Открытый урок по литературе на тему "Жанровое своеобразие произведения М.Пришвина "Кладовая солнца". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: обучающиеся должны научиться определять идею произведения через его жанр. 

Задачи:

  • Предметные:
    • создать условия для освоения понятия жанра были;
    • создать условия для определения (нахождения) жанровых признаков в тексте на основе исследования текста.
  • Личностные:
    • создать условия для формирования чувства родины и воспитания любви к родной природе как её части.
  • Метапредметные:
    • создать возможность делать выводы из сформированных посылок;
    • создать возможность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • учиться слушать другого.

ХОД УРОКА

1. Организацинный момент

2. Постановка проблемного вопроса (учащимися)

Учитель. Начать урок я предлагаю с комментария темы урока. Вчитайтесь в тему. Значение всех ли слов вам понятно в тематической записи? (Идёт лексическая работа со словами «жанровое» и «своеобразие»). Что это за «свой образ», связанный с литературным понятием « жанр», заключает в себе произведение М. Пришвина? Ответ на этот вопрос нам даёт сам автор. У произведения есть подзаголовок. Прочитайте его. А что же тогда нам предстоит доказать на уроке? (Учащиеся формулируют задачу урока). (Приложение 1. Слайд 1).

3. Работа над определением жанра «Кладовой солнца»

Учитель. Прежде, чем ответить на вопросы, что же сказочного заметили вы в данном произведении, а что говорит о том, что это же произведение можно отнести к были, давайте вспомним, какие признаки свойственны фольклорному произведению, а какие – авторскому? (Слайд 2) на доске записаны некоторые из них, но записаны они вперемешку. (Учащиеся работают по вариантам).

1-й вариант: выпишите признаки, которые свойственны фольклорному произведению; 2-й вариант: авторскому.

– Что же у вас получилось? Давайте проверим, но сначала обменяйтесь листочками. (Слайд 3).

Идёт взаимопроверка, затем листы с ответами учащихся собирает учитель для оценивания.

Исследование текста (групповая работа учащихся).

1 группа (исследовательская работа по тексту): найдите в произведении «Кладовая солнца» элементы сказочного жанра. Зачитайе или перескажите.
2 группа (языковой анализ текста): из представленного вам отрывка «Кладовой солнца» (Слайд 4 или приготовить распечатки отрывка) выпишите все сравнения, метафоры (у доски работает два ученика из этой же группы).
Дополнительная работа: подчеркните олицетворения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ответьте на вопрос: с какой целью Пришвин использует данные средства выразительности речи?( Для проверки используется Слайд№5).
3 группа (Слайд 6): на доске записаны примерные заглавия глав произведения «Кладовая солнца», а рядом – элементы сюжета любого литературного произведения. Ваша задача – восстановите элементы в правильной последовательности и справа от названия главы поставьте соответствующую букву (например, глава 6 – Э). Для проверки используется Слайд 7 и устное доказательство учащихся правильности выполнения задания.   

4. Выводы по исследованию текста

– Проведённой работой что мы с вами доказали? (Произведение по жанру – сказка-быль).
– Зачем М.Пришвин соединяет эти два жанра? (Приближает читателя к раскрытию идеи произведения).

5. Рефлексия учебной деятельности

– Когда вы приступали к исследовательской работе, что вам было известно?
После ответов учащихся можно представить для проверки Слайд 8.
– А что узнали на уроке в процессе работы? (В одном произведении могут быть соединены два жанра. Данный приём автор использует для раскрытия идейного содержания произведения).
– Вернёмся к теме урока. А теперь вам значение всех слов понятно? (Да).
– Мне бы хотелось узнать, с каким настроением каждый из вас уходит с урока. У вас на столах лежат полоски разного цвета, поднимите ту полоску, которая соответствует одному из критериев. (Слайд 9)
– Все ли секреты литературы мы узнали на уроке? (Нет)
– Что это означает?

6. Домашнее задание

– Дайте письменно развёрнутый ответ на вопрос «Чему нас учит сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»?

Примечание: видеоматериалы по проведениюурока спрашивайте у автора статьи.