Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему: "Где же ваша Синяя птица?" (по феерии М. Метерлинка "Синяя птица")

Разделы: Литература


Характер педагогического процесса: урок-обобщение по феерии М. Метерлинка “Синяя птица”.

Область деятельности: интеллектуальная.

Методика: личностно-ориентированная технология.

Дидактические цели:

  • расширение кругозора;
  • применение и обобщение знаний, умений, навыков в практической деятельности;
  • отработка навыка работы с текстом, со словарём.

Развивающие цели:

  • развитие внимания, памяти, монологической речи;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие мотивации учебной деятельности.

Воспитательные цели:

  • формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
  • воспитание сотрудничества;
  • воспитание основ нравственного и физического здоровья.

Домашнее задание: стр150–151

Оформление доски:

“Синяя птица”– это ритм, имя которому Жизнь.

Александр Блок.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой на урок

Учитель: Повернулись друг к другу лицом, образуя пару. Руки держим перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяем: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы? (Готовы к сотрудничеству, к активной работе!)

– Сегодня я не ставлю оценок . У нас будет очень интересный , на мой взгляд, урок. У каждого из вас на столе листок, и вы в конце урока в двух-трёх словах выразите свои ощущения и поставите оценку мне, себе и Его Величеству уроку! Задание для вас знакомое.

II. Основной этап

– Итак, мы начинаем последний урок по творчеству Метерлинка. Напомните, пожалуйста, с каким произведением Мориса Метерлинка мы познакомились на уроках? (Пьеса-сказка “Синяя птица”)

– Сказка прочитана до конца, и у вас возникли друг к другу и ко мне, конечно, вопросы по содержанию феерии. Предлагаю

1. Блиц-опрос (короткий вопрос – короткий ответ по произведению, биографии Метерлинка. 5–7 минут)

– Кто желает принять участие?

– Последний вопрос мой: Нашли ли дети Синюю птицу?

Ответы детей.

– Дети не нашли Синей птицы ни в Стране Воспоминаний. (Почему она почернела?), ни во Дворце Ночи (Почему птицы умерли?), ни в лесу (Птицу не поймали). Не нашли её и в Садах Тучных Блаженств. (Она несъедобна, она никогда не подавалась)

– А чем же занимались герои в этих садах, и почему дети так поспешно их покинули, а Тильтиль при этом сказал:

– Какие же они уроды!

2. Работа с текстом (стр. 130–131)

Дети дают ответы, подтверждая их отрывками из учебника.

– Они вредны, они расслабляют волю.

– С Тучными Блаженствами приходят несчастья.

Учитель: К чему должен стремиться человек, по-вашему? Какой немой вопрос задаёт автор?

Вывод первый: Человек стремится тому, что незыблемо – к Домашним Блаженствам, тем, о существовании которых человек порою не задумывается.

3. Выборочное чтение (стр.134–135)

Блаженства:

– любить родителей,
– видеть зажигающие звёзды на голубом небе,
– Дождя,
– Зимнего очага,
– Бегать по росе босиком
– дышать свежим воздухом
и, наконец,  блаженство – Быть Здоровым.

4. Дыхательная гимнастика

– Закройте глаза. Вообразим запахи. Слабый задумчивый ветерок наполняет комнату запахом влажной земли, зелени, полевых цветов, трав. Вдохните его глубоко. Задержите дыхание. Выдохните. Ещё раз глубокий вдох, задержка дыхания и выдох.

– Сравним с тем, что у меня выписано на доске (дети сравнивают) А рядом с Домашними Блаженствами живут (?) Великие Радости (дети перечисляют их).

Радость:

  • быть справедливым;
  • понимать, созерцать Прекрасное;
  • мыслить;
  • любить;
  • Материнской любви.

– Вообразим прикосновение Материнской любви. Тёплые мамины руки ранним утром будят вас, вы встаёте с постели, потягиваетесь (встают)

5. Физкультминутка

Мы на цыпочки привстали,
Вверх потянемся слегка.
Будут ближе, ближе, ближе
Солнце, неба, облака.

– К чему призывает нас писатель, говоря о Великих Радостях?

Вывод второй: Надо жить не тем, что приходящее, а тем, что вечно и прекрасно.

Учитель: Итак, не нашли дети Синей птицы в Садах Блаженств, и в Царстве будущего, где она должна быть. Почему?

“Синей она будет непременно –  здесь всё такое синее!” (стр.140)

– И, действительно, Душа Света вынесла оттуда Птицу под покрывалом, но эта птица, по словам Тильтиля, стала (?) … красной…

– Душа Света приходит к выводу: “Синяя Птица, по-видимому, или Вовсе не существует, или меняет окраску, как только ее сажают в клетку”

– В чём заключается смысл слов, сказанных Душой Света?

Вывод третий: Синяя птица – символ счастья. Значит, счастья, видимо, или вовсе нет, или оно неуловимо.

– И вдруг оказывается, что Синяя птица давно сидит в клетке, в комнате Тильтиль и Митиль. Это – горлица. Объясните этот символ. (Прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может оно где-то рядом, а ты его не видишь.)

– Так, может быть, поиск Синей Птицы был напрасен? (Нет. Герои Метерлинка обрели многое. Они поняли, что значат для человека родители, как прекрасна мама, какое счастье –  быть добрым.)

– Значит, в определённом смысле дети нашли счастье, они увидели, что радость вовсе не в пирожных, которые едят богатые дети на Рождество, а в том, что в их доме не хуже. И на данный момент они обрели счастье.
Но птица опять улетает, и Тильтиль обращается к публике, а автор к читателям: “ Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то принесёт её нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем.” Выходит, что поиск нудно продолжать? Звучит скрытый вопрос Мориса Метерлинка:
– А вы счастливы, здесь сидящие? А где же ваша Синяя птица?

Учитель: Мориса Метерлинка называли Великим пессимистом, я тоже пессимист, и утверждаю: “Счастье не удержишь в руках, нечего и пытаться. Ну нет его!” А вы утверждаете, что счастье есть! Вы – оптимисты! Докажите, убедите меня и всех тех, кто так не считает.

III. Творческая работа

Выбор заданий по желанию.

  • 1 задание. С помощью красок, фломастеров, цветных карандашей изобразите свою Синюю птицу.
  • 2 задание. Из словаря “Пословицы русского народа” выбрать пословицы о счастье, которые убедили бы меня в существовании счастья.
  • 3 задание. Написать сочинение- миниатюру “Счастье – это…”
  • 4 задание. Написать рекомендации “Как стать счастливым”
  • 5 задание. Ответить письменно на вопрос “Какую мысль ты считаешь самой важной после прочтения пьесы?

Работа в течении5–7 минут.

IV. Защита творческих работ

V. Итоги урока

Учитель: О чём же пьеса-сказка Мориса Метерлинка “Синяя птица”? (Эта пьеса-сказка о поиске счастья. Автор показал, что надежда, мечта, счастье для человека в бесконечности познания жизни. “ “Синяя птица”– это ритм , имя которому Жизнь.” –  сказал Александр Блок. И каждое новое поколение будет вновь и вновь мучительно искать и открывать для себя что-то новое, ещё непознанное.)

– А сегодня я счастлива, потому что счастье сейчас заключено в словах “вы меня понимали, и я вас тоже понимала” А через десять минут? А через сутки? Это будет уже другое счастье.

VI. Рефлексия

– Оцените теперь свою работу, работу учителя и весь урок.

Зачитываются оценки.

– Благодарю вас за урок!