Цели:
- сформировать представление об особенностях стихотворной речи, её отличии от прозы;
- развивать знания и навыки работы учащихся с понятиями из теории литературы, умение работать в группах, пользоваться словарём литературоведческих терминов;
- воспитывать любовь к красивой, мелодичной поэтической речи; любовь к русской литературе в целом.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (1 мин.)
2. Создание на уроке проблемной ситуации, вступительное слово учителя
– Ребята, понять, чему посвящен наш урок сегодня, помогут герои юмористических рассказов Герберта Кемоклидзе – два одноклассника и неразлучных друга Лёня Лукин и Женя Репин. Посмотрите инсценировку фрагмента одного из рассказов о них.
Инсценировка
Леня. И почему нам вчера за стихотворения не поставили оценок? Подумаешь, ну и что, если через слово я говорю «это», а ты «ну» и «значит». Я, конечно, понимаю, что эти слова засоряют язык. Но разве стихотворение из-за них сильно пострадало?
Мчатся, значит, тучи,
Вьются, значит, тучи;
Невидимкою, значит, луна...
Женя. Стой. Гениально! Я понял, как пишутся стихи! Пушкин, наверное, знаешь, как поступал? Брал строки этих слов-сорняков, а потом заменял их нормальными словами... Представляешь, мы с тобой теперь сможем написать гениальные стихи, которые поместят в учебники, все будут учить, а нам не надо, и так знаем – сами сочиняли! Давай скорее писать!
Леня (пишет и считает):
Это, это, это – та,
Это, это, это – та,
Это, значит, значит – ну,
Это, значит, ну, ну, ну.О, кажется, получается:
Кошка, плошка, два кота,
Ложка, мошка, три хвоста.
Дети, сети, крокодил,
Плети Петя проглотил.
– Нет, что-то не то, такие стихи в учебнике не напечатают, пожалуй...
Женя. У меня получше вышло. Слушай:
В окна Лени Лукина
Светит желтая луна.
Ходит Леня по реке,
Носит двойки в дневнике.
Леня. Да где же тут смысл? Луна светит, а я по реке хожу. Лунатик я, что ли? И кто меня пустит ночью на реку? Кстати, у меня в этой четверти ни одной двойки. Ты бы лучше про свои написал.
Женя и Леня (вместе): Да, у Пушкина, выходит, лучше.
Учитель: Вы уже догадались о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о стихотворной речи, а также о нелёгком труде поэта. Ведь это только нашим незадачливым героям кажется, что проза и стихи ничем друг от друга не отличаются и сочинять стихи так легко попробуем их переубедить.
3. Работа учащихся в группах
Оценки получает та группа, которая быстрее и правильно выполняет задание.
– Перепишите текст, восстановив стихотворные строки и расставив запятые (текст на экране):
Очень-очень странный вид: речка под окном горит чей-то дом хвостом виляет пёсик из ружья стреляет мальчик чуть не слопал мышку кот в очках читает книжку старый дед влетел в окно воробей схватил зерно. Да как крикнет улетая: «Вот что значит запятая!»
– В результате у нас получится следующее стихотворное произведение:
Очень-очень странный вид:
Речка под окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Пёсик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно.
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
4. Теория литературы, словарная работа
Учитель: Чем же отличается, на ваш взгляд, прозаическая речь от стихотворной? (Есть строки, присутствует чёткий ритм).
– Найдите в своих учебниках определение, что такое ритм. (Чёткий ритм «держит» слова даже крепче, чем знаки препинания).
– О другой особенности стихов поможет рассказать известный сказочный персонаж. Встречайте его.
Незнайка.
Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам всем приветик!
– Здравствуйте, друзья. Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Светик, поэт и мой большой друг, рассказал, что главное в стихах — это рифма. Что такое рифма? (Ребята отвечают.)
– Правильно, это созвучие слов, расположенных в разных строках. Светик дал мне такое сложное домашнее задание, что я никак не могу с ним сам справиться. Вы мне поможете, правда? Тогда найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся.
Учащиеся работают со словарём литературоведческих терминов.
