Цели:
1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения
2. Развивающие цели:
- развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
- развитие элементов творческой деятельности;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- развитие навыков групповой самоорганизации
- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
- повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.
3. Воспитательные цели:
- Воспитание любви к прекрасному;
- Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.
Задачи: К концу занятия учащиеся смогут:
- определить тему и идею произведения;
- находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении;
- выразить свои чувства вербально и визуально.
Инструменты:
- стихотворение “Опять незримые усилья…”” в учебнике,
- репродукция картины…
- аудиозапись симфонического цикла П.И.Чайковского “Времена года”
- план анализа лирического произведения,
- карточки для групп, листы для групп с надписями литературоведческих понятий,
- правила работы в группе,
- части ватмана,
- цветные фломастеры,
- компьютер,
- проектор,
- магниты.
Ход занятия
Вид деятельности
Работа до начала занятия: диагностика самочувствия, эмоционального состояния до начала занятия с помощью графика (ватман со “шкалой” настроения в виде градусника, цветов, изменяющейся погоды и т.д.). Группы сформированы заранее (Приложение 1)
Организационный момент
Учитель: Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.
– Ребята, вот с таким настроением вы пришли на урок (обращаюсь к ватману).
– А каково значение слова “настроение”? (Настроение – внутреннее душевное состояние)
– А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? (Ответы учащихся)
– Сейчас вы рассуждали как поэты и художники (т.к. представляли образы).
– Какие художественные приёмы вы использовали в своих ответах? (метафоры, олицетворения)
Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.
– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (на экране):
“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”
– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)
– Какова тема занятия? (Варианты: “Душа природы”, “Настроение природы”)
Постановка целей и задач занятия
– Посмотрите ещё раз на эпиграф и названия групп. Какова цель занятия? (Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере лирического произведения и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык) Надо увидеть, понять, почувствовать.
– А что для анализа произведения необходимо вспомнить?
– Работа всех трёх групп будет связана со стихотворением Афанасия Фета “Опять незримые усилья…”. Сейчас можете свободно сесть, расслабиться и погрузиться в мир музыки и поэзии. Александра Кныр прочитает его наизусть под “Дивертисмент” Моцарта..
Первичное восприятие стихотворения под музыкальное сопровождение.
– Соответствовала ли мелодия содержанию текста? (Мелодия сочетается с содержанием стихотворения. Она быстрая, задорная, как речка в стихотворении писателя.)
– Все ли слова понятны? (Косогор – склон горы, холма.)
Организация работы в группах.
– Вы сидите в группах
– За 20 секунд распределите роли. Выбираем капитана, держателя времени и ответственного за дисциплину.
– Заданием для третьей команды будет на основе впечатлений от стихотворения “Опять незримые усилья…” проведение экскурсии по весеннему пейзажу художника… и создание своего рисунка, отражающего настроение текста. Для этого они разделятся на две подгруппы.
– Вторая группа определяет средства изобразительности в стихотворении Афанасия Фета и их значение.
– А первая определит его тему и идейное содержание.
– Но для начала прочитайте стихотворение про себя.
– Начинаем работать! У вас 8 минут!
Задания для групп (карточки)
Группа 1
(Тема, идея)
- Определите тему стихотворения.
- Какова идейная направленность произведения?
- Оформите на отдельных листах ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
- Подготовьте выступающего.
Группа 2
(Средства изобразительности)
- Найдите в тексте стихотворения примеры разных средств изобразительности. Каких больше? Почему? Обратите внимание на функцию повторов. Для чего они нужны в тексте?
- Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам. Подготовьте выступающего.
Группа 3
(Любители живописи)
- Разделитесь на две подгруппы: экскурсоводы и художники.
- Экскурсоводы! Опишите световую и цветовую гамму предложенного вам полотна. Каково настроение картины? Можно ли слова эпиграфа отнести к ней? Подготовьте экскурсовода по картине.
- Художники! Попытайтесь с помощью красок и кисти нарисовать весну стихотворения А.Фета.
Выступления групп 1 и 2 , фиксирование основных моментов.
Продукт творческой работы группы 3.
– Перейдём от словесного искусства к изобразительному. Для этого члены группы 3 приглашают вас пройти к монитору.
Подготовившиеся ученики проводят экскурсию по репродукции картины…(например, рис. 1)
Далее художники демонстрируют всем свой продукт. Дети делятся впечатлениями.
Вопросы “художникам”:
– Какова тема вашего(ваших) рисунка(ов)?
– Какова идея?
Обращаюсь ко всем:
– Какой вывод мы можем сделать? (Что не только у лирического произведения, но и у рисунка, картины мы можем определить тему и идею.)
Подведение итогов урока
– Давайте ещё раз вспомним тему нашего занятия. Обратимся к эпиграфу (читает выразительно ученик)
– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?
– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?
Организация домашнего задания.
– Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы выполнить к следующему занятию? (рисунок или стихотворение о природе, можно мини - сочинение).
Ответы, фиксирование д/з
Выставление оценок
– А теперь посмотрим, изменилось ли ваше настроение после занятия. Для этого вновь пройдите к листу настроения.
Просмотр слайдов ( в оставшееся время).
– Давайте ещё раз окунёмся в прекрасный мир музыки и живописи. Для вас подобраны картины известных русских художников о весне.