Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Родная природа в стихотворении А.А. Фета "Опять незримые усилья…"

Разделы: Литература


Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели:

  • развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • развитие навыков групповой самоорганизации
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
  • повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.

3. Воспитательные цели:

  • Воспитание любви к прекрасному;
  • Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Задачи: К концу занятия учащиеся смогут:

  • определить тему и идею произведения;
  • находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении;
  • выразить свои чувства вербально и визуально.

Инструменты:

  1. стихотворение “Опять незримые усилья…”” в учебнике,
  2. репродукция картины…
  3. аудиозапись симфонического цикла П.И.Чайковского “Времена года”
  4. план анализа лирического произведения,
  5. карточки для групп, листы для групп с надписями литературоведческих понятий,
  6. правила работы в группе,
  7. части ватмана,
  8. цветные фломастеры,
  9. компьютер,
  10. проектор,
  11. магниты.

 Ход занятия

Вид деятельности

Работа до начала занятия: диагностика самочувствия, эмоционального состояния до начала занятия с помощью графика (ватман со “шкалой” настроения в виде градусника, цветов, изменяющейся погоды и т.д.). Группы сформированы заранее (Приложение 1)

Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

– Ребята, вот с таким настроением вы пришли на урок (обращаюсь к ватману).

– А каково значение слова “настроение”? (Настроение – внутреннее душевное состояние)

– А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? (Ответы учащихся)

– Сейчас вы рассуждали как поэты и художники (т.к. представляли образы).

– Какие художественные приёмы вы использовали в своих ответах? (метафоры, олицетворения)

Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (на экране):

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

– Какова тема занятия? (Варианты: “Душа природы”, “Настроение природы”)

Постановка целей и задач занятия

– Посмотрите ещё раз на эпиграф и названия групп. Какова цель занятия? (Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере лирического произведения и изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык) Надо увидеть, понять, почувствовать.

– А что для анализа произведения необходимо вспомнить?

– Работа всех трёх групп будет связана со стихотворением Афанасия Фета “Опять незримые усилья…”. Сейчас можете свободно сесть, расслабиться и погрузиться в мир музыки и поэзии. Александра Кныр прочитает его наизусть под “Дивертисмент” Моцарта..

Первичное восприятие стихотворения под музыкальное сопровождение.

– Соответствовала ли мелодия содержанию текста? (Мелодия сочетается с содержанием стихотворения. Она быстрая, задорная, как речка в стихотворении писателя.)

– Все ли слова понятны? (Косогор – склон горы, холма.)

Организация работы в группах.

– Вы сидите в группах

– За 20 секунд распределите роли. Выбираем капитана, держателя времени и ответственного за дисциплину.

– Заданием для третьей команды будет на основе впечатлений от стихотворения “Опять незримые усилья…” проведение экскурсии по весеннему пейзажу художника… и создание своего рисунка, отражающего настроение текста. Для этого они разделятся на две подгруппы.

– Вторая группа определяет средства изобразительности в стихотворении Афанасия Фета и их значение.

– А первая определит его тему и идейное содержание.

– Но для начала прочитайте стихотворение про себя.

– Начинаем работать! У вас 8 минут!

Задания для групп (карточки)

Группа 1
(Тема, идея)

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Какова идейная направленность произведения?
  3. Оформите на отдельных листах ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
  4. Подготовьте выступающего.

Группа 2
(Средства изобразительности)

  1. Найдите в тексте стихотворения примеры разных средств изобразительности. Каких больше? Почему? Обратите внимание на функцию повторов. Для чего они нужны в тексте?
  2. Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам. Подготовьте выступающего.

Группа 3
(Любители живописи)

  1. Разделитесь на две подгруппы: экскурсоводы и художники.
  2. Экскурсоводы! Опишите световую и цветовую гамму предложенного вам полотна. Каково настроение картины? Можно ли слова эпиграфа отнести к ней? Подготовьте экскурсовода по картине.
  3. Художники! Попытайтесь с помощью красок и кисти нарисовать весну стихотворения А.Фета.

Выступления групп 1 и 2 , фиксирование основных моментов.

Продукт творческой работы группы 3.

– Перейдём от словесного искусства к изобразительному. Для этого члены группы 3 приглашают вас пройти к монитору.

Подготовившиеся ученики проводят экскурсию по репродукции картины…(например, рис. 1)

Далее художники демонстрируют всем свой продукт. Дети делятся впечатлениями.

Вопросы “художникам”:

– Какова тема вашего(ваших) рисунка(ов)?

– Какова идея?

Обращаюсь ко всем:

– Какой вывод мы можем сделать? (Что не только у лирического произведения, но и у рисунка, картины мы можем определить тему и идею.)

Подведение итогов урока

– Давайте ещё раз вспомним тему нашего занятия. Обратимся к эпиграфу (читает выразительно ученик)

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

Организация домашнего задания.

– Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы выполнить к следующему занятию? (рисунок или стихотворение о природе, можно мини - сочинение).

Ответы, фиксирование д/з

Выставление оценок

(Приложение 2)

– А теперь посмотрим, изменилось ли ваше настроение после занятия. Для этого вновь пройдите к листу настроения.

Просмотр слайдов ( в оставшееся время).

– Давайте ещё раз окунёмся в прекрасный мир музыки и живописи. Для вас подобраны картины известных русских художников о весне.