5. Работа учащихся в группах
На парты раздаются каждой группе карточки со словами: совет, узнал, стараться, приеду, товаром, потом, одержим победу, дом, ответ. В результате получаются пары: три братца – стараться, зал – узнал, товаром – недаром, одержим победу, приеду, совет – ответ, дом – потом.
Вывод: Следовательно, стихотворная речь не только ритмична, но и обладает рифмой. Обратите внимание на то, что рифмоваться могут слова как одной так и разных частей речи. Найдите в учебнике определение рифмы, виды рифм, назовите их.
Каждой группе – задание определить вид рифмы (карточки)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
6. Работа над понятием «интонация»
Учитель: Тише, ребята. Слышите: как будто кто-то плачет? Нет, это кто-то читает стихи. Кто же пожаловал в гости на наш урок?
Пьеро (грустно, всхлипывая): Добрый день, дорогие ребята. Я пришел к вам, чтобы поделиться своей печалью. Когда я впервые увидел прекрасную Мальвину, в моем сердце родились поэтические строки, посвященные ей. (Протяжно, без выражения.)
Пропала Мальвина, невеста моя;
Она убежала в чужие края.
Рыдаю, не знаю: куда мне деваться,
Не лучше ли с этою жизнью расстаться!
– Когда я исполнил свою поэму, я не мог даже представить себе, что мое предсказание сбудется: Мальвина исчезла. Но самое странное состоит в том, что то же самое происходило со всеми, кому я читал свои стихи. Но ведь они такие красивые! Ребята, подскажите, что же в них не так?
(Ученики отвечают, что стихи красивые, но читает Пьеро их неправильно, невыразительно, монотонно, а ведь интонация помогает выразить смысл стихотворения; с помощью словаря даем определение нового термина.)
Пьеро. Спасибо, друзья! Вы спасли мое разбитое сердце. Я понял, в чем моя ошибка. Но скажите, можно ли научиться читать стихи выразительно? Пожалуйста, научите меня, ведь только так я смогу вернуть прекрасную Мальвину.
Учитель: Давайте посмотрим какое определение интонации даёт нам словарь литературоведческих тем (на экране появляется определение).
7. Работа в группах над выразительным чтением с соблюдением интонации.
В группы раздаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.
«Наступила снежная зима»
- с радостью;
- с удивлением;
- с огорчением;
- так, словно от холода стучат зубы.
«Ветер в поле разыгрался»
- с предостережением – точно надвигается ураган;
- с насмешкой – точно ругаешь за шалости;
- таинственно; весело.
«Закончился последний урок»
- грустно, точно получил плохую отметку и домой идти не хочется;
- с вопросительной интонацией;
- радостно, точно торопишься показать дома дневник в пятёрках;
- медленно, точно диктуешь слова.
«Я буду отдыхать в лагере»
- точно говоришь по телефону, а тебя плохо слышно;
- недовольно; мечтательно.
8. Работа с понятиями: метафора, олицетворение, эпитет
Учитель: Сегодня у нас ещё один гость. Знайка, расскажи нам, что тебе известно о стихотворной речи:
Знайка (важно, назидательно, солидно): Стихотворная речь известна с древнейших времен. Еще первобытные люди обратили внимание на то, что ритмично организованная речь по-особому воздействует на человека, поэтому ритуальные молитвы и заклинания можно считать прообразом стихотворений. До нас дошли более поздние стихи древних греков. В них строки уже рифмовались. Однако ритм, рифма, особенности интонации — это азы «стихотворной азбуки». Поэт-профессионал обладает также знаниями о специальных художественных средствах, которые создают особую выразительность и подчеркивают глубину смысла. Знаете ли вы, например, что такое эпитет, олицетворение, метафора?
Учитель: Давайте покажем Знайке, что хорошо разбираемся в этих литературных понятиях. Вспомните их определение, а затем выполним задание.
9. Работа с изображением зимнего пейзажа
– Подберите к описанию изображенного на нём как можно больше эпитетов, олицетворений, метафор.
10. Подведение итогов урока
– Вот и подошла к концу наша работа в импровизированной мастерской. (На экране появляются вопросы).
– Собрав багаж необходимых знаний, мы отправляемся в путешествие по удивительному и полному открытий миру стихов.