в недрах своих земля.
Я открываю твои просторы
Добра и света...
Поздравь меня.Я открываю твои печали,
Твои восторги в самом себе,
Чтоб две души,
Две судьбы звучали,
Как два цветка на одном стебле.И, если нас доконает служба,
Иссушит боль
Иль собьет вина, -
Нам будет донором наша дружба.
А группа крови у нас одна.
Вывод учащихся.
Душа - это выражение внутреннего мира человека, его мыслей, взглядов, отношений, любви, счастья.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы будем размышлять над проблемами, поднятыми талантливыми зауральскими писателями И.П. Яганом и В.Ф. Потаниным.
В чем призвание человека на земле?
Что такое духовность? Нравственность?
Мнения учащихся.
Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Вы уже знакомы с жизнью и творчеством писателей-земляков И.П.Ягана и В.Ф.Потанина. Любовь к родному краю, природе, людям - то, что объединяет их.
В своих произведениях они обращают внимание на актуальные и вечные проблемы духовности и нравственности, утверждая, что совестливость, правда, любовь, сострадание являются важными свойствами человеческой души, непреходящими ценностями. Впитанное в детстве становится истиной, конкретным и зримым, как "земля" и "хлеб". Для авторов неважно, где и когда происходит действие, Важно, какие поступки совершают герои, что они чувствуют, что делает их счастливыми.
Это произведения о судьбе и внутреннем мире человека, нравственном отношении к жизни, о выборе главного, что ждет каждого в итоге - Вечность или Пустота. По словам В. М. Шукшина, "нравственность есть правда".
Выявление впечатлений учащихся. Свободный микрофон.
Интересно ли вам было готовиться к уроку?
Какие первые впечатления от чтения повестей?
- В повести "Рассветы над Байдановкой" много счастья, любви, радости в воспоминаниях о детстве, о семье...
- Потрясло несовпадение моего впечатления от "теплого" названия повести с тем чувством, которое вызвала "доченька": возмущение, даже презрение...
- Думаю, что проблема отцов и детей надумана. И взрослые не всегда понимают друг друга. Есть проблемы взаимопонимания, духовного общения, любви, милосердия и равнодушия. Многое зависит от самих людей. Важно не только научиться брать, но и отдавать...
- Трудно понять дочь Николая Петровича (повесть "Доченька"). Она моя ровесница. Но мы с разных планет, где живут люди и звери.
- Друзья - те люди, которым веришь так, как себе. Предательство вызывает презрение и негодование.
Актуализация проблемы.
Повесть И. Ягана "Рассветы над Байдановкой".
В чем особенность повести "Рассветы над Байдановкой"? (Автобиографическая повесть, воспоминания о детстве).
Почему, по вашему мнению, много тепла и света в произведении о нелегком времени? (Воспоминания о детстве, семье).
Что значит для человека детство? Семья?
Размышления учеников.
Лабораторная работа. Поисковая работа с текстом.
Краткая запись выводов.
1 Сохранение традиций.
- Не рвалась, продолжалась нить, связывающая поколения песнями, обычаями, добрыми отношениями.
- Тополя, посаженные отцом, были гордостью семьи и Байдановки. Бережное отношение к тому, что сделано отцом.
- Пение мамы и бабушки, игра отца на гармонике. "Много пелось веселого и грустного". Оптимизм, жизнелюбие.
- В доме порядок и чистота. Всем хорошо.
- Мы сидим...и занимаемся свои делом.
2 Уроки бабушки.
- Она любила справедливость и нас учила поступать по совести.
- Учила любить труд.
3 Уроки матери.
- Доброта, сострадание, бескорыстие. Чтобы помочь заболевшему мальчику Ишимке из соседнего аула, отправилась за врачом в соседнюю деревню.
- Хотела всех видеть счастливыми.
4 Уроки отца.
- Трудолюбие, забота о семье, мудрость, широта натуры.
5 Духовное родство. Относить обед отцу в поле-счастье "Мы ничего не говорим, просто смотрим друг на друга и все понимаем".
- Радостно видеть работающего в поле отца.
- Возвращение отца с войны. Думы о будущем. Сразу определил место для нового дома.
6 Добрые поступки и дела. Причастность к труду (воспоминания героя о себе).
- Помогал взрослым (как и другие мальчики) во время сенокоса, был свинопасом.
- Помогал бабушке-соседке и был горд этим.
- Подарил другу любимую вещь - нож с двумя лезвиями. Бескорыстие.
7 Душевные переживания.
- Плакал, когда волки загрызли любимую собаку.
- Испытывал неловкость за свое счастье перед ровесниками, отцы которых не вернулись с войны.
- Готов был снести любую обиду и отдать самые дорогие сокровища.
- Переживал, был опечален гибелью Тани - "почтарки", которая пешком отправилась за почтой в метель (все так ждали известий с фронта).
8 Благодарность души. Память сердца.
- Был счастливый, хоть и голодный. Счастливый, потому что мама была со мной.
- "Мама Везде и всюду. Болит моя совесть, болит оттого, что не успел сказать...ласковых слов...
До конца дней не смогу простить свою вину перед тобой...Я с тобой был сильнее. Каждую весну приезжаю к тебе, чтобы успокоить душу, в которой вызрело столько тревог".
