Открытый урок по литературе в 11-м классе "Каждой твари свой рай предопределен". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха"

Разделы: Литература


Цель: показать страшную трагедию – гибель природы по вине человека.

Задача:

  1. привлечь внимание учащихся к мастерству писателя в олицетворении животного мира (очеловечивании);
  2. пробудить чувство ответственности за всё живое.

Предварительное домашнее задание.

  1. Прочитать роман “Плаха”;
  2. Отметить в романе тропы, при помощи которых Айтматов очеловечивает волчью пару;
  3. Подумать над вопросом: с какой целью Айтматов вводит в роман историю волчьей пары;
  4. Индивидуальные задания: анализы эпизодов о гибели выводков волков.

Эпиграф:

Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести
Непогрешимый культ природы
В. Фёдоров

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ч. Айтматов – один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

“Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру.

II. Беседа по прочитанному.

- Расскажите, используя цитаты из текста, о супружеской паре волков.

- Предыстория пары волков.

- Откуда они пришли?

- Чем отличались от местных волков?

- Какое место заняли они в Моюнкумской пустыне?

- Почему волка прозвали Ташчайнар? А волчицу - Акбара?

III. Комментарий.

Акбара – Акдалы – (ак - кирг. – ’белый’) – Белохолка.

Акджалы – сивогривые

Ташчайнар – (таш – кирг. – ’камень’) – камнедробитель.

Полуярка – молодая, ещё не ощенившаяся волчица.

IV. Аналитическая беседа, выборочное комментированное чтение (реализация домашнего задания).

а) Анализ эпизода “Погоня по саванне”. “Рождение и гибель первого выводка волков”.

б) Анализ эпизода “Трагедия в приалдашских камышах”. “Рождение и гибель второго выводка”.

в) “Боль Приссыкульской котловины”. “Последняя отчаянная попытка продолжить свой род”.

Вывод.

Скитания волков начинаются с того, что они вынуждены покинуть свои степи и уйти в горы, что само по себе уже является нарушением законов природы – волки не живут в горах. Затем трёх волчат, которых так полюбила Акбара, забивают люди в погоне за выполнением продовольственного плана. Опять противоестественно-животные должны продолжить свой род. В конце концов совершается и третье преступление, которое приводит к трагедии не только пары волков, но и самого преступника – человека.

V. Анализ романа (продолжение).

- Как зародилась месть волков? В чём она заключалась?

- Как погибает Ташчайнар?

VI. Мастерство писателя (комментированное чтение эпизодов, примеров).

Айтматов является последователем Л. Толстого, Тургенева в создании одного из компонентов мира литературного произведения – пейзажа. Значительной функцией его пейзажей является психологизм. Это достигается при помощи меткого использования писателем метафор, эпитетов, сравнений. Особенной художественной напряжённостью отличаются сравнения Айтматова, к которым он прибегает с целью выделить какой-либо важный признак:

“Вслед за коротким, лёгким, как детское дыхание, дневным потеплением…” /

“… тронулась … небольшая осыпь и тут же приостановилась, как заговорённая кровь…” / “голова – лошади впору…” / “жизнь казалась ей сном”.

В романе можно увидеть целые системы определений, передающие чувства или переживания всесторонне, позволяют читателю увидеть в животных равного человеку существо. Он очень часто использует конструкции с двойными или тройными определениями, создавая цельный характерный образ.

Проиллюстрируйте примерами.

(“крепким конским потом”, “лежал чистый снег,… вдыбленный и взвихрённый ветрами…”, “несчастный, виноватый, удручённый”, “поникший, виноватый, в выбившейся, обвисшей на худых плечах…”, “не похороненный, не оплаканный…”, “… всюду проникающее резкие ранние сумерки, несущие за собой холодную сизость…”).

Но всё же главная роль в стиле писателя принадлежит метафоре. Метафора создаёт образ произнесённого слова, образ уплотнённый, действенный. Она помогает не только оживлению, но и очеловечиванию образов животного мира.

Приведите (зачитайте) эпизоды, где, на ваш взгляд, наиболее удачно удалось автору очеловечить волков.

( эпизод ревности Акбары, чувство материнства с первым выводком, чувство матери при потере первого выводка и Бостона при потери сына, чувство Акбары к человеческому детёнышу).

(“Прислушиваясь к тому, что творилось, помимо воли в её ожившей утробе, Акбара заволновалась”

“И тут же Акбара почувствовала, как на неё горячей волной нахлынула нежность…”

“И он (Ташчайнар) сдержанно заурчал, прихрапывая и покашливая…”

“Сейчас Акбара …была благодарна своему волку за то, что он разделил её страх…”

“А Акбара представила себе вдруг зимы начало…”

“То были мечты волчицы…” и т.д.

Айтматов заострил внимание на “прозрачно – синих глазах” Акбары, будто в глазах – душа, весь мир, вся вселенная с её стремлениями, желаниями, потребностями.

