Цели:
- Познакомить с художественным своеобразием жанра комедии (комическое в речи героев, юмор характеров и положений).
- Выделить черты трёх литературных направлений в комедии “Горе от ума” (принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова).
- Актуализировать содержание литературоведческих терминов гипербола, алогизм, пародия.
- Продолжить формирование умений работы с текстом художественного произведения.
ХОД УРОКА
Первая учебная ситуация.
? Давайте выясним, почему мы называем “Горе от ума” комедией.
? Над чем мы смеёмся?
? Что всегда лежит в основе комического?
Карточка-информатор №1.
Несоответствие как основа комического
Языковой уровень |
Сюжетный уровень |
Уровень характера |
Нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная или иностилевая, например, “ученая” речь. | Недоразумение: одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия. | Противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т.д. |
Учитель: Давайте вместе подумаем, почему “Горе от ума” – комедия. Что производит комический эффект в этом произведении? Прежде всего, обратим внимание на язык персонажей, так как язык в пьесе (произведении, в котором практически нет слов автора) – основное средство характеристики персонажей.
Карточка-информатор № 2.
Индивидуальное домашнее задание. Карточкой можно пользоваться на протяжении всего урока для актуализации встречающихся в процессе обсуждения терминов, это может делать ученик, приготовивший задание, либо подобные карточки раздаются каждому.
Гипербола |
Намеренное преувеличение. |
Алогизм |
Отрицание логического мышления как средства достижения истины. Намеренное нарушение в речи логических связей с целью комического эффекта. |
Пародия |
Сознательная имитация в сатирической, иронической и юмористической целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения. |
Афоризм |
Изречение, выражающее в лаконической форме обобщенную законченную мысль. |
Ирония |
Скрытая насмешка |
Задание: Привести примеры комических приёмов, опираясь на сведения из карточки-информатора № 2.
Комическое в речи героев
Комический приём |
Примеры |
“смешенье языков //французского с нижегородским”. Французские слова в русском написании. Коверканье французских слов. |
|
Коверканье или неправильное понимание литературных слов. |
“Куда как чуден создан
свет! “Вот фарсы мне как часто были петы…” |
Имитация акцента |
“Поетем, матушка,
мне, прафо, не под силу, |
Смысловые нелепицы |
Армейский юмор Скалозуба: “Мы с нею вместе не служили” “Я князь-Григорию и вам (2 человека – в 3 шеренги). |
Гипербола |
Молчалин в стремлении “угождать всем людям без изъятья”, доходит до угождения “собаке дворника, чтоб ласкова была” |
Алогизм |
“По-христиански
так, он жалости достоин; |
Доведение до абсурда |
“Покойница с ума сходила восемь раз” “Шампанское стаканами тянул |
Учитель: Итак, комическое в речи героев
помогает нам дать более точную характеристику
персонажам. Например, мы делаем вывод о том, что
Скалозуб на самом деле не остроумен, а, наоборот,
тупоумен, что общество, объявляющее Чацкого
сумасшедшим, само является не совсем нормальным
в своих характеристиках и оценках.
Не надо забывать, что по законам классицизма
комедия являлась низким жанром и поэтому
включала в себя грубо-водевильные приёмы:
падения, переодевания, неузнавания,
подслушивания и недослышки. В классицизме
традиционно различаются “комедии характеров” и
“комедии положений”, хотя чаще всего
встречаются комедии смешанного типа.
“Горе от ума” – это в значительной степени комедия
характеров.
? Какие характеры пьесы вы бы назвали чисто комедийными? (Чисто комедийными можно назвать характеры князя Тугоуховского, княгини Тугоуховской, графини Хрюминой (обратите внимание на говорящие фамилии). Именно с их появлением на сцене связаны комедийные ситуации (привести примеры).)
? Найдите черты комедии положений. (В комедии множество различных ситуаций, связанных с падениями, неузнаваниями, подслушиваниями и недослышками. Например, Репетилов падает, произнося: “Тьфу, оплошал” – из чего сразу следует, что это комический персонаж.)
Вторая учебная ситуация.
? Зачем в комедии нужны такие герои как Репетилов, Тугоуховские, какую функцию они выполняют кроме комического эффекта?
Учитель: Вспомните, Чацкий тоже падает, едва появившись на сцене, перед Софьей. Однако, падение Чацкого к ногам возлюбленной (“Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног”) – романтический жест, традиционно призванный возвысить героя, а в случае с Репетиловым это грубо-комический эффект. Репетилов сам по себе – пародийная фигура (на это указывает и его фамилия), и прежде всего это пародия на Чацкого.
? Что такое пародия?
? Давайте найдем примеры пародийных сцен в комедии.
Пародийные сцены в комедии.
Лиза: Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла, |
В конце пьесы по разным причинам и Молчалин, и Чацкий вынуждены тоже “бежать” из дома Фамусова, а Софья остается, несомненно, “в досаде”. |
Чацкий: А тетушка? |
Намек на Софью – девушку довольно умную и с претензиями (Минерва – богиня мудрости, “София” – в переводе с греческого означает “мудрость”), которая в то же время отягощена наследием воспитавшего её “века минувшего”. |
Разговор графини бабушки с князем Тугоуховским (д.3, я.20) |
Мотив глухоты является сквозным в
пьесе, он связан с основным конфликтом. Лиза: “Вы глухи, Алексей Степаноч!..// И слышат, не хотят понять” Чацкий: “И слушаю, не понимаю”. |
? Как вы думаете, зачем автору нужны эти пародийные сцены в комедии? (Эти сцены не только комичны, но и важны для понимания смысла произведения. Например, мотив глухоты непонимания в комедии приобретает символическое значение: когда человека “не слышат” его перетолковывают на свой лад. Однако существенно, что и Чацкий часто не слышит других и этим чем-то напоминает того же князя Тугоуховского. Грибоедов как будто предостерегает героя, напоминает ему о возможности уподобиться тем, с кем он борется. Софья: “Вот вас бы с тётушкою свесть…” Т. е. с одной стороны, образ Чацкого возвышается (по контрасту, например, с Репетиловым), а с другой – заметно снижается, отражаясь в Репетилове, как в кривом зеркале. Сопоставляя реплики разных героев, обнаруживая параллельные ситуации, в которые они попадают, мы видим авторскую иронию.)
