Открытый урок по литературе на тему "Пейзажная лирика А.С.Пушкина (на примере стихотворения «Зимнее утро»)"

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательная цель: продолжить формирование навыков анализа лирического произведения на примере стихотворения “Зимнее утро” А.С.Пушкина;

Развивающие цели:

    • развивать навыки формулирования выводов, систематизирования данного учебного материал;
    • формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;
    • усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач;
    • развивать воображение, память, внимание учащихся, ориентирование в пространстве и времени, тонкость чувства света, цвета.

Воспитательная цель:

    • воспитывать интерес к разным наукам и видам искусства, к родине и её наследию.

Мотивационные задачи:

    • стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:
    • обеспечение психического и физического здоровья учащихся на уроке, гигиены труда;
    • стимулирование мотивации учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками через деловое сотрудничество (работа в группе);
    • стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Инструменты урока:

  1. стихотворение “Зимнее утро” в учебнике,
  2. план анализа лирического произведения,
  3. листы контроля (один на группу),
  4. карточки для групп, листы для групп с надписями литературоведческих понятий,
  5. правила работы в группе,
  6. три альбомных листа,
  7. цветные фломастеры,
  8. компьютер,
  9. проектор,
  10. ватманы,
  11. магниты.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие, 1 минута.

2. Неожиданно читает наизусть стихотворение под музыку (Моцарт “Дивертисмент”) подготовленный ученик, 6 минут.

Беседа, целеполагание:

-Интересным получилось начало занятия? Почему?

-Каковы цели занятия, если перед нами – лирическое произведение? (анализ)

-А что значит проанализировать? (Работа с планом анализа)

-А для чего это необходимо современному человеку?

Все ли слова в тексте вам понятны?

-Но так как это трудная, но в тоже время интересная работа, предлагаю работу в группах.

Но! Продукт должен получиться комплексный. Важен ответ каждой группы!

3.Индивидуальное сообщение учащегося, 5 минут.

Выбор таймера, который будет следить за работой специально подготовленных учащихся.

-Для раскрытия первого пункта плана (история создания) приглашается ученик (примерный ответ, историческая карта -Приложение 1)

-Итак, когда и при каких обстоятельствах было написано стихотворение?

4.Работа в группах, 6 минут - подготовка.

Делаю акцент на распределении обязанностей в коллективах, ненавязчиво помогаю выбрать руководителей.

Группы работают по маршрутным листам с четко сформулированными заданиями. Записи оформляют на ватманах.

Задания для групп:

ГРУППА №1

(тема, идея)

    1. Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
    2. Определите тему и идею стихотворения.
    3. Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
    4. Подготовьте выступающего.

ГРУППА №2

(средства изобразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)

    1. Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
    2. Найдите в тексте стихотворения примеры эпитетов, олицетворений, сравнений.
    3. Для чего они нужны в тексте?
    4. Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
    5. Подготовьте выступающего.

ГРУППА №3

(рифма, размер)

    1. Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
    2. Определите стихотворный размер данного стихотворения.
    3. По первой строфе определите тип рифмы.
    4. Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
    5. Подготовьте выступающего.

5. Выступления групп, фиксирование основных моментов, 12 минут (4 минуты для каждой группы). По ходу выступлений ответы групп в виде надписей на ватманах вывешиваются на доску в последовательности (тема, средства изобразительности, рифма, размер и идея)

6. Динамическая пауза, 3 минуты (на выбор учителя)

7. Актуализация знаний, 3 минуты

-А теперь вопрос всем группам: а про какое средство изобразительности мы забыли? Вспомните то, как было прочитано стихотворение в начале занятия? Приведите примеры из текста (Антитеза, при затруднении воспользоваться материалом учебника, данным после стихотворения)

8. Прочтение стихотворения учащимися про себя, 2 минуты.

9. Творческая экскурсия, 5 минут.

-Перейдём от словесного искусства к изобразительному. Данная работа поможет вам наиболее полно ответить на последний вопрос. Для этого приглашаю пройти к монитору.

Подготовленный ученик проводит работу с классом по репродукциям картин С.Жуковского на тему зимы (“Иней”, “Зима”), репродукции картин художникаПриложение 2.

10. Подведение итогов урока, 3 минуты.

-Какова была цель занятия? Достигли ли мы её? (Не в полной мере, ведь анализ необходимо ещё привести в систему, это – часть домашнего задания)

-А какие виды искусства помогали нам в проведении занятия? Нужно было привлекать их ресурс?

11. Оценивание, 2 минуты

(руководители групп выставляют оценки на листах, Приложение3)

12. Организация д/з, 2 минуты.

Полный анализ стихотворения и заучивание его наизусть, на выбор – творческое задание (рисунок или стихотворение о природе).