Тип урока: урок-исследование.
Цель: создать условия для философского осмысления сказок, для чего решить следующие учебные задачи:
а) мировоззренческий аспект: через построчную рефлексию «от образа – к мысли» помочь учащимся прикоснуться к понятиям «истинная красота», «истинная радость», «истинная любовь»; ответить на вопрос: что в этом мире ценно, а что имеет ложную ценность («позолота сотрется, а свиная кожа останется»).
б) литературоведческий аспект: помочь учащимся увидеть стилистические особенности текста («от мысли – к образу»).
в) учебно-практический аспект: поработать над формированием навыка акцентированного чтения, способностью раскрытия аллегории и умением формулировать собственное высказывание.
Ход урока
На доске эпиграфы |
Дать
радость другому – это Стань
солнцем – |
||||||||||||||||||
I этап урока |
|||||||||||||||||||
Актуализация проблемы |
1.Дома у вас состоялась очередная встреча с великим сказочником Г.Х. Андерсеном. Какие сказки прочитали? Ответы: «Ель», «Соседи». 2.В чем особенность этих сказок? Что в них главное: сюжет, приключение, волшебные ситуации? Ответы: нет! Они учат понимать, что главное в жизни. Учат мудрости. 3.Какие вопросы вы задавали себе, когда читали, и какие ответы получили? |
||||||||||||||||||
Анализ дом. задания (дети выписывали цитаты, формулировали, какие жизненные уроки извлекли из сказок). |
Ответы: а)в сказке «Ель» ель не умела радоваться молодости, не ценила солнце, любви леса и зайчат; думала, что счастье – стоять нарядной, блестеть, лишь бы все любовались; ель глупая: она не умела радоваться жизни; когда ель что-то поняла, было уже поздно (никому не нужная, она умирала на чердаке). Вывод: «что имеем – не ценим» Б)в сказке «Соседи» воробьиха важничала, считая всех, кто на нее не похож, - противными, гадкими. Она не научила своих птенцов любить и понимать других живых существ. Жизнь наказала воробьиху: дети заклевали мать, не узнав ее в наряде из золотых бумажек. Вывод: ненависть вернулась воробьихе через собственных детей (духовный Закон «Бумеранга»); мы все в этом мире соседи и должны понимать и принимать друг друга («относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе») |
||||||||||||||||||
Обобщение |
Как можно назвать такие сказки, где самое главное не занимательность, а жизненная мудрость? Ответы: философские («фил» - любовь + «софия» - мудрость = любомудрие) Смысл этого понятия учащиеся уже знают из предыдущих уроков (разбирали, чем отличается философский вопрос от бытового: что и сколько стоит? Как сделать карьеру и т.п.) |
||||||||||||||||||
II этап урока |
|||||||||||||||||||
Акцент на тему и цель урока |
Поэтому сегодня мы с вами поговорим об истинных ценностях и ценностях ложных. Как вы это понимаете? Ответы: что на самом деле дорого и делает человека счастливым, а что только кажется ценностью и не приносит счастья. Наш урок – урок исследование. Значит вы сегодня исследователи. Как понимаете свою задачу? Ответы: писатель открывал какую-то мудрость, а мы должны ее увидеть. Верно, помните, мы с вами говорили, что талантливый писатель равен талантливому читателю. Наша позиция – позиция «ловцов жемчуга»: смотрим сквозь «воду» сюжета и ловим «жемчужины» мудрости. |
||||||||||||||||||
Сказка «Ромашка». Рефлексия через внимание к «худ. Детали» |
Попробуем с этой позиции прочитать сказку «Ромашка», не упустив ни одной «жемчужины» (мысли автора). В тексте много аллегорий (тайный смысл иносказаний требует «расшифровки») |
||||||||||||||||||
Акцентированное чтение (особое внимание на авторское отношение к персонажам + поэтика языка) Все «находки» учащихся фиксируются на доске |
Как выглядит Ромашка? ↓ Похожа на солнышко (доказательство из текста: «желтое круглое сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых лучей – лепестков»). Солнце (его роль в мире?) Только ли внешнее сходство с солнцем? Как живет ромашка? ↓ Отдает тепло и свет Доказываем: Ромашка радуется жизни, любуется миром, слушает жаворонка… (хотя «простенькая, бедненькая» - казалось бы, в бедности чему радоваться?) ↓ «учится у ясного солнышка и природы… познавать благость божью». Рядом растут пионы и тюльпаны (красивые, важные, заметные) Ромашка завидует? ↓ Нет, она рада тому, что у нее есть. А чем живут пионы? ↓ Они важные, чванливые, высокомерные. Собой любуются. Не умеют радоваться чужому счастью (птичка опустилась на траву к Ромашке, а не к ним) Они завистники! («надулись», «готовы были лопнуть») |
||||||||||||||||||
Рефлексия состояния |
Счастливы ли они (счастье, какое это состояние?) Легкость, тепло в душе. А если завидуешь? ↓ Готов лопнуть (тяжело на душе) |
||||||||||||||||||
Вывод |
Разные жизненные позиции: Ромашка отдает себя миру, Пионы живут лишь для себя – эгоисты. Люди, любящие мир, счастливы – мир тоже их любит, а себялюбцы несчастны и одиноки. Пришла девушка с ножом и срезала пионы (вот и закончилась жизнь, и не успели они почувствовать радость и любовь) А Ромашка? Ведь у нее тоже, оказалось, очень короткая жизнь. Но, она успела почувствовать и любовь, и радость. |
||||||||||||||||||
Возврат к философской опоре (уже делали вывод, что истинная любовь всегда жертвенна) ↓ «Орфей и Эвридика», «Амур и Психия» (раздел «Мифология») |
В чем суть истинной любви? (сумел ли Андерсен ответить на этот вопрос) Настоящая любовь жертвенна. Как это понимаете? ↓ Человек отдает ради любимого силы, время и даже жизнь. Доказательства: Ромашка хотела помочь жаворонку, когда он попал в клетку, она утешала его и не думала о себе. И жаворонок любит Ромашку: он умирает от жажды, но не трогает Ромашку (тоже о себе не думает) А способны ли мальчишки любить? ↓ Птица им нужна для развлечения. Они лишили жаворонка свободы. Забыли его напоить и накормить. ↓ Не умеют быть ответственными, а значит и не способны еще любить. ↓ «Пока жила и пела, они забывали о ней, а теперь устроил пышные похороны». Что не оценили? Чем страшно слово «поздно»? (осмыслить) Все пришли в мир жить, но каждый понимает счастье по-своему. |
||||||||||||||||||
Вывод: Запись в тетрадь (философская опора) |
Есть ценности истинные и ложные. Красота
Радость
Любовь
|
||||||||||||||||||
Осмысление эпиграфов |
Стань солнцем – и тебя все увидят! Дать радость другому – это как увидеть восход солнца! (Как эти слова соотносятся с судьбой Ромашки?) |
||||||||||||||||||
Заключительное слово учителя. |
Все приходят в мир жить. Один из героев Андерсена сказал: «Я пришел миру дать розы» А вы? Что даете миру? Каждый день – улыбку, добро… маме… брату… соседу по парте? |