Открытый урок по литературе на тему«Басня И.А.Крылова "Свинья под дубом"»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


1. Организационный момент.

Слайд 1. Титульный слайд. Звучит музыка “Звонок на урок”.

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Учитель: Ребята, на нашем уроке, как всегда, за каждый правильный ответ я буду выставлять вам на доске баллы (плюсики). Те, кто наберет большее количество баллов, получат “пятерки”.

2. Опрос на повторение.

Слайд 2. Портрет И.Крылова. Цитата “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”

Учитель: Посмотрите на портрет этого человека и прочитайте одну из его любимых фраз.

Ученик: “Люблю, где случай есть пороки пощипать”.

Учитель: Вы, конечно, догадались, чьи эти слова?

Ученик: Это слова Ивана Андреевича Крылова.

Учитель: Правильно. Скажите, а кто это Иван Андреевич Крылов?

Ученик: Иван Андреевич Крылов – это писатель, который пишет басни.

Учитель: А как называют писателя, создающего басни?

Ученик: Писателя, создающего басни называют баснописцем.

Учитель: Объясните, что обозначает фраза “пороки пощипать”.

Ученик: “Пороки пощипать” значит высмеять нравственные недостатки людей.

Учитель: Используя иллюстрации, назовите басни И.Крылова, которые вы читали.

Слайд 3. Иллюстрации к басням: “Лебедь, Рак и Щука”, “Мартышка и очки”, “Квартет”

Слайд 4. Иллюстрации к басням: “Стрекоза и Муравей”, “Слон и Моська”, “Волк на псарне”

Ученики: “Лебедь, рак и щука”, “Квартет”, “Мартышка и очки”, “Стрекоза и муравей”, “Волк на псарне”, “Слон и Моська”.

Учитель: Молодцы. (Выставляет баллы)

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, какие басни мы анализировали на прошлых уроках?

Ученик: Мы анализировали басни “Волк на псарне” и “Ворона и лисица”.

Учитель: Вашим домашним заданием было подготовить театрализованное чтение “Ворона и лисица”. Приглашаю к доске четырех учеников. Прочтите с кукольной инсценировкой басню Ивана Крылова “Ворона и лисица”.

Слайд 5. Иллюстрация к басне “Ворона и лисица”. Звучит только начало песенки “А может быть ворона”. Дети готовятся к спектаклю.

Ученики читают басню. (Видео по адресу: http://youtu.be/qpCZ_353Q6E.)

Слайд 6. Иллюстрация к басне “Ворона и лисица” и надпись строчек морали. Звучит продолжение песенки “А может быть ворона”. Дети кланяются и садятся на места.

Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. (Учитель выставляет баллы)

4. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: На прошлом уроке мы учились понимать мораль басни “Ворона и лисица”. Вспомните, какова же ее мораль?

Ученик: Мораль состоит с одной стороны в том, что с помощью лести можно легко добиться цели. Но подобный способ “гнусный”, с другой стороны нужно знать о таком способе. Не поддаваться на слова льстецов и стоять на своем.

Учитель: Правильно. Посмотрите на эту иллюстрацию. Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

Слайд 7. Иллюстрация басни “Свинья под дубом” с вопросительным знаком.

Ученик: Мы будем учиться понимать мораль басни “Свинья под дубом”

Учитель: Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока, поставьте дату.

Слайд 8. Вторая иллюстрация к басне “Свинья под дубом”

Ученики пишут: Басня И.А.Крылова “Свинья под дубом”. (Учитель выставляет баллы)

5. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Прежде чем мы прочитаем басню, давайте вспомним о басне как о жанре.  И вот вам первое задание. Запишите в тетради слово “да”, если утверждение относится к басне и слово “нет”, если не относится.

Слайд 9. Есть ли в басне? 1. Зачин и концовка, 2. Аллегория ....

Ученики: Пишут в тетради ответы.

Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Слайд 10. Есть ли в басне? 1. Зачин и концовка – нет; 2. Аллегория – да;...

Учитель: Молодцы. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Кто одну? Кто две? (Выставляет баллы). Что ж, вот вам второе задание. Разобьемся на пары. Каждая пара должна собрать из разрезанных полосок с определениями понятия басня, аллегория, мораль, эзопов язык, олицетворение, сатира.

Слайд 11. Что такое? Басня - ...; Аллегория - ...;...

Слайд 12. Песочные часы. Звучит тиканье часов. Ученики складывают.

Учитель: Ну, что ж проверим.

Ученик: Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Слайд 13.

Ученик: Аллегория – это изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ. Слайд 14.

