Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования человека культуры

Разделы: Литература


В современной педагогике всё более остро встаёт вопрос о том, что необходимо не просто вооружать ребёнка знаниями, а учить разрешать его различные жизненные проблемы. В настоящее время широко обсуждается компетентностная модель образования, которая отказывается от знаний «на всякий случай». Положенное в её основу содержание образование «предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций»1.

У современных школьников зачастую нет мотивации, интереса к учению, к познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации, но более всего вызывает беспокойство отсутствие у детей представлений о ценностях, лежащих в основе мировой культуры.

В начале XXI века перед школой встали вопросы не столько образовательного характера, сколько воспитательного. Образование – основа духовности. Однако чтобы стать таковым, оно должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, включать изучение философии, этики, эстетики, истории, религии. Одновременно необходимо учить детей разрешать самые разнообразные проблемы: от личных до глобальных. Всё это возможно при проблемном и культурологическом подходах к изучению словесности. Основными ценностями в проблемном и культурологическом подходах к воспитанию и образованию выступают: «человек как предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре»2.

Как отмечается в докладе Государственного совета Российской Федерации «Об образовательной политике России на современном этапе», «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к международному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны»3. Таким образом, в социальном заказе отчётливо представлен творческий, проблемно-ориентированный подход. А концепция современного литературного образования включает ряд проблем, среди которых одна из самых трудно разрешимых – диалог культур, в том числе национальных культур, включение изучения литературы в культурологический аспект.

Проблемный подход, культурологическая направленность, личностно ориентированное обучение способны помочь процессам вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации личности ребёнка. При проблемном и культурологическом подходах на уроках словесности происходит диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие.

Цели и задачи моей педагогической деятельности определяются следующей гипотезой.

Постепенное введение в процесс изучения литературы в 5–11 классах методов и приемов проблемного обучения будет способствовать формированию «человека культуры», обладающего высоким уровнем самосознания, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающихся с толерантностью, способностью ориентироваться в мире духовных ценностей, личности с развитыми креативными способностями.

С точки зрения современной дидактики, проблемное обучение – это обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей. При использовании проблемного обучения в процессе изучения литературы в школе реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие творческих способностей ученика, углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.

В понимании современных философов, «человек культуры» как бы замыкает на себе культуру, переживает ее в своем сознании, учится смотреть на мир глазами человека других времен и народов, ощущает себя одновременно гражданином своей страны и всего мира. В этой связи стержнем, каркасом образования может быть становление человеческого в человеке через деятельность (или имитацию деятельности), в которой воспитуемый осваивает способы мышления и способы деятельности, социальные и культурные роли. Процесс формирования человека и его «окультуривание» – постепенный и поэтапный процесс, который в социально-образовательном пространстве среднего учебного заведения проходит 4 стадии, соответствующие этапам литературного развития читателя-школьника.

Процесс формирования человека и его «окультуривание» можно представить в виде трех звеньев4.

Исходное – освоение норм-образцов, становление пространства жизни – процесс социализации человека.

Второе звено – развитие личности, освоение разных способов мышления и способов деятельности, проектирование новых форм социальной жизни.

Третье звено – складывание своего образа, проживание своей личной истории, вхождение в культуру через культурные контексты, освоение ее знаков, символов, типов сознания.

В результате должен сформироваться человек – фюсис, т.е. произведение (во всем богатстве смысла, который придавали ему древние греки).

Есть несколько способов организации вариантов проблемных уроков:

Урок версионного характера – путём проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу, проблема решается с помощью дискуссии с помощью логических аргументов.

Урок сравнительно-обобщающего характера – на статистических материалах, не дающих однозначных выводов, создаются проблемные ситуации сравнительно-обобщающего вида; проблемы решаются в ходе самостоятельного анализа и письменного отчёта.

Урок с включением морально-этической проблемы – даётся предварительное задание (на дом или на уроке); в ходе проблемного изложения учащиеся сталкиваются с различными точками зрения на морально-этические вопросы, отражающими отношения людей к общественным явлениям; проблемы решаются путём индивидуального анализа жизненного опыта учащихся и психологических аргументов (чувств учащихся) в ходе дискуссии.

Урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок) – учитель даёт задания по текстам; проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимости применить общие законы развития к объяснению конкретных явлений и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем – под руководством учителя коллективный анализ выполненных работ.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют выделить четыре стадии в процессе формирования человека и его «окультуривания» – в социально-образовательном пространстве среднего учебного заведения. Эти стадии соответствуют этапам литературного развития читателя-школьника. Соотнесение содержания стадий с уровнями проблемного обучения и вариантами проблемных уроков помогло мне организовать педагогический опыт в определенную систему, которую я оформила в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Стадии Классы Звенья процесса формирования человека и его «окультуривания» Уровни проблемного обучения (доминантные) Варианты проблемных уроков (доминантные)

Первая

5–6 классы

Исходное

1 уровень и элементы 2

Версионного характера.

