Цели:
- Обучающая: обучение анализу художественного произведения. Уметь использовать предложения с различными видами связи.
- Развивающая: развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание произведения. Активизация пассивного словарного запаса.
- Воспитательная: заострение внимания на нравственных проблемах, созвучных сегодняшнему дню. Пробуждение у учащихся желания выработать собственное мнение на излагаемые проблемы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: деловая игра.
Время: 90 мин.
Методы обучения: словесные, проблемные.
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, толковые словари, раздаточный материал
Межпредметные связи:
Русский язык
Обществознание
Право
Зоология
План урока
№ |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Примечания |
1 | Организационный этап Приветствие. Ответы на возникшие вопросы |
Подготовка рабочих мест. Приветствие, подготовка художественных текстов, выключение сотовых телефонов | |
2 | Подготовительный этап: объявление темы урока, постановка целей и задач. Эпиграф | Запись темы и эпиграфа урока. Запись номера контактного телефона | Слайды № 1, 2 |
3 | Основной этап. Организация познавательной деятельности учащихся |
Ознакомление с содержанием
писем, связанных с анализом эпизодов из
произведений “Отцы и дети”, “Что делать?”,
“Вишнёвый сад”: - словарная работа; - решение проблемных ситуаций; - работа с текстом художественных произведений; - дискуссии; - письменная работа (оформление выводов по отдельным эпизодам из произведений); - письменная стилистическая работа |
Слайды № 3, 4, 5 |
4 | Заключительный этап. Обобщающие вопросы | Письменное оформление вывода по уроку | Слайд № 6 |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашние задание | Звонки по телефону. Запись домашнего задания |
Ход урока
Доброе утро, уважаемые гости и студенты. Сегодня наше занятие пройдет в необычной обстановке: оказались мы с вами в детективном агентстве “Лунный свет”. Поводом для нашей встречи послужило то, что в агентство пришло три письма. Авторы писем просят разобраться в данных проблемах и ответить им. Вследствие того, что эти письма касаются спорных и деликатных аспектов, и авторы не хотели раньше времени привлекать к ним внимание, мы пригласили на обсуждение проблем известных детективов мира.
Позвольте представить: гениальный Шерлок Холмс, неповторимый Эркюль Пуаро и непредсказуемый детектив Коломбо.
Уважаемые гости, ваша задача будет состоять в том, чтобы на основе материала, который будет добыт следователями в ходе рассмотрения дела, узнать произведение, автора произведения, если возникнет необходимость - автора письма, и дать компетентный ответ на письмо. В вашем распоряжении секретарь, который поможет оформить ответ. Качество её работы будет оцениваться по пятибалльной шкале - оценка за урок.
Обратите внимание на правый угол: там находятся эксперты-криминалисты. Их задача состоит в том, чтобы помочь нам в трудных ситуациях: с помощью словарей они будут объяснять значение редко используемых слов и терминов, то есть выполнять словарную работу.
Последняя группа - самая многочисленная - будет выполнять функцию следователей. Их задача состоит в том, чтобы, не подсказывая детективам, собрать как можно больше материала для раскрытия данного дела.
Немаловажным фактом на уроке будет являться наличие сотового телефона: за 10 минут до конца 2-го часа вам дана будет возможность сделать звонок на контактный телефон, который вы видите на экране. Звонки будет фиксировать секретарь. Звонки - это сигнал того, что в конце урока вы желаете поделиться своим мнением по пройденному занятию. Если у вас нет телефона, то можете одолжить его у соседа и сделать 2-ой звонок.
Если задача ясна, приступаем к работе: пишем дату и тему урока. (Слайд № 1)
Цель нашей работы заключается в анализе отдельных эпизодов из известных произведений, на которых мы не акцентировали внимание, и на основе анализа, учитывая социологические, политические, человеческие факторы, сделать вывод.
1-ое письмо. Словарная работа (слайд № 3)
- Как вы думаете, не странно ли то, что партия увидела проблему в проведении опытов над земноводными.
Нет, т.к. эта партия борется за защиту окружающей среды.
- Если вспомнить, то к детективам обращаются, когда есть состав преступления против человека, а здесь говорится о земноводных.
Преступление - это действие не только против человека, но и против животных, природных ресурсов...
- Давайте обратимся к экспертам: господа, помогите нам в толковании слова преступление. Это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
- Обратите внимание на словосочетание нарушение закона. В чём здесь можно усмотреть нарушение закона?
