Характер педагогического процесса: урок-обобщение по феерии М. Метерлинка “Синяя птица”.
Область деятельности: интеллектуальная.
Методика: личностно-ориентированная технология.
Дидактические цели:
- расширение кругозора;
- применение и обобщение знаний, умений, навыков в практической деятельности;
- отработка навыка работы с текстом, со словарём.
Развивающие цели:
- развитие внимания, памяти, монологической речи;
- развитие творческого воображения;
- развитие мотивации учебной деятельности.
Воспитательные цели:
- формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
- воспитание сотрудничества;
- воспитание основ нравственного и физического здоровья.
Домашнее задание: стр150–151
Оформление доски:
“Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь.
Александр Блок.
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой на урок
Учитель: Повернулись друг к другу лицом, образуя пару. Руки держим перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяем: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы? (Готовы к сотрудничеству, к активной работе!)
– Сегодня я не ставлю оценок . У нас будет очень интересный , на мой взгляд, урок. У каждого из вас на столе листок, и вы в конце урока в двух-трёх словах выразите свои ощущения и поставите оценку мне, себе и Его Величеству уроку! Задание для вас знакомое.
II. Основной этап
– Итак, мы начинаем последний урок по творчеству Метерлинка. Напомните, пожалуйста, с каким произведением Мориса Метерлинка мы познакомились на уроках? (Пьеса-сказка “Синяя птица”)
– Сказка прочитана до конца, и у вас возникли друг к другу и ко мне, конечно, вопросы по содержанию феерии. Предлагаю
1. Блиц-опрос (короткий вопрос – короткий ответ по произведению, биографии Метерлинка. 5–7 минут)
– Кто желает принять участие?
– Последний вопрос мой: Нашли ли дети Синюю птицу?
Ответы детей.
– Дети не нашли Синей птицы ни в Стране Воспоминаний. (Почему она почернела?), ни во Дворце Ночи (Почему птицы умерли?), ни в лесу (Птицу не поймали). Не нашли её и в Садах Тучных Блаженств. (Она несъедобна, она никогда не подавалась)
– А чем же занимались герои в этих садах, и почему дети так поспешно их покинули, а Тильтиль при этом сказал:
– Какие же они уроды!
2. Работа с текстом (стр. 130–131)
Дети дают ответы, подтверждая их отрывками из учебника.
– Они вредны, они расслабляют волю.
– С Тучными Блаженствами приходят несчастья.
Учитель: К чему должен стремиться человек, по-вашему? Какой немой вопрос задаёт автор?
Вывод первый: Человек стремится тому, что незыблемо – к Домашним Блаженствам, тем, о существовании которых человек порою не задумывается.
3. Выборочное чтение (стр.134–135)
Блаженства:
– любить родителей,
– видеть зажигающие звёзды на голубом небе,
– Дождя,
– Зимнего очага,
– Бегать по росе босиком
– дышать свежим воздухом
и, наконец, блаженство – Быть Здоровым.
4. Дыхательная гимнастика
– Закройте глаза. Вообразим запахи. Слабый задумчивый ветерок наполняет комнату запахом влажной земли, зелени, полевых цветов, трав. Вдохните его глубоко. Задержите дыхание. Выдохните. Ещё раз глубокий вдох, задержка дыхания и выдох.
– Сравним с тем, что у меня выписано на доске (дети сравнивают) А рядом с Домашними Блаженствами живут (?) Великие Радости (дети перечисляют их).
Радость:
- быть справедливым;
- понимать, созерцать Прекрасное;
- мыслить;
- любить;
- Материнской любви.
– Вообразим прикосновение Материнской любви. Тёплые мамины руки ранним утром будят вас, вы встаёте с постели, потягиваетесь (встают)
5. Физкультминутка
Мы на цыпочки привстали,
Вверх потянемся слегка.
Будут ближе, ближе, ближе
Солнце, неба, облака.
– К чему призывает нас писатель, говоря о Великих Радостях?
Вывод второй: Надо жить не тем, что приходящее, а тем, что вечно и прекрасно.
Учитель: Итак, не нашли дети Синей птицы в Садах Блаженств, и в Царстве будущего, где она должна быть. Почему?
“Синей она будет непременно – здесь всё такое синее!” (стр.140)
– И, действительно, Душа Света вынесла оттуда Птицу под покрывалом, но эта птица, по словам Тильтиля, стала (?) … красной…
– Душа Света приходит к выводу: “Синяя Птица, по-видимому, или Вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку”
– В чём заключается смысл слов, сказанных Душой Света?
Вывод третий: Синяя птица – символ счастья. Значит, счастья, видимо, или вовсе нет, или оно неуловимо.
– И вдруг оказывается, что Синяя птица давно сидит в клетке, в комнате Тильтиль и Митиль. Это – горлица. Объясните этот символ. (Прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может оно где-то рядом, а ты его не видишь.)
– Так, может быть, поиск Синей Птицы был напрасен? (Нет. Герои Метерлинка обрели многое. Они поняли, что значат для человека родители, как прекрасна мама, какое счастье – быть добрым.)
– Значит, в определённом смысле дети нашли
счастье, они увидели, что радость вовсе не в
пирожных, которые едят богатые дети на Рождество,
а в том, что в их доме не хуже. И на данный момент
они обрели счастье.
Но птица опять улетает, и Тильтиль обращается к
публике, а автор к читателям: “ Мы вас очень
просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то
принесёт её нам – она нужна нам для того, чтобы
стать счастливыми в будущем.” Выходит, что поиск
нудно продолжать? Звучит скрытый вопрос Мориса
Метерлинка:
– А вы счастливы, здесь сидящие? А где же ваша
Синяя птица?
Учитель: Мориса Метерлинка называли Великим пессимистом, я тоже пессимист, и утверждаю: “Счастье не удержишь в руках, нечего и пытаться. Ну нет его!” А вы утверждаете, что счастье есть! Вы – оптимисты! Докажите, убедите меня и всех тех, кто так не считает.
III. Творческая работа
Выбор заданий по желанию.
- 1 задание. С помощью красок, фломастеров, цветных карандашей изобразите свою Синюю птицу.
- 2 задание. Из словаря “Пословицы русского народа” выбрать пословицы о счастье, которые убедили бы меня в существовании счастья.
- 3 задание. Написать сочинение- миниатюру “Счастье – это…”
- 4 задание. Написать рекомендации “Как стать счастливым”
- 5 задание. Ответить письменно на вопрос “Какую мысль ты считаешь самой важной после прочтения пьесы?
Работа в течении5–7 минут.
IV. Защита творческих работ
V. Итоги урока
Учитель: О чём же пьеса-сказка Мориса Метерлинка “Синяя птица”? (Эта пьеса-сказка о поиске счастья. Автор показал, что надежда, мечта, счастье для человека в бесконечности познания жизни. “ “Синяя птица”– это ритм , имя которому Жизнь.” – сказал Александр Блок. И каждое новое поколение будет вновь и вновь мучительно искать и открывать для себя что-то новое, ещё непознанное.)
– А сегодня я счастлива, потому что счастье сейчас заключено в словах “вы меня понимали, и я вас тоже понимала” А через десять минут? А через сутки? Это будет уже другое счастье.
VI. Рефлексия
– Оцените теперь свою работу, работу учителя и весь урок.
Зачитываются оценки.
– Благодарю вас за урок!