Всё происходящее показано через интенсивность и остроту переживаний волчицы. Не слышит она ни криков, ни голоса разума, лишь одно у неё на сердце – ужас и неверие в происходящее… Но когда возвращаются звуки земного и осознание реальности, на смену ужасу приходит страдание. Перед горем все в моральном равенстве.

Сопоставление чувств переживаний волка и человека (индивидуальное задание)

Акбара

Бостон

“Что-то резко ударило под ноги, волчица перекувырнулась, но тут же вскочила… и в следующее мгновение увидела, как высоко взлетел в воздух подстреленный на бегу её Большеголовый, самый крупный из её первенцев, как он, обливаясь кровью, медленно перекидываясь на бок, вытягивался, стуча лапами, возможно, исторгнул крик боли, возможно, предсмертный вопль, но она ничего не слышала… В следующее мгновение Акбара уже перескочила через бездыханное тело Большеголового, и тут вновь ворвались в её сознание звуки реального мира – голоса, шум облавы, несмолкающий грохот выстрелов, пронзительные гудки автомашин, крики и вопли людей, хрип агонизирующих антилоп, гул вертолетов над головой…” “…Вскинув винтовку на плечо, Бостон будто во сне побежал к упавшей Акбаре. Ему казалось, что он бежит так медленно и долго, словно плывет в каком-то пустом пространстве…   И вот наконец, похолодев, точно на дворе стояла стужа, он подбежал к волчице. И согнулся в три погибели, закачался, корчась в немом крике. Акбара была еще жива, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш. А мир, утративший звуки, безмолвствовал. Он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий огненный мрак… Потом повернулся и, онемев от горя, пошел навстречу бегущим к нему женщинам. Ему почудилось, что жена его растет у него на глазах…  Он брел как слепой… За ним, вопя и причитая, брела Гулюмкан, её поддерживала под руку голосящая соседка. Бостон, оглушенный горем, ничего этого не слышал. Но вдруг оглушительно, точно грохот водопада, на него обрушились звуки реального мира…

- Роман Айтматова афористичен. Здесь столько кратких изречений, подтверждающих философскую мысль произведения:

“Страх безрассуден…”

“Всему судия – время”

“Солнце и степь – величины вечные”

“Трудно установить, что такое людская жизнь…”

“Лишь человеку дан иной удел: хлеб добывать в труде и мясо взращивать трудом – творить для самого себя природу”

“Но каждой твари свой рай предопределён”

“Но был над ними ещё верховный царь – царь Голод, царь утоление плоти”

VI. Лингвистический эксперимент.

А сейчас мы посмотрим, насколько вы чутки к слову писателя (запись на доске).

Восстановите текст как можно ближе к авторскому:

“…Тишина (…), исходящая от величия земли и неба…”

“…в оцепеневшей и отстранившейся ото всех на свете (…) тишине…”

Работа с текстом. Учащиеся подбирают определения, сравнивают их с текстом.

(1 – безмерная тишина, 2 – стылая).

Итог урока.

- С какой целью автор вводит в роман историю волчьей пары, приближая их к человеческому восприятию мира?

Проблема экологии и взаимоотношений человека с природой – одна из основных тем романа. Человек, по мысли писателя, - часть природы. Когда он перестаёт ощущать себя этой частью, нарушается гармония, что и ведёт к катастрофе. Олицетворением природы выступает семья волков во главе с синеглазой волчицей Акбарой. Гармония жизни в Моюнкумской саванне была нарушена “заготовителями мяса”. Именно в этой ситуации человек и зверь поменялись местами. Бессмысленное массовое уничтожение животных – это угроза земному процветанию, предвестие гибели живого мира. Автор своим произведением утверждает что уничтожение природы и есть уничтожение всего человеческого в людях.

Историей волчьей пары Айтматов как бы предупреждает человечество о том, что жестокость и неразумное отношение к природе, ко всему живому в ней рано или поздно обернётся бедой для самого человека. Сжигая степи, мы сжигаем свой дом, убивая животных, мы прежде всего убиваем самих себя и своих детей. Когда Акбара уносит сына Бостона, трагедия Моюнкумской саванны завершается. Бостон, стреляя в волчицу, нечаянно убивает своего сына. Убив сына, он убивает своё будущее. Волчица и ребёнок умирают вместе, чем доказывается единство всего живого. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти.

VII. Самостоятельная работа (10 мин.)

Творческие работы учащихся (сочинения – миниатюры):

“Крик сердца волчицы”,

“Крик отчаяния Акбары”,

“Вопль боли Акбары”,

“Крик души волчицы”.

VIII. Домашнее задание:

1) Образ Авдия К.

- Правдоподобен ли образ Авдия?

- Типичен ли он для современного человека?

- Почему он терпит поражение?

2) Расскажите об “обществе анашистов” (Гришан, Лёнька, Петруха).

- Чем они отличаются от банды Обер – Кандалова?