Вторая

7–8 классы

Второе

2 уровень

Версионного характера; урок с включением морально-этической проблемы.

Третья

9–10 классы

Второе и элементы третьего (вхождение в культуру через культурные контексты, освоение ее знаков, символов, типов сознания)

2 и 3 уровни

Версионного характера; сравнительно-обобщающего характера; урок с включением морально-этической проблемы; урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок).

Четвертая

11 класс

Третье

3 и 4 уровни

Все варианты, а также исследовательская и проектная деятельность.

Первая стадия (5-6 классы).

Учащиеся знакомятся с произведениями различных жанров, учатся осознавать своеобразие мировоззрения и художественного стиля писателя. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции и эмоционально оценивать её.

Учащиеся знакомятся с такими теоретико-литературными понятиями, как: жанры литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, баллада, повесть, поэма), начальное понятие о прозе и поэзии, юморе, иронии, сатире, авторе и герое художественного произведения.

На уроках особое внимание уделяется развитию природных способностей ребёнка – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности. Это достигается через систему творческих заданий, которые включают в себя сочинение загадок, небылиц, сказок, басен, стихотворений, баллад, пейзажных зарисовок и т.д.

В результате учащиеся овладевают первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством, происходит чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры. В основном используются проблемные уроки версионного характера.

С 5 класса огромное внимание на уроках я уделяю произведениям духовной литературы. Главная задача на уроках – показать истоки величайшей нравственности, гуманизма русской литературы, обратить внимание на те человеческие качества, которые всегда особо ценились и почитались русским народом. Это уроки под названием «Как понимать заповеди Христа? Притча как жанр духовной литературы», «Житие как жанр духовной литературы. Понятие святости в христианской культуре». В дальнейшем знакомлю ребят с духовными лирическими произведениями лучших русских поэтов: А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, А.С.Хомякова.

Уже в 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена выявляем проблему истинной и ложной красоты, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения искусства?» Проблему внешней и внутренней красоты человека рассматриваем на занятиях по сказочной пьесе Т.Г. Габбе «Город мастеров». В сказке Т.Г. Габбе внешнее уродство героев (горб) не делает метельщика и наместника товарищами по несчастью, а, напротив, разъединяет их, подчёркивая противоположность. Проведя параллельное сопоставление внешности герцога и Караколя, учащиеся приходят к выводу, что при внешней похожести они изображены контрастно. Горб одного – как сложенные крылья, как панцирь, скрывающий прекрасное сердце и прямую душу. Горб другого – символ «согнутости», вечного рабского полупоклона, видимое воплощение коварной и чёрной души. На итоговом уроке по произведению учащиеся рассуждают о силе искусства, о том, что оно всегда рассказывает о борьбе добра и зла, славит истинную, духовную, а не физическую красоту и силу, прямоту и честность, любовь и веру, вселяет в зрителя, читателя, слушателя надежду на справедливость, заставляя спросить себя, каков я сам.

Такие нравственные понятия, как «вера», «милосердие», «страдание» и другие вводятся на уроках по творчеству Ф.М. Достоевского. Урок по рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» я назвала «Что такое чудеса и кто их совершает?» Начинаю урок со слова о писателе и жанре рассказа. Учащиеся знакомятся с понятием святочного (рождественского) рассказа с его основными признаками – хронологическим и чудесным. На уроке задаю проблемные вопросы, в том числе главный: можно ли назвать счастливым финал рассказа Достоевского? В качестве домашнего самостоятельного чтения предлагаю рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Обсуждая прочитанное, ребята приходят к выводу, что чудеса добра, взаимопомощи должны совершаться обычными людьми.

Вторая стадия (7-8 классы).

В процессе личностного развития наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. На первом плане деятельности школьников на данном этапе становятся психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения. Основной задачей становится актуализация нравственной проблематики литературного произведения. Читательская интерпретация сопоставляется с научным истолкованием данного произведения и с художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. В результате происходит включение подростков в ситуацию выбора ценностей, их осмысление. Вырабатывается нравственно-мотивированное отношение в оценке и самооценке действий, поступков ученика, происходит вовлечение в культурное творчество, происходит культурная самоидентификация, вхождение в мир национальной и мировой культуры. Преобладают проблемные уроки версионного характера и уроки с включением морально-этической проблемы.