Ученик: Мораль – это строки в басне, в которых содержится нравоучительное заключение, вывод. Слайд 15.

Ученик: Эзопов язык – это язык иносказательный, используется для насмешки под видом развлечения, шутки. Слайд 16.

Ученик: Олицетворение – это приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Слайд 17.

Ученик: Сатира – это злой смех, при помощи которого писатель, унизительно обличает пороки общества, чтобы их исправить. Слайд 18.

Учитель: Молодцы. Все справились. (Выставляет баллы)

6. Физкультминутка.

Учитель: А сейчас мы наберемся сил перед следующим заданием. Встаньте около своих мест. Наша физминутка будет связана с животными, как и басни И.Крылова. Физкультминутку проведет _________.

Слайд 19. Иллюстрация животных, делающих зарядку. Звучит музыка с голосами зверей. Дети выполняют динамичные движения под музыку, показывая пятачок, лапки, ушки, ветки, крылышки.

7. Усвоение новых знаний.

Учитель: Итак, продолжим знакомство с баснями  И.Крылова.

Сегодня на уроке мы будем анализировать басню “Свинья под дубом”.

Откройте учебники на странице 56.

Учитель: Еще раз вспомним, что необходимо сделать, чтобы понять басню.

Ученик: Слайд 20. Знакомство с басней.1. Внимательно прослушать. 2. Выразительно прочитать. 2. Проанализировать. 3. Сделать выводы.

Учитель: Итак, первое, что необходимо сделать - это прослушать произведение. Слушайте басню и внимательно следите по тексту.

Слайд 21. Иллюстрация басни “Свинья под дубом”. Звучит аудиозапись басни. Ученики прослушивают  аудиозапись басни, следят по тексту.

Учитель: Ответьте на вопрос: Какие в басне главные герои?

Ученики: В этой басни главные герои Свинья, Ворон. Дуб.

Слайд 22. Иллюстрации героев басни Ворона, Свиньи и Дуба.

Учитель: Верно. Второе, что вам необходимо – это прочитать басню. Прочитаем басню все вместе, хором.

Слайд 23. Иллюстрация страниц учебника. Звучит еще раз аудиозапись басни. Ученики читают.

Учитель: Молодцы, ну что ж пора провести исследовательскую работу.

Слайд 24. Проанализировать басню. Исследовательская работа: 1.Характеристика ворона. 2.Характеристика дуба.3.Характеристика свиньи. 4.Чтение по ролям. 5.Нахождение морали.6.Определение слов невежда и невежа.

Учитель (раздавая карточки с вопросами): 1 и 2 пара, цель вашего исследования: прочитать выразительно басню и передать характер каждого персонажа, найти строчки, передающие мораль басни. 3 пара, цель вашего исследования: найти строчки о Вороне, подготовить рассказ о нем по вопросам. 4 пара, цель вашего исследования: найти строчки о дубе, подготовить рассказ о нем по вопросам.

5 пара, цель вашего исследования: найти строчки о Свинье, подготовить рассказ о ней по вопросам. 6 пара, цель вашего исследования: найти в словаре слова Невежда и Невежа, ответить на вопросы: Кто такой невежда? Невежа?

Ученики начинают работать.

Слайд 25. Часы перетекают из ладони в ладонь. Тиканье часов.

8. Закрепление новых знаний

Учитель: Итак, начнем с третьей пары.

Учитель к 3 паре: Назовите цель вашего исследования.

3 пара: Цель нашего исследования: найти строчки о Вороне, подготовить рассказ о нем по вопросам: Что собой олицетворяет Ворон? Какой он? На что указывает Свинье?

Учитель: Достигли ли вы цели вашего исследования?

3 пара: Достигли.

Учитель: Прочитайте слова Ворона.

Ученик: Ведь это дереву вредит. Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.

Учитель: Расскажите о Вороне.

3 пара: Ворон олицетворяет умного человека. Ворон – птица вещая, предвещающая будущее. Живёт ворон долго, знает много, учёная птица. Ворон не запрещает вредить дереву, но пытается вразумить свинью. Объясняет, растолковывает, убеждает, учит.

Учитель: Запишите в тетрадь.

Слайд 26. Иллюстрация ворона. ВОРОН =УЧЕНОСТЬ. Звучит голос ворона.

Учитель к 4 паре: Назовите цель вашего исследования.

4 пара: Цель нашего исследования: найти строчки о Дубе, прочитать строчки о нем, подготовить рассказ о Дубе по вопросам: Что собой олицетворяет Дуб? Что значит вековой дуб? Почему Дуб называет Свинью “неблагодарной”?

