Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала
Тема урока: Последняя встреча Татьяны и Онегина
Эпиграф:
Когда на то нет божьего согласья,
Как не страдай она, любя,
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…
Ф.Тютчев
Цели урока:
- Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом.
- Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Воспитывающая: умение давать нравственную оценку поступков героев романа “Евгений Онегин”.
ХОД УРОКА
1. Выразительное чтение наизусть отрывков из писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне
По разным сторонам класса стоят “Татьяна” и “Онегин” и читают по очереди каждый отрывок из своего письма.
2. Слово учителя
– Два письма людей друг к другу. Такие разные и
похожие, потому что оба они – о любви.
И все было бы хорошо, если бы любовь к этим людям
пришла одновременно, если бы не было между этими
письмами временного разрыва сроком в несколько
лет. А счастье было так возможно, так близко, но…
Тема нашего сегодняшнего урока – “Последняя
встреча Татьяны и Онегина”.
Вы закрыли последнюю страницу романа, скажите, не
появилось ли у вас чувство неудовлетворенности,
хотелось бы вам, чтобы роман закончился иначе,
чтобы Татьяна и Онегин были вместе? (Ответы
учащихся).
Когда вышли в свет последние главы романа,
наверное, многие дамы воскликнули: “Ах, Пушкин,
не мог сделать счастливый конец!”. Пушкин,
вероятнее всего, предвидел такую реакцию
читающей публики и, тем не менее, не изменил
окончание романа. Почему? Был ли возможен иной
финал романа? – вопрос нашего сегодняшнего
урока.
Давайте сначала рассмотрим любовную линию
романа, то есть ход событий, раскрывающих тему
любви Онегина и Татьяны. (Запись на доске и в
тетради.)
Встреча Она влюбляется в него Она пишет письмо Свидание Он отвергает ее |
Несколько лет |
Встреча Он влюбляется в нее Он пишет письма Свидание Она отвергает его |
– В чем вам видится особенность построение любовного сюжета? (События повторяются, только наполняются новым смыслом.)
– Рассмотрим отдельные фрагменты записи, сцену свидания Татьяны и Онегина в саду (гл. 4 строфа 11). Представим, что “Евгений Онегин” пьеса, а мы с вами режиссеры, подумайте несколько минут и опишите обстановку на сцене, и расположите участников мизансцены учащихся в роли Татьяны и Онегина.
Драматический этюд у доски.
– Мы с вами не первые люди, которые попытались дать сценическое воплощение роману. Существует опера П.И.Чайковского, основой для которой послужил сюжет романа.
– Надеюсь, вас заинтересует фрагмент из эссе М. Цветаевой – поэта ХХ века, “Мой Пушкин”, в которой она рассказывает о своих детских впечатлениях после посещения оперы.
Выразительное чтение учащимся отрывка из статьи “Мой Пушкин”.
3. Беседа по вопросам
– Давайте вновь обратимся к нашей записи на доске. На петербургском балу происходит новая встреча героев и Онегин узнает и не узнает Татьяны. Что изменилось в Татьяне? Чем она так поразила Онегина?
– Как вы думаете, изменилась ли Татьяна душой?
– Что произошло с Онегиным после встречи с “новой” Татьяной?
– С какою целью Онегин пишет последнее письмо?
– Является ли помехой в его желаниях тот факт, что Татьяна замужем?
– Давайте посмотрим, какую реакцию ждет Евгений Онегин на свою любовь… Зачитайте строки из письма Онегина к Татьяне (XXXII строфа, гл. 8).
– Что в ответ он получает на свое признание в любви?
– Как объясняет Татьяна невозможность счастья?
– Что такое есть в Татьяне, что заставило ее отказать любимому человеку?
Ответы учащихся.
– Послушаем точку зрения Ф.Достоевского на этот вопрос. Проследите, как Ф.Достоевский объясняет поступок Татьяны, почему она не пошла за Онегиным?
4. Индивидуальное сообщение учащегося (фрагмент из речи Ф.Достоевского “Пушкин”)
Тексты фрагмента – на столах у учащихся.
Ответы после прослушанного сообщения.
5. Домашнее задание
– Поразмышляйте, могла ли Татьяна поступить иначе? (Письменно)
6. Заключительное слово учителя
– Роман заканчивается печально. "Happy End" для русской литературы не характерен. Все знаменитые истории любви от “Бедной Лизы” Карамзина до “Темных аллей” Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются трагически. Страдание – неотъемлемая, а может быть, и главная часть любви. Человек в русской литературе через любовь и страдание не всегда обретает счастье, но поднимается к более высокому уровню сознания и обретает смысл жизни…
Когда на то нет божьего согласья
Как не страдай она, любя,
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…