В 8 классе на уроках по зарубежной литературе учащиеся получают представление о культурных эпохах и литературных направлениях, о роли общечеловеческих «вечных» вопросов в литературе. Изучая произведения Данте Алигьери, Ф. Петрарки, У. Шекспира, А.С. Пушкина, школьники обсуждают вопросы взаимовлияния национальных литературных традиций. Уроки «Жанр сонета в зарубежной литературе» и «Сонет серебряного века» углубляют представления учащихся о жанре сонета, устанавливают культурные связи эпохи Средневековья и Возрождения с современностью, дают возможность для самостоятельной исследовательской работы.

Тема подлинного искусства и красоты исследуется на уроках по повести Н.В. Гоголя «Портрет», рассказу А.И. Куприна «Гамбринус». После урока «Тема призвания художника и роли искусства в мире в повести Н.В. Гоголя «Портрет» провожу диспут на тему: «Роль искусства в современном обществе», на котором ребята обсуждают следующие вопросы: нужны ли современному обществу талантливые люди; нужно ли само искусство; каково призвание человека искусства и какова его судьба в современном обществе; какие имена, произведения в современном искусстве интересны?

Понятия русского национального характера, праведника рассматриваются на уроках по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах». Учащиеся решают вопросы: что такое праведность; кого и почему на Руси называли праведниками; применимо ли это слово к героям Лескова? Подводя итоги обсуждения, ребята делают выводы, что солдат Постников – из тех самых праведников, о которых пишет Лесков. Но писатель не идеализирует своего героя. Восхищаясь порывом человечности, любви к ближнему, вспыхнувшей в задавленном муштрой человеке, Лесков то с явной, то со скрытой иронией замечает, что окружение солдата, его начальство далеки не только от праведности, но и от человечности. И всё же самое ценное для автора то, что человек сохраняет «образ и подобие Божие». Учащиеся обращают внимание на то, что вечная тема борьбы чувства и долга у Лескова приобретает неожиданное значение: это борьба долга и долга. Долга служебного, солдатского, светского с долгом человеческим, христианским.

Третья стадия (9-10 классы).

У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие. В этот период школьников привлекает сопоставление реальной жизни и литературы, разных видов искусства, сравнение исторических периодов развития искусства.

В своих сочинениях и творческих работах учащиеся должны учиться сравнивать художественные стили, жанры произведений, принадлежащих разному времени, сравнивать режиссёрские трактовки фильма, спектакля с собственной интерпретацией. Школьники должны уметь писать очерки и эссе по нравственным, социальным, эстетическим проблемам, выявляя свои ценностные ориентации. На этой стадии используются проблемные уроки и версионного характера, и уроки с включением морально-этической проблемы, а также уроки сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок).

Один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «богоискательство», «праведничество», «построение души» рассматриваются на уроках, посвященных творчеству самобытного русского писателя Н.С. Лескова.

На примере судьбы героя «Очарованного странника» Ивана Флягина мы исследуем понятия «праведничество», «странничество», поиск смысла жизни, выявляем черты русского национального характера. Анализируя текст повести, находим связь с такими жанрами русской литературы, как: сказ, хождение, жития, древнерусской «Повестью о Горе-Злосчастии».

На уроке создаётся проблемная ситуация: можно ли считать главного героя высоко нравственным человеком и почему автор определил своего любимого героя в праведники. В ходе урока учащиеся пытаются дать ответы на сложные нравственные вопросы: можно ли оправдать убийство человека; в чём жизненное предназначение каждого из нас; можно ли простить самые страшные человеческие поступки; какую ответственность несёт человек перед Богом и совестью за свою жизнь? Размышляя над эволюцией героя «Очарованного странника», учащиеся вслед за писателем делают вывод, что путь спасения души – это путь через грехи, затем смирение и покаяние к духовному и нравственному преображению. Обобщая изученное на уроке, ученики называют черты русского национального характера: широту души, цельность натуры, богатую одарённость, жизненную стойкость, любовь к Родине и людям, веру в Бога, в то же время неоднозначность, непредсказуемость, стихийность.

На уроке отмечаем, что в отечественной литературе образ русского человека был наиболее полно воплощён в творчестве Н.С. Лескова, а в русской живописи образ России, русской природы воплотился в творчестве художника Исаака Левитана, поэтому в качестве иллюстраций рассматриваются репродукции картин этого мастера (см. Приложение).

В моей системе значительное место занимают интегрированные уроки литературы и МХК. В отличие от урока с использованием межпредметных связей интегрированный урок представляет собой иное по содержанию и структуре занятие. Интеграция, в моем понимании, – явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук или видов искусства для разъяснения тех или иных теоретических положений или содержащихся в теме фактических сведений. «Она представляет собой рассмотрение предмета изучения – будь то образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т.д. – в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями различных наук или средствами различных видов искусства»5. Я использую оба известных способа построения интегрированного урока:

  1. Многослойную структуру, внутреннее чередование исторического и искусствоведческого, литературоведческого и искусствоведческого материала.
  2. Центрический подход (в центр поставлен художественный текст, который в ходе урока интерпретируется группой учащихся или учителем с позиций истории и литературоведения).

При изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» учащиеся знакомятся не только с текстом произведения, но и с понятиями «демонизма», «демонической личности» в произведениях мировой литературы. Это образы Сатаны в поэме «Потерянный рай» Джона Мильтона, Люцифера в драме «Каин» Джорджа Байрона, Мефистофеля в трагедии «Фауст» Гёте, Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Исследуя эволюцию этого образа в мировой культуре, учащиеся выявляют художественное своеобразие лермонтовского Демона, при этом рассуждают о проблемах добра и зла, привлекательности образа зла и губительности его для человека.

На уроке обсуждается также влияние образа Демона и на русскую живопись, раскрывается трагическая роль этого образа в жизни и творчестве русского художника Михаила Врубеля. Учащиеся учатся воспринимать и интерпретировать не только произведения литературы, но и живописи.

Решая нравственную проблему притягательности и разрушительности зла для человека, в конце урока учащиеся делают вывод, что зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон притягивают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что силы зла уничтожают человеческую личность. Это можно проследить и на судьбах литературных героев, и на судьбах реальных людей.

Четвертая стадия (11 класс).

Смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации.

В результате учащиеся должны научиться вступать в диалог с различными культурами, интегрировать свои знания в целостную картину мира. Ученики должны быть способны к культурной рефлексии, саморегуляции, принятию решений в ситуации выбора, саморазвитию, активному жизнестроению. У школьников должны быть развиты такие свойства и качества, как гуманность, духовность, способность к творчеству, адаптивность, толерантность, свобода. Это третье звено – складывание своего образа, проживание своей личной истории, вхождение в культуру через культурные контексты, освоение ее знаков, символов, типов сознания. На заключительной стадии применяются все варианты проблемных уроков, включая исследовательскую и проектную деятельность.

При изучении творчества нашего земляка, поэта-будетлянина Велимира Хлебникова я провожу проблемный урок сравнительно-обобщающего характера: знакомлю учащихся с высказываниями и воспоминаниями о поэте его современников, и таким образом создаётся проблемная ситуация, так как высказывания очень противоречивы. Учащиеся в ходе анализа произведений и знакомства с личностью В. Хлебникова проходят к собственным выводам.

На уроках в старших классах я рассматриваю проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, ученики исследуют самую великую духовную ценность в жизни человека – чувство любви. Урок по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» я назвала: «Любовь должна быть…». Анализируя художественный текст, определяя позицию автора, раскрывая роль деталей в произведении, ученики выявляют типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-дружба, любовь-подчинение, любовь-приключение, любовь-зависимость, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование.

Отвечая на проблемный вопрос: «Обогащает или обедняет жизнь героя любовь?», ребята приходят к выводу, что любовь для главного героя Желткова расширяется до размеров целого мира и в своём чувстве он нравственно возвышается, становится великим. Такая любовь преображает душу, изменяет нравственно, что мы видим на примере главной героини.

При знакомстве с поэзией футуристов на уроке создаётся проблемная ситуация: нужны ли эксперименты в области языка, что дал поэтический и языковой эксперимент литературе и культуре начала ХХ века. В конце урока учащиеся приходят к выводу: несмотря на то, что будущее отвергло футуристов, они внесли большой вклад в развитие языка и искусства вообще.

Анализируя пьесу М. Горького «На дне», ученики обсуждают проблемы правды и лжи в жизни человека, веры в Бога и человека, его способности. На учебном занятии возникает проблемная ситуация: что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

При знакомстве с творчеством М. Цветаевой учащиеся формулируют ряд проблем, волновавших поэта и отразившихся в её стихотворениях. Это и проблема творческой свободы художника, проблема духовного родства поэтов, судьба поэта и поэзии в России.

При проблемном подходе на уроках и применении эвристических методов каждый ребёнок имеет возможность раскрыть себя, развить свой творческий потенциал, преодолеть психологические барьеры.

Ребёнок учится не бояться и успешно разрешать встающие перед ним жизненные проблемы, развиваются ключевые жизненные компетенции ученика. На уроках осуществляется личностно-ориентированный подход. Между учителем и учеником устанавливаются уважительные, гуманные и доверительные отношения.

Ссылки:

  • 1Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. №10. – С.8.
  • 2Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. 2007. №11. – С.25-26.
  • 3Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. №6. – С.11.
  • 4Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 12.
  • 5Леонов С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8–9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2003. – С. 8.