Открытый урок по литературе в 8-м классе по теме "А.И.Куприн. «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье"

Разделы: Литература

Класс: 8

Ключевые слова: А.И.Куприн, А.И.Куприн «Куст сирени»


Решаемые учебные проблемы на уроке:

  • вызвать интерес к творчеству А.Куприна;
  • развивать навык работы с текстом художественного произведения
  • закрепить и углубить знания учащихся о композиции произведения, элементах сюжета прозаического произведения;
  • формировать навыки исследовательской работы с текстом художественного произведения;
  • закрепление навыков учащихся по работе в группе;
  • развитие умения находить средства выразительности в художественном тексте;
  • закрепление навыков сопоставительной характеристики героев;
  • воспитывать чуткое отношение к любви, способность переживать,
  • понимать другого человека;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • способствовать умению отбирать и обобщать отобранный материал,
  • работать с дополнительной литературой.

Задачи для учащихся:

  • освоить знания о композиции произведения и элементах сюжета прозаического произведения;
  • выявить, как на композиционном уровне решается задача выражения чувств героев;
  • определить основные черты характера главных героев, принципы и правила их поведения;
  • определить роль средств выразительности в художественном тексте;
  • выявить роль второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла;
  • определить авторскую позицию в рассказе и способы ее выражения;
  • развивать навык работы с текстом художественного произведения;
  • развивать монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой;
  • научиться отбирать и обобщать материал.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие познавательной активности учащихся;
  • формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;
  • формирование собственного отношения к героям рассказа А.Куприна, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
  • использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.

Метапредметные:

Познавательные:

  • расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;
  • формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные:

  • умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
  • строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;
  • формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выявление заложенных в рассказе «Куст сирени» вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении;
  • владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.

В коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
  • создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса, понимание русского слова в его эстетической функции.

УМК: Литература. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 11-е изд. - М: Просвещение.

ХОД УРОКА

Презентация

Актуализация знаний

1. Игра «Найди свою половинку»

Добрый день! Рада всех видеть на нашем уроке. Надеюсь, он будет интересным и плодотворным. Желаю всем удачи.

- Человек не должен быть одиноким. Поэтому сейчас вы будете искать свою половинку для работы на сегодняшнем уроке (мальчики подходят к столу, где разложены половинки цветов, другая половинка лежит на столах у девочек. Мальчики занимают место соответственно найденной половинке).

2. Слово учителя

- На прошлом уроке мы познакомились с замечательным рассказом Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Сегодняшний урок мы посвятим этому прекрасному произведению.

Сейчас я вам прочитаю определения, они все разные, но об одном и том же понятии. Отгадайте, что это?

  • … - это, где тебя любят
  • … - это души огонёк
  • … - это близкие люди
  • … - это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть
  • … - это самое ценное, что есть у нас
  • … - это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.
  • … - это место, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.

Это слово «СЕМЬЯ».

Составление кластера.

- А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?

(Любовь, верность, дом, мама и т.д.)

- Посмотрите, у нас получилось солнышко, которое греет и освещает весь мир. Что может быть важнее, чем счастливая семья?!

Постановка учебной задачи (тема, цели).

- Сформулируйте тему урока, опираясь на ключевые слова: любовь, счастье, семья, «Куст сирени».

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

  • Анализировать….
  • Оценивать…
  • Обогащать…

(Анализировать рассказ; оценивать поступки героев - обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника)

Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения

- В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. (Еккл. 4, 9-11). Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».

- Главные герои рассказа «Куст сирени» - это муж и жена. Как их имена? (Николай Евграфович Алмазов и Вера Алмазова)

В ТЕЧЕНИЕ УРОКА МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ В ПАРАХ (в группах), СОСТАВЛЯТЬ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

2. За два года до основных событий…

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

4. «В ломбарде»

5. «У садовника»

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

- Что обозначают их имена и фамилия? Можно ли говорить о том, что у героев они говорящие?

  • Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный.

(Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами)

  • Вера - исконно русское имя, означает вера в свои силы, уверенность в будущем
  • Николай - в переводе с греческого языка означает «победитель народов»

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

«победитель народов»

вера в свои силы, уверенность в будущем

2. За два года до основных событий…

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

4. «В ломбарде»

5. «У садовника»

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

- Давайте послушаем отрывок из текста. АУДИОФРАГМЕНТ (1м. 22 сек.)