? Итак, давайте сделаем вывод, почему “Горе от ума” является комедией. (Во-первых, язык персонажей богат комическим элементом, что помогает характеризовать героев. Во-вторых, Грибоедов широко использует традиционный комедийный арсенал: юмор характеров и положений. В-третьих, авторская ирония, само существование автора “за кадром” делает пьесу комедией.)
Третья учебная ситуация.
Разбить класс на 3 группы (разбивка совершается произвольно, но в этом случае отвечать рекомендуется наиболее пассивным участникам группы. Группам даются вспомогательные вопросы).
1 группа:
Принципы классицизма и отклонения от них в “Горе от ума”.
? Соблюдается ли в комедии “принцип
трёх единств”?
? Чем это обусловлено?
? Разрешается ли конфликт комедии
полностью?
Примерный вариант ответа 1-й группы:
Требование трёх единств в комедии в целом
выполняется – действие происходит в течение
суток и только в доме Фамусова. Но единство
времени и места вводится не просто как
необходимая условность, а содержательно
оправдывается. Смысл единства времени виден из
реплики Чацкого: “Вы правы: из огня тот выйдет
невредим, // кто с вами день прожить успеет, //
Подышит воздухом одним, // И в нём рассудок
уцелеет”. Таким образом, подчеркивается, что
достаточно было одного дня для того, чтобы
произошел этот конфликт.
Единство времени тоже мотивировано сюжетом и
конфликтом: “Что нового покажет мне Москва?” –
говорит Чацкий, подразумевая, что его интересует
только Софья. Но в то же время особняк Фамусова
становится символом всей Москвы. В репликах Лизы,
Фамусова и других происходящее в доме
осмысливается “на уровне Москвы” (“Как все
московские, ваш батюшка таков…”, “На всех
московских есть особый отпечаток…” и т.д.)
По законам классицизма в произведении должен
быть один конфликт, который полностью
разрешается в конце, причем устраняются все
недоразумения, окончательно торжествует
добродетель и наказывается порок. В “Горе от
ума” ни одно из этих требований не выполняется
полностью. В комедии не один, а два конфликта
(один социальный, другой – любовный), и полного их
разрешения мы не наблюдаем.
Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь
формально сохраняет классицистические рамки.
2 группа:
Роль романтических мотивов в комедии “Горе от ума”.
? Какие черты романтического героя мы видим в
Чацком?
? В монологах ещё какого героя мы встречаем
отсылки к романтизму?
? Какие черты романтической героини мы
находим в Софье?
? Почему, несмотря на романтические черты,
нельзя назвать Чацкого и Софью героями
романтизма.
Примерный вариант ответа 2 группы:
Чацкий в комедии разыгрывает роль
романтического героя: несчастный влюблённый,
бунтарь-одиночка, не понятый “светом”: “все
гонят, все клянут, мучителей толпа”, в его
монологах присутствует мотив странничества.
В Софье также можно найти черты романтической
героини.
“Ей сна нет от французских книг” – говорит
Фамусов. Мы можем предположить, что это
сентиментальные и романтические французские
романы. Кроме них, Софья, по-видимому, воспитана и
на таких произведениях как баллада Жуковского
“Светлана”. Это видно из сна, придуманного
Софьей для Фамусова.
Несмотря на то, что романтические черты
присутствуют в образах Чацкого и Софьи, мы не
можем воспринимать эти черты всерьёз в комедии.
Романтические мотивы снижаются автором,
например, в пародийных монологах Репетилова. Из
текста мы знаем, что в его компании любят
поговорить “о Бейроне”, т. е. черты
романтического героя, только уже в пародийном
варианте, популярны и в той среде.
Таким образом, автор использует романтические
мотивы для того, чтобы дать более полную
характеристику внутреннему миру главных героев,
но в то же время относится к ним иронически.
3 группа:
? В чем состоит реализм Грибоедова.
? Какие черты реализма мы можем увидеть в
комедии?
Примерный вариант ответа 3 группы:
По словам Гончарова, в комедии Грибоедова,
“как в зеркале” отразилась Москва того времени,
её обычаи, нравы.
Героев мы не можем оценить однозначно как
положительных или отрицательных.
Даже в Чацком наряду с его прекрасными душевными
качествами мы можем обнаружить недостатки,
например, отсутствие знаний о человеческой душе,
неумение разобраться в чувствах любимой девушки.
Все характеры изображены очень точно, мы можем
проследить, почему у них сложились те или иные
представления о жизни, об обществе, их внутренний
мир показан полно и правдиво. Поэтому комедию
“Горе от ума” мы можем смело назвать
реалистическим произведением.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы доказали, что “Горе от ума” является комедией, познакомились с художественным своеобразием этого жанра. Сделали вывод о том, что в комедии “Горе от ума” сочетаются классицистическая (в основновном) форма, романтические мотивы и реалистическое содержание.