Цели урока:
Образовательная цель: продолжить формирование навыков анализа лирического произведения на примере стихотворения “Зимнее утро” А.С.Пушкина;
Развивающие цели:
- развивать навыки формулирования выводов, систематизирования данного учебного материал;
- формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;
- усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;
- развивать воображение, память, внимание учащихся, ориентирование в пространстве и времени, тонкость чувства света, цвета.
Воспитательная цель:
- воспитывать интерес к разным наукам и видам искусства, к родине и её наследию.
Мотивационные задачи:
- стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:
- обеспечение психического и физического здоровья учащихся на уроке, гигиены труда;
- стимулирование мотивации учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками через деловое сотрудничество (работа в группе);
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Инструменты урока:
- стихотворение “Зимнее утро” в учебнике,
- план анализа лирического произведения,
- листы контроля (один на группу),
- карточки для групп, листы для групп с надписями литературоведческих понятий,
- правила работы в группе,
- три альбомных листа,
- цветные фломастеры,
- компьютер,
- проектор,
- ватманы,
- магниты.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие, 1 минута.
2. Неожиданно читает наизусть стихотворение под музыку (Моцарт “Дивертисмент”) подготовленный ученик, 6 минут.
Беседа, целеполагание:
-Интересным получилось начало занятия? Почему?
-Каковы цели занятия, если перед нами – лирическое произведение? (анализ)
-А что значит проанализировать? (Работа с планом анализа)
-А для чего это необходимо современному человеку?
Все ли слова в тексте вам понятны?
-Но так как это трудная, но в тоже время интересная работа, предлагаю работу в группах.
Но! Продукт должен получиться комплексный. Важен ответ каждой группы!
3.Индивидуальное сообщение учащегося, 5 минут.
Выбор таймера, который будет следить за работой специально подготовленных учащихся.
-Для раскрытия первого пункта плана (история создания) приглашается ученик (примерный ответ, историческая карта -Приложение 1)
-Итак, когда и при каких обстоятельствах было написано стихотворение?
4.Работа в группах, 6 минут - подготовка.
Делаю акцент на распределении обязанностей в коллективах, ненавязчиво помогаю выбрать руководителей.
Группы работают по маршрутным листам с четко сформулированными заданиями. Записи оформляют на ватманах.
Задания для групп:
ГРУППА №1
(тема, идея)
- Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
- Определите тему и идею стихотворения.
- Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
- Подготовьте выступающего.
ГРУППА №2
(средства изобразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)
- Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
- Найдите в тексте стихотворения примеры эпитетов, олицетворений, сравнений.
- Для чего они нужны в тексте?
- Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
- Подготовьте выступающего.
ГРУППА №3
(рифма, размер)
- Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
- Определите стихотворный размер данного стихотворения.
- По первой строфе определите тип рифмы.
- Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
- Подготовьте выступающего.
5. Выступления групп, фиксирование основных моментов, 12 минут (4 минуты для каждой группы). По ходу выступлений ответы групп в виде надписей на ватманах вывешиваются на доску в последовательности (тема, средства изобразительности, рифма, размер и идея)
6. Динамическая пауза, 3 минуты (на выбор учителя)
7. Актуализация знаний, 3 минуты
-А теперь вопрос всем группам: а про какое средство изобразительности мы забыли? Вспомните то, как было прочитано стихотворение в начале занятия? Приведите примеры из текста (Антитеза, при затруднении воспользоваться материалом учебника, данным после стихотворения)
8. Прочтение стихотворения учащимися про себя, 2 минуты.
9. Творческая экскурсия, 5 минут.
-Перейдём от словесного искусства к изобразительному. Данная работа поможет вам наиболее полно ответить на последний вопрос. Для этого приглашаю пройти к монитору.
Подготовленный ученик проводит работу с классом по репродукциям картин С.Жуковского на тему зимы (“Иней”, “Зима”), репродукции картин художника – Приложение 2.
10. Подведение итогов урока, 3 минуты.
-Какова была цель занятия? Достигли ли мы её? (Не в полной мере, ведь анализ необходимо ещё привести в систему, это – часть домашнего задания)
-А какие виды искусства помогали нам в проведении занятия? Нужно было привлекать их ресурс?
11. Оценивание, 2 минуты
(руководители групп выставляют оценки на листах, Приложение3)
12. Организация д/з, 2 минуты.
Полный анализ стихотворения и заучивание его наизусть, на выбор – творческое задание (рисунок или стихотворение о природе).