(дети следят по тексту, читают про себя)

«Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности... До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой»

- Назовите профессию Николая (офицер)

- Что вы знаете об этой профессии? Каким должен быть, по вашему мнению, офицер? (Офицер должен быть физически сильным человеком, активным и выносливым, отважным и смелым…)

- Дайте определение слову САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (Самореализация - это выражение задатков человека, его способности и талантов через определенную работу)

В следующем году вы заканчиваете 9 классов. Перед вами встанет вопрос: куда пойти учиться? Какую специальность выбрать, кем стать? Давайте посмотрим буктрейлер (небольшой проект), рассказывающий об офицерах. И, может быть, этот ролик поможет кому-то из вас самореализоваться.
Автор ролика обучающаяся…

- Профессия офицера - это интеллектуальная профессия. Военное дело требует знаний такого уровня, который на порядок превосходит знания иной гражданской специальности. Николай Алмазов учится, сдает экзамены, хочет поступить в Академию генерального штаба. Ему осталось сделать последнюю практическую работу: инструментальную топографическую съёмку. Что это за вид работы? (Инструментальная топографическая съёмка - совокупность работ по созданию топографических карт или планов местности посредством измерений)

ПРИЕМ ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ (РАБОТА В ПАРЕ)

- Даны глаголы, найдите существительные, которые к ним относятся, и ответьте на вопрос: «Как Верочка себя вела два года, пока ее муж проваливал экзамены в Академию генерального штаба?»

  • не давала падать… (духом)
  • поддерживала… (в нем бодрость)
  • приучилась встречать… (каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом)
  • отказывала… (себе во всем необходимом)
  • создавала… (душевный комфорт)
  • она бывала его… (переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой)

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

«победитель народов»

вера в свои силы, уверенность в будущем

2. За два года до основных событий…

Небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке

Не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

4. «В ломбарде»

5. «У садовника»

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

- Давайте вспомним, что произошло дальше…

Сценка

Звучит романс Рахманинова «Сирень»

- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?
Он передернул плечами и не отвечал.
- Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.
Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.
- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!
- Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю. Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.
- Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.
- Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать - и посадил пятно... Да еще густое такое пятно... жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить... Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только... Впрочем, нет, не рассмеется, - аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты...»
- Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?
- Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок... Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю... Кроме того... Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать. Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.
- Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.
Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.
- Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.
- Нет, не глупости, - возразила Вера, топнув ногой.
- Никто тебя не заставляет ехать с извинением... А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.
- Посадить?.. Кусты?.. - вытаращил глаза Николай Евграфович.
- Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, - надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку... Кофточку... Не здесь ищешь, посмотри в шкапу... Зонтик!

- Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)

- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

- Какой делаем вывод о чертах характера главных героев? (Алмазов ведет себя несколько эгоистически, Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Введение понятий «самопожертвование», «эгоизм».

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср. Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л.

ЭГОИЗМ, -а; м. [франц. egoisme от лат. ego - я] Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

«победитель народов»

вера в свои силы, уверенность в будущем

2. За два года до основных событий…

Небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке.
Упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью

Не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

Алмазов ведет себя несколько эгоистически. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по её плану.

Добрая, умная, находчивая, она активна, настроена оптимистически

4. «В ломбарде»

5. «У садовника»

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «В ЛОМБАРДЕ»

- Какой выход находит Верочка?

(Алмазовы едут в ломбард - учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

«Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.
- Да ведь это настоящий брильянт,- возмущалась Вера, - он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю. Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.
- Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, - сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, - мы оцениваем только металлы-с.
Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно».

- В этом эпизоде появляется эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор?

(Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Антитеза в поведении героев

Сравните Веру и оценщика. (Она готова помочь человеку, делает всё возможное для этого, сочувствует чужому горю). Как называется такой прием? (Прием контраста)

Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις - противоположение) - стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

- Случайно ли автор использует в рассказе такую деталь, как кольцо? Что значит кольцо в жизни семьи? (Символ любви, верности, семейного счастья).

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

«Победитель народов»

Вера в свои силы, уверенность в будущем

2. За два года до основных событий…

Небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке

Не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

Алмазов ведет себя несколько эгоистически. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по её плану.

Добрая, умная, находчивая

4. «В ломбарде»

Находится рядом, во всем поддерживает жену.

Сдержанна, терпелива

5. «У садовника»

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «У САДОВНИКА» (коротко пересказ)

- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

«Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:
- Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром - то я к вашим услугам.
Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.
- Ну, делать нечего, - согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, - скажите, какие вам можно будет посадить кусты?
Однако изо всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.
Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.»