Учитель: Достигли ли вы цели вашего исследования?

4 пара: Достигли.

Учитель: Прочитайте слова Дуба.

Ученик: “Неблагодарная!”... “Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут”.

Учитель: Расскажите о Дубе.

4 пара: Дуб олицетворяет собой мудрость. Иван Крылов называет его вековым, потому что он веками накапливает человеческий опыт. Дуб обращается к свинье спокойным тоном, потому, что понимает: изменить ничего нельзя. Свинья не желает учиться, стать воспитанной, умной, быть благодарной за то, что ей дают. Поэтому Дуб ее и называет “неблагодарной”.

Учитель: Запишите в тетрадь.

Слайд 27. Иллюстрация дуба. ДУБ = МУДРОСТЬ. Звучит шум листьев, грозы.

Учитель к 5 паре: Назовите цель вашего исследования.

5 пара: Цель нашего исследования: найти слова о Свинье, подготовить рассказ о ней по вопросам: Что собой олицетворяет Свинья? Какая она? Зачем стала подрывать корни у дуба?

Учитель: Достигли вы цели вашего исследования?

5 пара: Достигли.

Учитель: Прочитайте о Свинье.

Ученик: “Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала”.

Учитель: Расскажите о Свинье.

5 пара: Свинья олицетворяет собой лень, обжорство, тупость. В ее жизни присутствуют только инстинкты: вкусно поесть, поспать, накопить сало, порыть рылом землю. Других стремлений в ее жизни нет. Корни дубу Свинья подрывала бездумно, просто так, потому что рыть землю – это еще один инстинкт свиней.

Учитель: Запишите в тетрадь.

Слайд 28. Иллюстрация свиньи. СВИНЬЯ = ЛЕНЬ, ОБЖОРСТВО, ГЛУПОСТЬ. Звучит голос Свиньи.

Учитель к 1 и 2 паре: Назовите цель вашего исследования.

1 и 2 пара: Цель нашего исследования: прочитать басню, передать характер каждого персонажа. Найти строчки, передающие мораль басни.

Учитель: Прочитайте басню по ролям.

Слайд 29.Иллюстрация к басне “Свинья под дубом”

1 и 2 пара: Читают басню по ролям.

Учитель: Достигли ли вы цели вашего исследования?

1 и 2 пара: Достигли. Мы прочитали выразительно басню и нашли строчки морали.

Учитель: Какова же мораль?

1 и 2 пара читают: “ Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды”.

Слайд 30. Мораль басни.

Учитель: Запишите в тетрадь.

Учитель: А кто же такой невежда, который бранит науки и ученья? Как вы думаете ребята?

Ученики: .............................................

Учитель: Точное определение нашла нам 6 пара.

Учитель к 6 паре: Назовите цель вашего исследования.

6 пара: Цель нашего исследования: найти в словаре значения слов “Невежда” и “Невежа”. Объяснить эти слова.

Учитель: Достигли ли вы цели вашего исследования?

6 пара: Достигли.

Учитель: Объясните значения этих слов.

6 пара: Невежда – это необразованный, несведущий в чём-то человек. Невежа - это грубый, невоспитанный человек.

Слайд 31. Невежда - ...; Невежа - ....

Учитель: Запишите в тетрадь.

Учитель: Что значит “в ослепленье бранит”?

Ученик: “В ослепленье бранит” значит ругает все вокруг, никого при этом не видя, не замечая.

Учитель: Что значит “вкушать плоды”?

Ученик: “Вкушать плоды” значит использовать готовый продукт для собственных потребностей, например: вкушать плоды знания, науки.

9. Итоговый контроль усвоения материала.

Учитель: Итак, ребята, подведем итоги нашего урока, сделаем выводы. Посмотрите на слайд, прочитайте вопрос, выберите ответ. Поднимите карточку того цвета, с которым совпадает ваш ответ.

Слайд 32. Итоговый тест

Слайд 33.Итоговый тест

Учитель выставляет баллы.

10. Итог урока.

Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке?

Ученики: Мы учились понимать мораль басни “Свинья под дубом”.

Учитель: Откройте дневники. Запишите домашнее задание: с. 65-66, наизусть.

Ученики записывают.

Слайд 34. Учение, знание, опыт..

Учитель: На этом наш урок подошел к концу.

На уроке очень хорошо работали.... (подсчет баллов)

Желаю вам легко и весело учиться.

Спасибо за внимание.

Слайд 35. Звонок. Звучит музыка “Учиться надо весело”.