Цели урока:
- Знакомство с понятием “поэтический мир” на примере стихотворений И. Бунина.
- Развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного чтения.
- Воспитание чувства прекрасного; бережного отношения к окружающему нас миру.
Конечный результат урока – составление опорного конспекта по теме (оформляется запись на доске по ходу урока).
Предварительное домашнее задание к уроку:
- Выразительное чтение стихов поэта отдельными учащимися.
- Сочинение акростиха по начальным буквам имени и фамилии поэта.
- Изображение настроения после чтения стихов поэта через рисунок.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
1.Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с темой ”Лирика”.
– А что такое лирика? (род литературы)
– Чьи стихи у нас уже звучали на уроках? (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого)
– Мы часто говорим лирическое стихотворение, а что это такое?
– Нравится ли вам читать стихи? Почему? Когда, в какие минуты вы к ним обращаетесь?
Мы с вами отвечали на вопрос: для чего? Зачем поэты пишут стихи?
– А самим сочинять трудно?
2. Чтение учащимися акростиха (по начальной букве имени поэта и его фамилии) – смотрите приложение № 1.
Вопросы к учащимся:
– Что представляет акростих по способу оформления?
– Какие рифмы вы использовали?
3. Переход к новой теме.
Сегодня мы начнем знакомиться с поэтическим миром русского поэта и писателя И. А. Бунина. Мир этого поэта очень сложен и противоречив и не похож ни на одного из писателей.
– Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
4. Чтение отрывка из романа И. Бунина ”Жизнь Арсеньева” (стр. 72 – 73 учебник под редакцией А.Г.Кутузова).
– Каким вы представляете себе героя отрывка?
- Наблюдательный;
- Мечтательный;
- тонко чувствующий окружающий мир.
– Каким он видит этот окружающий мир?
- волшебным;
- неповторимым;
- постоянно изменяющимся.
– Зачем авторы учебника предлагают перед чтением стихотворений познакомиться с отрывками из романа?
(”Я” лирического героя совпадает с мыслями и чувствами автора – поэта)
Стр. 73 – чтение учителем стихотворения ”Летняя ночь”
– Найдите строчки, которые вы считаете в этом стихотворении главными, они выражают его основную мысль (последние 3 строчки)
– Почему? (У каждого есть своя мечта, к которой можно стремиться всю жизнь)
5. Чтение стихов подготовленными детьми:
”Детство”
– Кто главный лирический герой этого стихотворения?
”Помню – долгий зимний вечер”
– Какова тема этого стихотворения? О чем оно? (лирический герой радуется жизни, не устает восхищаться ею)
”Первый утренник, серебряный мороз”
– Какими красками можно передать эту живописную картинку?
”На окне, серебряном от инея…”
– Чему удивляется лирический герой?
”Пахарь”
– Можно ли нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению? Чем занят лирический герой?
– Кто лирический герой всех прочитанных стихов?
Анализируя стихотворения, мы каждый раз отвечали на вопрос: “Каким настроением оно проникнуто?” или “Какое настроение испытывали вы при чтении?”
– Смогли ли вы передать свое настроение через рисунок?
6. Защита учащимися рисунков (смотрите приложение № 2).
7. Вывод по уроку (обсуждение плана – конспекта)
План конспекта:
- Лирический герой – ребенок.
- Автопортрет поэта (его внутренний мир):
- доброта;
- любовь к природе;
- чувство красоты;
- отзывчивость.
- Особенности поэтического творчества :
- простота;
- зримость.
- Поэтический мир поэта – это целый мир, все, что его окружает.
– Что вы узнали об авторе, его внутреннем мире из прослушанных стихотворений? Какой он?
– Можно ли его стихи проиллюстрировать? Они понятны вам? Доступны?
– Так из чего складывается лирический мир поэта? (все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. У каждого поэта свой неповторимый мир и характер).
8. – Что показалось вам на уроке интересным?
– Какое бы задание хотели выполнить еще раз?
– Что хотели бы сделать по – другому?
Домашнее задание:
- приготовить анализ понравившегося стихотворения;
- нарисовать иллюстрацию (по желанию к любому стихотворению);
- сочинить собственное стихотворение на свободную тему (по желанию).
Список литературы:
- В мире литературы. 6 кл.: Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт. – сост. А. Г. Кутузов, В. В. Леденева и другие.– 7 –е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2003.– 480 с.: ил.
- Литература. 5-9 кл: Тематическое планирование (по программе А. Г. Кутузова)/ Сост. Л. М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2003.– 126с.
- Литература. 6 кл: Поурочные планы (по программе А. Г. Кутузова)/ Сост. Л. М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2004.-128 с.
- Уроки по учебникам А. Г. Кутузова. 5-9 кл.: метод. пособие/ сост. Е. В. Ермакова.– М.: Дрофа, 2005.– 156с.– (Современный урок).
- Ельцова О. В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А. Г. Кутузова: 6 кл, – М.: ВАКО,2006.-208с.
Приложение № 1
И снова свежие ветра
Бушуют на просторах моря.
Уносят вдаль жемчужин облака,
Но меркнут краски без тебя.
Играет солнце в небе голубом,
Надеюсь я увидеться с тобой.
(Шмавонян Алиса)
И реже солнышко сиять все стало.
Бывают дни, когда мороз.
Уходит лето запоздало
Не радостно, а полно оно слез.
И непонятно почему
Нас любит лето. Ну и ну.
(Макарова Алена)
Приложение № 2