- Расскажите о садовнике. (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

- Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

- Почему герои решают посадить именно кусты сирени?

- Считается, что букет сирени - это первые цветы двух влюбленных.

- Сирень - это символ весны, любви и самых чистых человеческих чувств, надежд. (Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение)

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

«Победитель народов»

Вера в свои силы, уверенность в будущем

2. За два года до основных событий…

Небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке.

Не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

Алмазов ведет себя несколько эгоистически. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по её плану.

Добрая, умная, находчивая

4. «В ломбарде»

Находится рядом, во всем поддерживает жену.

Сдержанна, терпелива

5. «У садовника»

Подчиняется жене, действует по её плану.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (Сядьте поудобнее, расслабьтесь и наслаждайтесь картинами с изображением СИРЕНИ).

Звучит романс Рахманинова «Сирень»

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «НИКОЛАЙ СДАЛ ЭКЗАМЕН» (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)

- Охарактеризуйте поведение супругов на следующий день, после того как Коля сдал экзамен.

«На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами кончилась благополучно... Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.
- Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица. - Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. «Что это за дерево?» - спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». - «Березка, должно быть?» - говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания - просто чудовищные. И какая быстрота и точность в оценке местности - удивительно!
Но Вере было мало того, что он рассказал. Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном он говорил про свою старость, что чувствовал при этом сам Коля...
И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...
Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
- Ты - чему? - спросила Вера.
- А ты чему?
- Нет, ты говори первый, а я потом.
- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?
- Я тоже, глупости, и тоже - про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...»

(Вера не может усидеть дома, она выбегает на улицу и ждет супруга там. По его походке она понимает, что всё прошло благополучно. Встретившись на улице, они идут домой, громко разговаривая, никого не замечая вокруг. Дома Вера просит Колю снова и снова рассказать, как профессор отреагировал, когда увидел кусты)

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Давайте вспомним, как отзывался о профессоре в начале рассказа Алмазов. Как теперь он о нём отзывается? Почему? (В начале: «самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да ещё немец вдобавок…». В конце: «славный он профессор и умница такой…Один из лучших профессоров у нас. Знания просто чудовищные. И какая быстрота и точность в оценке местности - удивительно!»)

- А что мешает Алмазову быть абсолютно счастливым? Назовите ключевую фразу этого эпизода. («Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул…»)

- Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения? (С точки зрения морали герои совершили безнравственный поступок: они обманули старого профессора.)

- Поступление Николая в Академию - это дело жизни Верочки. Именно поэтому Верочка решается на обман профессора, принимавшего у Алмазова последний экзамен - план местности. Поэтому она решается на дерзкий, но неблагородный поступок. Никто из этих героев не думает о том, что совершили аморальный поступок. Для Алмазова этого неважно, главное - он добился своей цели, удовлетворил свои амбиции. Для Верочки это также неважно, потому что она сделала все, что могла, для горячо любимого мужа.

- Ребята, обманывать плохо. Каждый из нас об этом знает. Но в жизни порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между правдой и ложью. Видимо, есть и ложь во спасение. Именно об этом говорит А.И.Куприн в данном рассказе.

«ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ» - смысл выражения: имеется в виду ложь (сознательное введение в заблуждение), которая, по замыслу солгавшего, должна стать благом для обманываемого человека, в отличие от правды, которая, как полагает «благонамеренный» обманщик, принесет вред.

- Как вы понимаете смысл последней фразы «…сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…»?

- В каждом произведении автор затрагивает какую-то проблему. Давайте подумаем, над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? (Проблема счастья, любви, лжи во спасение…).

- Каким вы видите будущее этой молодой, счастливой пары? (дети, внуки, счастье, мир, лад в семье…). Если ещё у них возникнет какая-нибудь проблема, они справятся с ней. Они со стойкостью пройдут все испытания и смогут сохранить свою любовь).

Название эпизода

Николай Алмазов

Вера Алмазова

1. Значение имени, фамилии

«Победитель народов»

Вера в свои силы, уверенность в будущем

2. За два года до основных событий…

Небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке

Не живет своей жизнью, вся она в заботах и делах мужа. Сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование

3. «Диалог Николая и Верочки» (сценка)

Алмазов ведет себя несколько эгоистически. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене, действует по её плану.

Добрая, умная, находчивая

4. «В ломбарде»

Находится рядом, во всем поддерживает жену.

