Проблематика рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой. Речь героев. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: нравственный выбор, В.П.Астафьев, «Конь с розовой гривой»


Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цель урока: прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл; развить навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему, анализа речевых характеристик героев, определение их роли в рассказе.

Задачи урока:

  • образовательная – учащиеся должны понимать в чем заключается нравственная проблематика рассказа;
  • развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;
  • воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Планируемые результаты изучения темы

Личностные: понимание конвенционального характера морали.

Метапредметные –

  • Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
  • Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
  • Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Предметные: обобщение и систематизация изученного.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем работать над произведением В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Мы говорили о биографии писателя и о сюжете произведения. Сегодня нам необходимо подойти более детально к данному тексту, мы обратим внимание на его проблематику.

II. Постановка целей и задач урока

- Давайте попробуем определить цель нашего урока. (понять, в чем заключается проблематика рассказа)

- Какие задачи нам необходимо выполнить? (поработать с текстом (проанализировать)

- На что именно мы с вами обычно обращаем внимание в тексте? (на героев, на сюжет, на природу, на был и т.д.)

- Конечно, а выводы нам помогут достичь цели нашего урока.

III. Работа над темой урока

- Где же жил В.Астафьев? (в Сибири, на реке Енисей)

- Почему мы говорили не только о биографии писателя, но и о связи ее с войной.

- События рассказа проходят в какое время? (послевоенное)

- Чем для деревенского ребенка был пряник?

- Давайте найдем описание пряника. Стр. 64.

- Почему этот пряник был таким сказочным для ребят?

- Опишите главного героя, каким он был?

- Расскажите о Левонтии, о его семье. Давайте зачитаем фрагмент. Стр. 65.

- Объясните, почему Витю так тянет к Левонтьевым?

- Что привлекало его в этой семье?

- Опишите дядю Левонтия? (стр. 66)

- Как он относился к Вите? Как это характеризует дядю Левонтия?

- Зачем Витя отправляется за ягодами? С кем он туда идет?

- Давайте зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды (стр.68) Как он относится к труду?

- А как проявляют себя левонтьевские ребята? (безответственно)

- Как случилось, что Витя поступил так же? (инценирование)

- Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние.

- Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание. стр.71.

- И тут опять дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? стр.71.

- Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой?

- Что чувствует герой?

- Витя решает рассказать все бабушке…но? С каким чувством мальчик ждет ее возвращения?

- Санька какой дает совет на этот раз? (стр.75)

- Как на этот раз отвечает Витя?

- Поменялся ли Витя к концу рассказа?

- Перескажите эпизод, как же Витя встретился с бабушкой?

- Почему бабушка дает Вите пряник конем (Обещала, любит, простила)

- Витя находился на перепутье добра и зла. Как вы думаете, в чем заключается проблематика этого рассказа? (нравственный выбор)

- Какой жизненный урок получил наш герой нашей истории?

  1. Надо жить по законам совести.
  2. Надо уметь любить, прощать
  3. Надо быть добрым.
  4. Не надо подвергаться дурному влиянию

Наш герой оказывается на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где находится любовь настоящая, а где ложная. Любовь – это там, где есть добро.

Мы с вами поработали над анализом текста. На что мы с вами обращали внимание?

  • описание природы;
  • портрет героя;
  • изображение окружающего быта;
  • описание отношений героев друг другу.

- Может мы с вами что-то упустили. Автор использует еще один прием, который очень бросается в глаза, когда мы читаем этот рассказ. (речь героев)

- Почему мы должны обратить внимание на речь героев? (у каждого героя есть свои особенности речи)

Прежде чем перейти к анализу речи героев, мне бы хотелось узнать, как же вы хорошо помните различные лингвистические термины.

У вас на парте лежат карточки с названиями. Это диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова, устаревшие слова, поговорки, фразеологизмы.

Я вам буду называть определения, ваша же задача- понять о каком же термине я говорю. Как только вы для себя это выяснили – поднимите соответствующую карточку.

  • Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
  • Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своем употрблении определенной социальной или возрастной средой.
  • Просторечные слова – простая непринужденная речь, отличается оттенком грубости.
  • Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления.
  • Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.
  • Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее лицо, к которому обращена речь.
  • Фразеологизмы – это устойчивое, неделимое сочетание слов.

- Отлично! Вы большие молодцы. А теперь посмотрим, есть ли эти элементы в тексте. Многое ли мы можем узнать о героях, обратив внимание на их речь? (да, мы можем определить характер героя)

Сейчас каждой колонке достанется задание. Вам необходимо дать характеристику герою, проанализировав его речь. (А какой же он, если использует поговорки, или диалектизмы, или обращение и т.д.) Найдите в предложениях эти лингвистические приемы и сделайте вывод.

- В первой колонке надо дать речевую характеристику бабушки Катерины Петровны.

- Во тторой колонке речевую характеристику Саньки.

- А в третьей колонке дяди Левонтия.

Вы работаете в парах. Поддерживайте друг друга, помогайте.

ОПРОС ПО ЗАДАНИЮ.

  • Бабушка (слова+вывод)
  • Санька (слова +вывод)
  • Дядя Левонтий (слова+вывод).

Что нам помогает понять индивидуальная особенность речи этих героев? (их характер, отношение к окружающему миру, раскрывает их духовный мир)

Как вы думаете, а ваша речь многое может о вас рассказать? (да, если человек говорит плохо,неграмотно это и говорит о том, что он необразованный и невоспитанный, а есть человек умеет излагать свои мысли, то это говорит о его положительных личных качествах)

Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, моральный облик, характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Поэтому я призываю вас говорить грамотно, сохранять чистоту нашего русского языка, использовать фразеологизмы, пословицы, ведь это знание культуры народного языка!

IV. Рефлексия

Вот мы с вами проанализировали речь героев. Давайте попробуем найти связь между характеристикой героев и проблематикой рассказа.

- Чему Вас научил каждый герой? (на доске появляется картинка с персонажем)

  • Бабушка (трудолюбию, любви, прощению)
  • Санька (не обманыть, не провоцировать на плохие поступки)
  • Дядя Левонтий (быть жалостливым, добрым, не опускать руки)
  • Герой повествователь (не обманывать, выполнять обещания, не подвергаться дурному влиянию)

Что же мы поместим в середину этой схемы?

(пряник – он символ любви, прощения, чувства стыда за свои поступки).

Вывод по уроку:

Любовь – это там, где есть добро. А в этом тексте стал воплощением нравственности (честности, доброты, любви, раскаяния)