Цель:
- показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;
- роман, принадлежащий Мастеру, – стержень всего произведения;
- различие художественного произведения и богословского.
- выяснить, что такое истина.
Оборудование и наглядность:
- иллюстрации картин Иванова “Явление Христа народу”, Крамского “Христос в пустыне”, Ге “Что такое истина”;
- оформление доски: толкование слова “истина” и эпиграф.
Его тема – это тема общей
человеческой ответственности
за судьбу добра и красоты,
истины в человеческом мире.
И. Виноградов.
Завещание Мастера. 1968 г.
Слово учителя. Начинаем разговор о романе М. Булгакова, который переосмыслил евангельскую историю. Особое внимание мы обратим в течение урока на художественные средства и словарную работу. Сейчас весь класс делится на 2 группы:
1 группа отвечает на вопросы, связанные с образом Иешуа Га Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, раскрывающие образ Понтия Пилата. (Вопросы смотри в приложении)
Беседа.
– Определите главных героев романа Булгакова “ Мастер и Маргарита” (ответ на этот вопрос поможет определить тему, идею произведения, его проблемы, осознать сюжетные линии).
– Так кто же герои?
– Посмотрим, правы ли вы. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?”. И что слышит в ответ? (“Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера)
Мастер создаёт оригинальное произведение. В Евангелии от Иоанна, которое любил Булгаков, речь о страданиях Понтия Пилата не идёт.
Итак, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га Ноцри. Почему? Это мы и выясним в дальнейшей нашей беседе.
-Какая деталь важна для раскрытия характера героя?
Вы хорошо знаете, что раскрытия характера героя, его внутреннего мира большое значение имеет портрет. Какими же предстают перед нами два героя – Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри, бродячий 27 летний философ, оказавшийся перед глазами владыки. О чём это говорит?
а) “ этот человек был одет… “ (гл.2)
– Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой обыкновенный, простой человек. Почему? Какие проблемы будут решаться: богословские или реальные, мирские?
(роман посвящён земной жизни, история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.)
б) Второй участник сцены? (зачитать эпизод из гл.2)
– Какая деталь в описании обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).
– О чём это говорит? (человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”. Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: “свирепое чудовище”).
-Сейчас он страдает от головной боли, об этом говорит автор, обращаясь к одной детали его портрета – глазам. И эта деталь играет огромную роль в характеристике героя. Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь? (гл.2) (Страдающие от боли глаза. Именно эта деталь помогла Иешуа догадаться о страданиях Пилата и освободить его от них. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям. Стоящий перед прокуратором человек заинтересовал его своими речами).
– Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2) (С П.П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль. Но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. В нём внутренняя сила, заставляющая других слушать его).
– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (история с Левием Матвеем, гл.2). И далее Прокуратор задаёт вопрос о том, правда ли, что он , Иешуа Га – Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечал: “Я, учитель, …гл2)
– После этих слов встаёт вопрос о том, что такое истина?
– Цель нашего урока понять, что такое истина? Чья позиция нам ближе : Булгакова или его героев. Попробуем сформулировать это понятие. (Даю 1-2 минуты; запишите предложение, как вы понимаете это слово. Каждый записывает, затем читает).
– Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. (На доске запись: Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).
– Тема добра, истины отражена не только в художественной литературе, но и в искусстве. Художник Иванов в своей картине “Явление Христа народу” даёт своё понятие истины. Истина – это то, что было дано первоначально от Бога, эту истину несёт Сын Божий.
Крамской в своём полотне “Христос в пустыне” показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. Измученный, омывший слезами и муками грехи мира, в смиренной простоте он несёт истину миру. Библейская тема отражена и в картине Ге “Что такое истина?”.
– Возникает удивительное в разговоре Понтия Пилата и Иешуа. Что же ответит Иешуа на этот иронический вопрос прокуратора?
- А что же заявляет Иешуа об этом? (ответ Иешуа найдите в гл.2.)
– Чем поразителен ответ? – Тем, что абстрактное, далёкое понятие – истина – оказывается живым, тем, что это сейчас истина, а что потом? Вот оно – в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается в нём же. Почему у Понтия болит голова: от роз – символа христианской веры, истины. И далее Иешуа развивает это понятие и говорит, что для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. И если бы он поговорил с Крысобоем, то резко изменил бы свой взгляд. К истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. (стр.23 гл.2) “ Мне пришли в голову кое– какие мысли…”
– Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? (стр.26 гл.2)
Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
– Но так всё разрешиться не может, люди, имеющие власть, боятся потерять её. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему (стр.26-27 гл.2)
Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же?
– Позже Иешуа произнесёт это вслух, разговор об истине не закончен. ( “В числе прочего…)
– Нужна ли такая истина Понтию? ( нет, подтвердите ответ словами из текста)
– Что вдруг случилось с прокуратором? Он ведь несколько минут назад сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.27. “ Слушай, Га Ноцри,– заговорил вдруг…)
– Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?
Пилат смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. Для него занимаемое место – “золотая клетка”, за себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести . Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому он сейчас и продаст Иешуа. Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает нравственно, предав Иешуа. Понтий Пилат относится числу людей, у которых есть совесть. Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, но только нравственная.(стр.27 “Мысли понеслись короткие…).
– После утверждения решения казни Синедрионом, какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего– то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой. Пришла другая мысль, мысль о бессмертии. Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.(гл.2)
– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. Уже сейчас Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить “приговор” себе.(гл.2)
– Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа передаёт перед смертью. И эти же слова повторит Афраний, начальник тайной полиции Понтия Пилата.(гл.2)
– Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? Что с этим пришло к Пилату? О чём говорит данная деталь – голос? (Вот пришло возмездие. Уйти от него невозможно. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).
-Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет Пилату оправдать себя. Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(гл.25). Исполнительность Афрания не подвела и на этот раз. Ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, “не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали”. (гл. 26 стр.311)
Оставим на время Понтия Пилата и вспомним ещё одного героя – Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? (Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой горы. Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил, и легионера окинул мутным , равнодушным ко всему взором как человек не чувствительный к физической боли.(гл. 16 стр.169). Больше всего Матвей хочет (гл.16). И дальше – гл. 16 стр. 171.
– Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. Так решается проблема верности и предательства.)
– Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26)
– Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? (Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом “гл.26 стр. 317”. Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду).
– Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. (Воланд и его свита несутся на волшебных конях…). На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: гл.32 стр.367. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – это великий грех, и за это человек расплачивается бессмертием).
– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.
– Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький “Старуха Изергиль”, легенда о Ларре).
- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (гл.32).
– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).
Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
– Подведём итоги сказанному. Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).
– Какие это проблемы: (составляем схему или таблицу…)
Итог урока. Обобщающий вопрос: “В чём смысл Евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?”.
Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера; б) изображение мира искусства в романе в) общей атмосферы жизни30х годов 20 в., используя гл. 5,6,7,9,13,27.
Использованная литература:
- Журнал “ Литература в школе” за 1990,1993 годы.
- Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11класс. Москва 2005 год.
- В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. Дрофа, 2007 год.