Открытый урок по литературе в 9-м классе на тему "Сатиры смелый властелин…"

Разделы: Литература


Оборудование:

  • портрет Д.И. Фонвизина;
  • аншлаги: “Сатиры смелый властелин…”, “Денис Иванович Фонвизин”, “Судьба Фонвизина”, “Литературная деятельность Фонвизина”, “Образы”, “Идейное содержание”, “Мастерство Фонвизина – писателя”;
  • карточки разной формы и цвета.
  • Приожение

Ход урока

I. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли “Сатиры смелым властелином”. Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором – три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков – на обороте номер (кружочки одного цвета).

Примечание:

  1. Команды равносильные.

  2. За дополнительные ответы можно начислять баллы.

  3. 5,10 и 20 – это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.

II. Литературная игра

I тур. “Сатиры смелый властелин…”

Категория 1. “Судьба Фонвизина”.

1. Как определил Фонвизин девиз своей жизни? (5 баллов)

(“Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.”)

2. Как называется стихотворение, которое Пушкин посвятил Фонвизину? Прочтите строки из этого стихотворения. (10 баллов)

“Тень Фонвизина”.

То был писатель знаменитый,
Известный русский весельчак,
Насмешник, лаврами повитый,
Денис – невежде бич и страх!

3. В чём проявилось большое гражданское мужество писателя? (20 баллов)

(Фонвизин жил и творил в 18 веке, в эпоху утверждения самодержавия, полного закрепощения крестьянства, которое полностью завершилось при Екатерине II. Екатерина II, хотя и выступала за просвещение, поступки её были противоречивы. Пушкин в короткой заметке показал истинную сущность царского либерализма. Он пишет: “Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шишковского в темницу, где находился до самой её смерти. Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами. Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность”.

Уроки, которые преподал Фонвизин Екатерине II в “Недоросле” и “Придворной грамматике”, где он обличает порочность отношений при дворе, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя. Судьба Фонвизина была незавидной. Явная враждебность Екатерины II к Фонвизину не только затрудняют его служебную деятельность, но и заставляют отказываться от многих литературных замыслов, от издания журнала. Ему запрещают печататься.

Тяжелое заболевание и преждевременная смерть оборвали его работу над автобиографическим сочинением “Чистосердечное признание в делах и помышлениях” и комедией “Выбор гувернёра”.)

Категория 2. “Литературная деятельность Фонвизина”.

1. Из какого произведения Фонвизина эти рассуждения: “Число – это счёт, за сколько подлостей сколько милостей достать можно”, “Падеж – это наклонение сильных к наглости, а бессильных – к подлости”? (5 баллов)

(“Придворная грамматика”).

2. Назовите первое крупное произведение Фонвизина. Что в нём высмеивается? (10 баллов)

(Комедия “Бригадир” высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому. Комедия осуждает рабское подражание моде, которая властвует, когда нет культуры).

3. О чём спорил с императрицей Фонвизин на страницах журнала “Собеседник любителей российского слова”? (20 баллов)

(Он предлагал ей от имени вымышленного Некопейкова язвительный вопрос: “Отчего в век законодательный у нас никто в сей части не помышляет отличиться?” или “ Отчего в прежние времена шуты и балагуры чинов не имели, а теперь имеют, и большие?”, “Отчего у нас не стыдно не делать ничего?” и др. Екатерина II знала, кому отвечает, когда раздраженно писала: “Сей вопрос родился от свободоязычия…”)

Литературная пауза.

Монолог Стародума (читает подготовленный ученик).

II тур. Комедия “Недоросль”.

Категория 1. Образы.

1. Кто является центральным персонажем комедии? Докажите (20 баллов)

(Простакова ведёт действие, она в центре всех событий, из-за неё возникают постоянные стычки, столкновения. Если попробовать мысленно удалить её из “Недоросля” - и всё произведение разрушится.

И если как человек она у нас симпатий не вызывает, а, скорей, наоборот, то как художественное достижение Фонвизина – это первый шаг к созданию реалистического образа. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством; госпожа Простакова не только злая, жестокая (в обращении с крепостными), невежественная, она к тому же хитрая, лицемерная, расчетливая, предприимчивая (в сценах сватовства Софьи). В сцене, когда Митрофан грубо отталкивает мать, она падает в обморок, и это у нас вызывает даже сочувствие.

Фонвизину удалось нарисовать яркий правдивый образ, жизненный характер.)

2. Смешон или страшен Митрофанушка? (10 баллов)

(Автор часто ставит героя в комическое положение (обжорство Митрофана, драка с дядей, сцена экзамена), смешны его слова “не хочу учиться, хочу жениться”. Но сущность Митрофанушки совсем не смешна: он грубый, невежественный, лицемерный приспособленец. Не вызывает смеха его отношение к Еремеевне, к учителям, наплевательское отношение к матери. Он мгновенно готов к расправе над людьми. (Его реплика “За людей приниматься!” значит – чинить расправу над людьми). Страшно то, что растёт деспот, жестокий крепостник, похожий на своих родственников: на своего дядю Скотинина – увлечением свиньями, на свою бесчеловечную мать – грубостью, жестокостью и невежеством. Не случайно у него имя Митрофан, что в переводе с греческого означает “подобный матери”. Фонвизин показывает, что его таким сформировала среда, в которой он живёт).

3. Почему одного из главных положительных персонажей зовут Стародум? (5 баллов)

( Устами Стародума Фонвизин высказывает свою точку зрения на вещи и мнение просвещенцев. А Стародум получил своё название от слов “по – старому думать”. Фонвизин преклоняется перед временем Петра I : “Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, что всякий считал себя за многих”.)

Категория 2. “Идейное содержание”.