Сдержанна, терпелива

5. «У садовника»

Подчиняется жене, действует по её плану.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

6. «Николай Алмазов сдал экзамен»

Из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы».
Доволен - мечта его сбылась, он наконец-то поступит в Академию.

Вера не может усидеть дома, она выбегает на улицу и ждет супруга там.

КОМПОЗИЦИЯ.

- Как вы думаете, хронология событий в рассказе нарушена или нет? (хронология в рассказе нарушена)

- Давайте вспомним, что такое композиция? (Композиция - это построение художественного произведения).

1. Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих действий.

2. Завязка действия - событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нём.

3. Развитие действия

4. Кульминация - момент наибольшего напряжения в развитии действия.

5. Развязка - событие, исчерпывающие конфликт.

- Как построен рассказ «Куст сирени»?

1. ЗАВЯЗКА

2. ЭКСПОЗИЦИЯ

3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

4. КУЛЬМИНАЦИЯ

5. РАЗВЯЗКА

(Сначала идет завязка - героиня поняла, что произошло большое несчастье, потом экспозиция - рассказ о жизни семьи Алмазовых, далее кульминация - решение Веры исправить положение, наконец, развязка - благополучное разрешение проблемы)

- Какой приём лежит в основе композиции?

(Антитеза; в завязке - горе, в развязке - счастье)

Вывод: построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.

- Какие противоположные черты характера вы отметили? (ЧИТАЮТ ИТОГИ ТАБЛИЦЫ)
(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её.)

- Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? (Любовь - это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми).

Напишите «Пирамидальное письмо».

  1. О чём этот рассказ? (1 слово).
  2. Характер рассказа. (2 прилагательных).
  3. Место и время действия (3-4 слова).
  4. Главные события в рассказе (5-6 слов).
  5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).
  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (8-9 слов).
  7. О чём этот рассказ? (1 предложение).

ИТОГИ УРОКА. Включение нового знания в систему

- Посмотрите на предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме (эпиграф урока). Запишите его в тетрадь.

- «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» (Л.Н.Толстой)

- «Любовью дорожить умейте…» (С.Щипачев)

- «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Э.Золя).

Китайская притча «Ладная семья»

Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. И семья эта была особая: мир и лад царили в ней. Дошел слух об этой семье до владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям и спокойно старикам. И спросил он у главы семьи, как он добивается такого согласия и мира. Тот взял лист бумаги и стал писать. Долго писал старик, затем передал лист владыке, а на всей странице было написано всего три слова: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. А в конце листа дописано: 100 раз любовь, 100 раз прощение и 100 раз терпение. «И это все?» - удивился владыка. «Да» - ответил старик, «это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

- Каждый из нас, в будущем обязательно будет иметь семью, а некоторые из нас уже имеют свою семью. И хотелось, чтобы она была дружной и крепкой! И чтобы на первом месте у нас была семья и семейные ценности! Я хочу закончить наш урок словами В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Рефлексия деятельности

- Пожалуйста, ответьте на мои последние вопросы, без слов, только движениями.

- Встаньте, если вы считаете, что «Профессия офицера - это интеллектуальная профессия. Профессия защитника Родины почетна и востребована во все времена».

- Поднимите руки вверх, если вы согласны с высказыванием «Профессия в жизни каждого человека имеет огромное значение. Будущая профессия должна не просто приносить доход, но еще и приносить удовольствие».

- Если вы согласны с народной мудростью «Когда семья вместе, так и душа на месте», то разведите руки в стороны.

- Опустите руки, если вы верите, что «В семье любовь да совет, так и нужды нет».

- Улыбнитесь друг другу, если вы считаете, что «Дерево держится корнями, а человек семьёй».

- Сядьте на свои места, если вы считаете, что любовь помогла найти Вере и Николаю Алмазовым выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.

Упражнение «Ассоциация»

- Довольно часто мы слышим или произносим слово «семья», но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Как вы думаете, что такое семья? Какие ассоциации вызывает у вас слово СЕМЬЯ?

  • Если семья - это постройка, то какая… (ПРОЧНАЯ)
  • Если семья - это цвет, то какой…
  • Если семья - это музыка, то какая …
  • Если семья - это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья - это настроение, то какое…

Информация о домашнем задании (одно по выбору)

  1. Создать презентацию «Мое представление о семейном счастье».
  2. Подготовить творческий пересказ данной истории от лица героев (на выбор).
  3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.