Оборудование:
- портрет Д.И. Фонвизина;
- аншлаги: “Сатиры смелый властелин…”, “Денис Иванович Фонвизин”, “Судьба Фонвизина”, “Литературная деятельность Фонвизина”, “Образы”, “Идейное содержание”, “Мастерство Фонвизина – писателя”;
- карточки разной формы и цвета.
Ход урока
I. Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли “Сатиры смелым властелином”. Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором – три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков – на обороте номер (кружочки одного цвета).
Примечание:
Команды равносильные.
За дополнительные ответы можно начислять баллы.
5,10 и 20 – это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.
II. Литературная игра
I тур. “Сатиры смелый властелин…”
Категория 1. “Судьба Фонвизина”.
1. Фамилия няни и её мужа. (5 баллов)
(“Шумиловы.”)
2. Что сказал Фонвизин о Ломоносове после их встречи? (10 баллов)
“То был бессмертный Ломоносов!”.
3. Что послужило началом увлечению Фонвизина драматургией? (20 баллов)
Впечатление от Петербургского театра.
Категория 2. “Литературная деятельность Фонвизина”.
Из какого произведения Фонвизина, что щенок не обязан респектовать того пса, кто был его отцом. (5 баллов)
(“Бригадир”).
2. Как полностью называется послание к Шумилову? (10 баллов)
“Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”
3. Как А.С.Пушкин назвал Фонвизина? (20 баллов)
…смелый властилин сатиры
Чтение 1-5 явлений первого действия “Недоросля” в лицах.
II тур. Комедия “Недоросль”
Категория 1. Образы.
1. Основные черты Простаковой как помещицы и матери. (20 баллов)
Простакова как помещица. Бранит Тришку, обещает его наказать. Хочет поучиться у брата, как лучше обирать крестьян, так как всё, что у них было, она уже отобрала. Целыми днями дерётся и бранится со слугами. Бранит Еремеевну за плохую заботу о Митрофане.
Считает, что крепостные не имеют пава хворать (“Лежит, как будто благородная!”)
Хочет всех слуг прибить до смерти за неудачу с похищением Софьи.
Еремеевна в ужасе от того, что Простакова очнётся и примется опять за старое.
Простакова как мать заботится о сыне: шьёт ему новый кафтан “к дядиному сговору”, велит Еремеевне его лучше покормить, считает его своим утешением, единственной отрадой и заботой, предлагает ему порезвиться. Узнав, что Софья – богатая наследница, хочет его женить на Софье. Считает, что выводит его в люди, обучая наукам при помощи Кутейкина, Цифиркина, Вральмана
2. Характеристика Митрофана. (10 баллов)
По-гречески - являющий мать, т.е. подобный матери, порождённый ею. Злобен, дик, жаден, ограничен. Если в первых сценах перед нами просто “недоросль”, который, кроме голубей и подовых пирогов, не видит никаких иных удовольствий, то дальше этот образ раскрывается Фонвизиным со всей остротой и сатирической силой. Слова Митрофана “Не хочу учиться, а хочу жениться” воспринимаются нами как основа всей его жизненной философии, философии дикого самодура. Сцена драки выявляет его тупость; угрозы Еремеевне и учителям показывают его крепостническое, эксплуататорское нутро, а сцены ученья и экзамена обличают его полное невежество и тупость. Наконец, последняя сцена, в которой показана Фонвизиным чёрная неблагодарность Митрофана по отношению к матери, завершает его характеристику как человека, жестокостью и аморальностью перещеголявшего “злонравную” мать. Митрофан не только злой болван, он унаследовал от матери и её примитивную хитрость, и умение притворяться и лгать (сцена рассказа о сне, в котором Простакова бьёт мужа, сцена встречи Стародума), и её манеру разговаривать.
3. Чьи мысли выражает Стародум? (5 баллов)
Герой выражает мысли самого автора
Категория 2. “Идейное содержание”.
1. Яркий представитель простого народа. (5 баллов)
В речи Еремеевны видна холопская забитость и униженность; напевные её интонации построены на ласкательных народных словечках (булочки, кувшинец, голубушка, выкушать и др.), сочетающихся с вульгаризмами (вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка, что придаёт характерность её фигуре.
2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)
(“Вот злонравия достойные плоды,” - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по – своему все – таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни “злонравия” в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)
3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)
(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам, она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников – Правдиными, карьеристов военных – Милонами, скверных помещиков – хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)
Категория 3. “Мастерство Фонвизина – писателя”.
1. В чём можно видеть особенности композиции в комедии?? (5 баллов)
Три единства, деление героев на положительных и отрицательных, фамилии действующих лиц, схематизм отдельных образов -самого Простакова, Милона, Софьи.
2. Какие композиционные приёмы вносят искусственность в развитие действия? (10 баллов)
Вмешательство внешних, механических факторов: письмо, случайные встречи, проект опеки.
3. Слог Фонвизина (20 баллов)
В основном это разговорный язык, полный идеоматических выражений (лих не чаю; грамоте не умеют), просторечия (ввечеру, рохля, харя, зацепы, востры, лаяться, буркалы и пр.), своеобразие форм (така дрянь, здешни господа, смотри-ка, нужно-таки), поговорок, пословиц (концы в воду; суженого конём не объедешь), инверсий(ба, так я вижу, что сегодня сговору-то вряд и быть ли), разговорных интонаций (не трудись попустому, мой друг).Язык этот обычно организован в форме живых диалогов, и основной функцией его является психологическая характеристика. Положительные герои наделены книжным языком, которым в конце 18 века говорило высшее дворянское общество. Реплики действующих лиц, ровно и их диалоги, сценичны, они предполагают выразительную мимику, движения, напоминая своей весёлостью, комизмом (драка учителей) русские народные интермедии (Петрушку).
Сценка (явление3-4 второго действия)
III тур. “Торги” (между двумя капитанами: третья команда, набравшая меньшее количество очков, выбывает)
Первым начинает торги капитан команды, набравшей большее количество баллов. Учитель задаёт вопрос. Капитан говорит: “Я угадаю это слово с трёх букв…” Второй капитан либо соглашается, либо продолжает торги: “А я угадаю это слово с двух букв…”. Самая высокая цена: одна буква. Учитель открывает нужное количество букв – капитан отвечает. Если ответ верный, то он начинает следующие торги. Если нет – ход переходит к другому капитану.
Какое отчество было у Цифиркина? (Пафнутьич)
Кто автор книги, которую читала Софья? (Фенелон)
Как звали скотницу в имении Простаковой? (Хавронья)
Какая фамилия была у матери Простаковой? (Приплодиных)
Как звали дядю Милона? (Честан)
Побеждает капитан, ответивший на большее количество вопросов.
Чтение в лицах явления 7-9 третьего действия
Суперигра. “Угадай персонаж”
(Если победивший капитан хочет выиграть приз, например, книгу, то он соглашается на суперигру: нужно ответить на все десять вопросов.)
Кому принадлежат слова: “При твоих глазах мои ничего не видят”? (Простакову)
Кто говорит: “Я всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”? (Скотинин)
“Век живи, век учись, друг мой сердешный”? (Простакова)
“Тиранствовать никто не волен”? (Правдин)
“Не хочу учиться, а хочу жениться”? (Митрофан)
“Начинаются чины, перестаёт искренность”? (Стародум)
Кому казалось, что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Вральману)
Кому платили “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”? (Еремеевне)
Кому из персонажей на его заявлении написали: “От всякого ученья уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами”? (Кутейкну)
Кто задаёт вопрос: “Кто же остережёт человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?”?
III. Подведение итогов урока.