1. Привести пример растлевающего воздействия на крестьян крепостного права. (5 баллов)

(Образ Еремеевны. Она потеряла человеческое достоинство и настолько рабски предана своим господам, что забывает об опасности, грозящей ей, защищая Митрофана от Скотинина.)

2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)

(“Вот злонравия достойные плоды,” - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по – своему все – таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни “злонравия” в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)

3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)

(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников – Правдиными, карьеристов военных – Милонами, скверных помещиков – хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)

Категория 3. “Мастерство Фонвизина – писателя”.

1. В чём заключается приём самохарактеристики героев? (5 баллов)

(Действующие лица сами обличают себя, говоря о своём поведении как о чём - то естественном и нормальном. Так Простакова говорит о себе: “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже отобрать не можем. Такая беда!” И мы представляем уже, как живётся другим крестьянам в деревнях, принадлежащих Простаковым и Скотининым.)

2. В чём проявилось мастерство автора в развитии русского литературного языка в комедии “Недоросль”? приведите примеры, как язык служит средством индивидуализации действующих лиц. (10 баллов)

(Фонвизин ввёл в свои художественные произведения просторечные бытовые слова, элементы фольклора (“где гнев, тут и милость”, “красная девица”), профессионализмы, диалектные слова, но в ограниченном количестве. Автор блестяще воспроизвёл живую разговорную речь своего времени. Ему удалось передать различные типы этой речи. Неграмотные помещики говорят у него совсем не так, как образованные герои. Речь Простаковой изобилует грубыми словами, когда она разговаривает со слугами, но в зависимости от адресата и ситуации может меняться. В ней много простонародных форм и выражений (“авось – либо”, “робёнок” и др.) В языке Кутейкина много церковных слов, но они потеряли своё “высокое” значение. Своеобразна речь Вральмана (он коверкает русский язык, потому что он безграмотный немец). Фонвизин даже воспроизводит акцент, с которым он произносит русские слова. Положительные герои говорят более литературным языком. Но и здесь сохраняются разговорные формы и интонации, фразы часто перебиваются, как это бывает в разговорной речи.)

3. Почему комедию “Недоросль” называют первой русской реалистической комедией? (20 баллов)

(Комедия во многом строилась по правилам классицизма:

  • в комедии 5 действий;

  • композиция пьесы подчиняется правилу трёх единств (события происходят в течение одних суток и в одном месте – в усадьбе помещицы Простаковой);

  • отрицательным персонажам противопоставляются положительные герои;

  • в комедии есть элемент традиционной любовной интриги;

  • в финале пьесы зло наказывается, а добродетель торжествует.

Но Фонвизин выходит за рамки классицизма. Он отбирает для своей комедии такие явления жизни, которые с наибольшей полнотой и правдивостью характеризуют отношения людей той эпохи. Он стремится показать типические характеры в типических обстоятельствах. Не случайно имя Митрофанушка стало нарицательным.

Особенно ярким, жизненным получился образ Простаковой. Таких, как она, тогда было много. Фонвизин показывает ряд столкновений, в которых проявляют себя герои (конфликты между помещиками и крепостными, передовыми дворянами и крепостниками, невежественной матерью и неправильно воспитанным ею сыном). Герои действуют в разных ситуациях, и в целом вырисовывается картина жизни той эпохи. Белинский называет комедию “живой летописью” эпохи, “живой историей” своего народа. Автор раскрывает и социальные корни этих явлений (он видит их в злонравии - крепостном праве). Его заслуга в том, что он сумел показать влияние на личность среды и увидел разъедающее душу влияние власти денег.)

Литературная пауза.

Сценка.

III тур. “Торги” (между двумя капитанами: третья команда, набравшая меньшее количество очков, выбывает).

Первым начинает торги капитан команды, набравшей большее количество баллов. Учитель задаёт вопрос. Капитан говорит: “Я угадаю это слово с трёх букв…” Второй капитан либо соглашается, либо продолжает торги: “А я угадаю это слово с двух букв…”. Самая высокая цена: одна буква. Учитель открывает нужное количество букв – капитан отвечает. Если ответ верный, то он начинает следующие торги. Если нет – ход переходит к другому капитану.

  1. Какое отчество было у Цифиркина? (Пафнутьич)
  2. Кто автор книги, которую читала Софья? (Фенелон)
  3. Как звали скотницу в имении Простаковой? (Хавронья)
  4. Какая фамилия была у матери Простаковой? (Приплодиных)
  5. Как звали дядю Милона? (Честан)

Побеждает капитан, ответивший на большее количество вопросов.

Литературная пауза.

Зачитать отрывки из сочинений учащихся на тему: “Письмо Митрофанушке”.

Суперигра. “Угадай персонаж”

(если победивший капитан хочет выиграть приз, например, книгу, то он соглашается на суперигру: нужно ответить на все десять вопросов.)

  1. Кому принадлежат слова: “При твоих глазах мои ничего не видят”? (Простакову)

  2. Кто говорит: “Я всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”? (Скотинин)

  3. “Век живи, век учись, друг мой сердешный”? (Простакова)

  4. “Тиранствовать никто не волен”? (Правдин)

  5. “ Не хочу учиться, а хочу жениться”? (Митрофан)

  6. “Начинаются чины, перестаёт искренность”? (Стародум)

  7. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Вральману)

  8. Кому платили “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”? (Еремеевне)

  9. Кому из персонажей на его заявлении написали: “От всякого ученья уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами”? (Кутейкну)

  10. Кто задаёт вопрос: “Кто же остережёт человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?”?

III. Подведение итогов урока.

P.S. Если есть возможность компьютерной поддержки урока, то оборудование можно вывести на экран.