Открытый урок по литературе в 6-м классе по теме: "Поэтический мир И.Бунина"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Знакомство с понятием “поэтический мир” на примере стихотворений И. Бунина.
  2. Развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного чтения.
  3. Воспитание чувства прекрасного; бережного отношения к окружающему нас миру.

Конечный результат урока – составление опорного конспекта по теме (оформляется запись на доске по ходу урока).

Предварительное домашнее задание к уроку:

  1. Выразительное чтение стихов поэта отдельными учащимися.
  2. Сочинение акростиха по начальным буквам имени и фамилии поэта.
  3. Изображение настроения после чтения стихов поэта через рисунок.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

1.Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с темой ”Лирика”.

– А что такое лирика? (род литературы)

– Чьи стихи у нас уже звучали на уроках? (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого)

– Мы часто говорим лирическое стихотворение, а что это такое?

– Нравится ли вам читать стихи? Почему? Когда, в какие минуты вы к ним обращаетесь?

Мы с вами отвечали на вопрос: для чего? Зачем поэты пишут стихи?

– А самим сочинять трудно?

2. Чтение учащимися акростиха (по начальной букве имени поэта и его фамилии) – смотрите приложение № 1.

Вопросы к учащимся:

– Что представляет акростих по способу оформления?

– Какие рифмы вы использовали?

3. Переход к новой теме.

Сегодня мы начнем знакомиться с поэтическим миром русского поэта и писателя И. А. Бунина. Мир этого поэта очень сложен и противоречив и не похож ни на одного из писателей.

– Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

4. Чтение отрывка из романа И. Бунина ”Жизнь Арсеньева” (стр. 72 – 73 учебник под редакцией А.Г.Кутузова).

– Каким вы представляете себе героя отрывка?

  • Наблюдательный;
  • Мечтательный;
  • тонко чувствующий окружающий мир.

– Каким он видит этот окружающий мир?

  • волшебным;
  • неповторимым;
  • постоянно изменяющимся.

– Зачем авторы учебника предлагают перед чтением стихотворений познакомиться с отрывками из романа?

(”Я” лирического героя совпадает с мыслями и чувствами автора – поэта)

Стр. 73 – чтение учителем стихотворения ”Летняя ночь”

– Найдите строчки, которые вы считаете в этом стихотворении главными, они выражают его основную мысль (последние 3 строчки)

– Почему? (У каждого есть своя мечта, к которой можно стремиться всю жизнь)

5. Чтение стихов подготовленными детьми:

”Детство”

– Кто главный лирический герой этого стихотворения?

”Помню – долгий зимний вечер”

– Какова тема этого стихотворения? О чем оно? (лирический герой радуется жизни, не устает восхищаться ею)

”Первый утренник, серебряный мороз”

– Какими красками можно передать эту живописную картинку?

На окне, серебряном от инея…”

– Чему удивляется лирический герой?

”Пахарь”

– Можно ли нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению? Чем занят лирический герой?

– Кто лирический герой всех прочитанных стихов?

Анализируя стихотворения, мы каждый раз отвечали на вопрос: “Каким настроением оно проникнуто?” или “Какое настроение испытывали вы при чтении?”

– Смогли ли вы передать свое настроение через рисунок?

6. Защита учащимися рисунков (смотрите приложение № 2).

7. Вывод по уроку (обсуждение плана – конспекта)

План конспекта:

    1. Лирический герой – ребенок.
    2. Автопортрет поэта (его внутренний мир):
      • доброта;
      • любовь к природе;
      • чувство красоты;
      • отзывчивость.
    3. Особенности поэтического творчества:
      • простота;
      • зримость.
    4. Поэтический мир поэта – это целый мир, все, что его окружает.

– Что вы узнали об авторе, его внутреннем мире из прослушанных стихотворений? Какой он?

– Можно ли его стихи проиллюстрировать? Они понятны вам? Доступны?

– Так из чего складывается лирический мир поэта? (все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира. У каждого поэта свой неповторимый мир и характер).

8. – Что показалось вам на уроке интересным?

– Какое бы задание хотели выполнить еще раз?

– Что хотели бы сделать по – другому?

Домашнее задание:

  • приготовить анализ понравившегося стихотворения;
  • нарисовать иллюстрацию (по желанию к любому стихотворению);
  • сочинить собственное стихотворение на свободную тему (по желанию).

Список литературы:

  1. В мире литературы. 6 кл.: Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт. – сост. А. Г. Кутузов, В. В. Леденева и другие.– 7 –е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2003.– 480 с.: ил.
  2. Литература. 5-9 кл: Тематическое планирование (по программе А. Г. Кутузова)/ Сост. Л. М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2003.– 126с.
  3. Литература. 6 кл: Поурочные планы (по программе А. Г. Кутузова)/ Сост. Л. М. Серегина – Волгоград: Учитель, 2004.-128 с.
  4. Уроки по учебникам А. Г. Кутузова. 5-9 кл.: метод. пособие/ сост. Е. В. Ермакова.– М.: Дрофа, 2005.– 156с.– (Современный урок).
  5. Ельцова О. В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А. Г. Кутузова: 6 кл, – М.: ВАКО,2006.-208с.

Приложение № 1

И снова свежие ветра
Бушуют на просторах моря.
Уносят вдаль жемчужин облака,
Но меркнут краски без тебя.
Играет солнце в небе голубом,
Надеюсь я увидеться с тобой.

(Шмавонян Алиса)

И реже солнышко сиять все стало.
Бывают дни, когда мороз.
Уходит лето запоздало
Не радостно, а полно оно слез.
И непонятно почему
Нас любит лето. Ну и ну.

(Макарова Алена)

Приложение № 2