Цели:
- Формирование эстетического восприятия мира;
- Развитие речи и наблюдательности учащихся;
- Воспитание художественного вкуса через восприятие поэтического и изобразительного искусства.
Основание: развитие ума, чувств, воли.
Основная идея урока: построение собственной мысли.
Форма организации урока: учебный диалог.
Средство: в качестве оборудования использованы технические средства обучения.
Структура урока |
Содержание урока |
Способ взаимодействия |
Вопросы |
Методы и приемы |
I выход на проблему | Организация проблемной ситуации | Диалог с учителем | Как называется глава, над которой мы
сейчас работаем? Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? |
Вопросы открытого характера. |
II постановка проблемы. | Обмен пониманием поставленной проблемы, сравнение своего понимания с культурным аналогом, открытие нового понятия. | Диалог с учителем | Кто был такой Джерри? Что он там делал? Можно ли назвать Джерри тонким наблюдателем мира? Почему? Сегодня мы тоже будем учиться быть наблюдателями. Кто такой тонкий наблюдатель? (любознательность: потребность в познании мира; пытливость: умение концентрировать свое внимание на том предмете, который изучаем; умение подмечать существенное, малозаметные свойства предметов, явлений). |
Сравнение, контрольный вопрос. |
III поиск решения проблемы. | 1. Самостоятельный поиск. 2. обсуждение итогов поиска. 3. Выбор общего понимания проблемы. |
Коллективный диалог. | Только ли писатели являются
наблюдателями? Мы отправимся в мир поэзии. А кого в этом мире можно назвать наблюдателем? Почему? Поэт подметил красоту природы, выразил с помощью поэзии – он тонкий наблюдатель. Чтение учителем текста. Какие чувства вам навевает это стихотворение? О каком времени года идет речь? Прочитайте те строчки, где признаки весны можно скорей увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать) или воспринять носом (обонять). Развитие речи: “бушует полая вода”, “дымятся черные бугры”, “густые белые пары напоены теплом и светом”, “а в полдень лужи под окном так развиваются и блещут, что ярким солнечным теплом по залу “зайчики” трепещут”, “меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет”, “кругом вода журчит, сверкает”. А вот сейчас нас будут волновать только запахи весны. Развитие речи: “и слышишь свежий запах сада и теплый запах талых крыш”. Теперь выбираем только те строчки, в которых в весну можно услышать. Развитие речи: “бушует полая вода”, “шумит и глухо и протяжно”, “грачей пролетные стада кричать и весело, и важно”. Кругом вода журчит, сверкает”, “крик петухов звучит порой”. |
Установление взаимосвязей. Доказательства. |
IV решение проблемы. | Сравнение своего понимания с другим
“Я”. Открытие нового своего понимания. Сравнение своего понимания с культурным аналогом. |
Коллективный диалог. | А кого мы можем назвать тонким
наблюдателем в мире звуков? Значит, композиторы тоже наблюдают за красотой природы? При помощи чего они выражают чувства, отношения к ней? А какие у вас вызывают чувства эта композиция? Какие картины вы себе представляете, слушая ее? А кто еще тонкий наблюдатель кроме писателей, поэтов, композиторов? |
Доказательства, выделение главного. |
V рефлексия. | Оценку своего понимания решения проблемы. | Индивидуальные ответы учащихся. | А вы были сегодня тонкими
наблюдателями? Почему вы так решили? Какие признаки наблюдателя вы в себе открыли? В какой роли вам больше всего понравилось: наблюдателя-поэта, наблюдателя-композитора, наблюдателя-художника? Можно ли сказать, что тема урока: “Мир просит тебя: открой меня заново” вы узнали, что-то новое? Что вы не знали? Что узнали? Обобщая, говорим, что поэт, композитор, художник - это человек, который обостренно воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться. |
Вопрос открытого характера. |