- "Вот почему хочу рассказать людям о тебе. Пусть они говорят своим матерям побольше добрых слов - пока не поздно..."
Обобщение.
Что, по мнению писателя, по вашему мнению, значит для человека семья?
Мнения учеников.
Запись на доске и в тетрадях.
дом Д семья У связь поколений Х верность семейным традициям О святое отношение к родным В ЧЕЛОВЕК - взаимопонимание Н уважение друзей, знакомых О труд С радость общения Т счастье Ь
"Счастье - это когда тебя понимают", - так написал в своем сочинении один из героев фильма "Доживем до понедельника".
- А вы согласны?
Вывод.
- Связь поколений не прервется, если не будем забывать о тех, кого уже нет. Они живут в нашей памяти.
А что значит для каждого человека детство?
Размышления учащихся.
- Детство - начало духовной жизни, закаливание характера
- Понимание семьи как дома, живущего общей жизнью
- Гармония души с окружающим миром
Слово учителя.
У каждого человека должен быть свой мир, который без семьи, теплых отношений, любви, заботы друг о друге утрачивает смысл.
2008 год был объявлен Президентом годом Семьи. И это говорит о том, что Семья-основа жизни, делает каждого из нас сильнее, увереннее , помогает отличать добро и зло, делать важный нравственный выбор.
Повесть В.Ф. Потанина "Доченька".
Интервью у учащихся.
Каким настроением проникнута повесть?
Почему?
90-е годы - разрушение системы ценностей. Приметами времени стали заполнившие духовный вакуум жестокость, цинизм, бездуховность.
Чем похожи и чем отличаются повести В. Потанина и И Ягана?
Духовным единением героев с родителями, окружающими людьми, природой. События происходят в разное время. Повесть И.П.Ягана - это воспоминание о военном и послевоенном детстве, а в повести "Доченька" В.П.Потанина показаны события 90-х годов.
- Повесть "Доченька" - монолог героя.
- Конфликт его с самим собой.
- Частое возвращение в детство (мысленно), прошлое.
Детство - самая счастливая пора.
- Воспоминание о елке, морковном чае, вкуснее которого ничего не было. И ожидание возвращения с войны отца и дяди.
- Для них на столе стояли две пустые чашки - надежда, что будут живы.
- Детство - ощущение заботы матери, желание помочь ей.
Создание проблемной ситуации.
Почему произошло разрушение крепкого круга - Семьи, в которой были любимая жена и обожаемая дочка Леночка? Почему иллюзорным стало казаться герою его недавнее счастье?
Осмысление текста. Поисковая работа.
Краткая запись.
- Время повлияло, когда одежда, деньги, косметика стали для Леночки критерием оценки социальной и личностной.
- На всю зарплату купили дочери золотое колечко.
- На последние сбережения приобрел отец Леночке магнитофон.
- Бабушка раздражает - плохо слышит, " по-колхозному" подвязан платок, руки все время темные и опухшие.
- Выкинула в снег котенка, который надоел мяуканьем.
- Для Леночки, ее одноклассницы Оли и друга Саши душа - это болтовня и демагогия. У человека есть только дело.
- По мнению студента Саши, если есть дело, тело, душа не нужна.
- Колечко, подарок отца, Леночка отдает подруге, т.к. не ценит этот подарок.
- Когда Оля попадает в больницу, не о ней думает Леночка, а о том, как лучше снять с пальца кольцо.
- Презирает родителей, которые не умеют жить, по ее мнению.
- Николай Петрович, терпимый и мягкий человек, не в состоянии принять этот поступок, являющийся предательством подруги, всей его жизни, посвященной дочери.
Почему Леночка из милого ребенка превратилась в монстра?
Кто в этом виноват: стечение обстоятельств, время, человек?
Размышления учеников.
- Эгоизм.
- Неумение любить, заботиться о других.
- Привычка брать, но не отдавать.
- Равнодушие и неуважение к близким.
- Вещи - критерии оценки людей.
Как вы понимаете слова героя повести "Доченька", Николая Петровича: "Что будет со мной завтра? А после завтра? А через год?.. Неужели я проживу еще целый год?"
Он готов пережить предательство дочери, верит в ее взросление.
Как бы ни было тяжело, но жизнь продолжается. И опять встает солнце, и опять приходит день, зовущий в дорогу. И в этом есть смысл: человек тем и живет, что преодолевает тяготы и страдания. Преодолевает себя.
Рефлексия.
Что вам понравилось сегодня на уроке?
Над какими жизненными вопросами, проблемами заставили задуматься повести В. Потанина и И. Ягана?
Изменилось ли что-либо в вашем понимании жизни после знакомства с героями произведений?
Подведение итогов урока.
Размышляя над страницами повестей В.Ф. Потанина и И.П. Ягана, мы убедились в том, что счастье человека - это сочетание труда, радости любви, работа души. Без духовности не может быть личности.
Произведения Потанина и Ягана - уроки нравственности. Чтение помогает понять глубину авторского замысла. Подрастающий человек нуждается в осмыслении назначения жизни, роли семьи. Произведения помогают в этом, утверждая нравственность, духовность, совестливость, правду-то, что всегда было присуще русскому человеку.
Домашнее задание. Написать сочинение-эссе "Послесловие к уроку".