Причинение вреда здоровью, пусть даже животным - это нарушение закона.
- С этим мы согласимся. Что включает в себя уголовная ответственность? Эксперты, нам необходима ваша помощь.
Необходимость, обязанность, отвечать за свои поступки перед людьми, обществом, законом, который закреплен в уголовном, кодексе.
- С понятиями мы разобрались. Теперь вернемся к письму: исходя из того, что мы изучили. можно ли господина Б. назвать преступником?
Да, ведь он причиняет вред здоровью животных.
Нет, так как он был кандидатом медицинских наук. Они по закону имеют право проводить опыты, так как это направлено во благо человечества.
- Кстати, господа детективы, может, назовут нам представителей отряда, над которыми проводились опыты?
Лягушки.
Дело идет к завершению, поэтому слово предоставляем господам детективам.
Докажите свою точку зрения фактами, не называя имена героев произведения.
Шерлок Холмс: “Уважаемые представители партии зелёных! Рассмотрев ваше дело, мы пришли к выводу, что господин Б. не виновен. Дело может быть закрыто за отсутствием состава преступления.
- Мы согласимся с ответом и дополним, что этот эпизод из романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева и героя зовут Евгений Базаров.
2-ое письмо: Словарная работа (слайд № 4).
- Как называется письмо, которое не подписано?
Анонимка.
- Можно ли на основании такого письма начать расследование?
Само расследование, наверное, нет, но проверить, на самом деле ли был ли этот факт, нужно, потому что здесь говорится о здоровье и жизни человека.
Прежде чем обратиться со следующим вопросом, господа - криминалисты, поясните слово. Деликатный - затруднительный, требующий тактичного отношения.
Почему аноним воспользовался такой формулировкой при описании своей проблемы? Потому что дело касается женщины. Потому что здесь нет доказательств.
Следовательно, нам необходимо обратиться к тексту. Расскажите нам об этой героине, не называя её имени ( характеристика героини студентами с использованием текста произведения)
Что можно сказать о её человеческих качествах? Она добра, человечна, романтик.
Приведите доказательства.
Нет, я не согласен. Она транжирит деньги, бросает своих детей без денег, вместо того , чтобы спасти сад, мечтает уехать в Париж:.
- А что вы можете сказать непосредственно о том эпизоде, который указан в данном письме? Старого слугу оставили в доме не специально, а случайно.
Но они ведь забыли его, и не важно, случайно или намеренно.
К тому же госпожа Р. не одна в этом виновата, там были и другие члены семьи, которые хотели отправить его, но кроме слов ничего не было предпринято.
Здесь есть смягчающее обстоятельство: им нужно было срочно покидать дом.
- Теперь давайте обратимся к датам: когда начинается действие и когда продают Вишневый сад?
Действие начинается в мае, а имение продается осенью.
Соответственно, у госпожи Р. было достаточно времени, чтобы продумать всё, но она этого не сделала. Доказательством этому служит последнее действие. Давайте снова обратимся к нему. Расскажите, как складывается судьба героев, после покупки имения Лопахиным.
Следовательно, мы ответили на первую часть вопроса:
Поступок госпожи Р. можно посчитать безнравственным, бесчеловечным.
- За безнравственность можно привлечь к ответственности?
Да можно, но это будет не уголовная ответственность, а административная.
- Теперь слово предоставим нашим детективам. Из какого произведения этот эпизод, кто такая госпожа Р., кто автор письма. Этот эпизод из произведения “Вишнёвый сад” А.П. Чехова. Госпожа Р.- это Раневская Л.А.
- Совершенно верно. Какое заключение вы можете сделать по этому расследованию.
Прежде чем ответить, нужно провести дополнительное расследование, чтобы найти анонима.
- А если бы Вы узнали, то что бы вы ответили.
Данное дело нужно направить в суд для дальнейшего расследования, если имеется факт причинения вреда здоровью господина Фирса, то госпожу Раневскую необходимо привлечь к уголовной ответственности.
3-е письмо. Словарная работа (слайд № 5).
- Для того, чтобы перейти к сбору материала, необходимо вспомнить, что может стать причиной совершения столь жестокого преступления. ( обида, ревность, желание наживы и др.)
Можно ли остаться безнаказанным человек, вина которого доказана, в данном случае - в убийстве? Нет.
- Следовательно, вина не доказана, и обвинения необоснованны могут быть. Давайте вспомним обстоятельства данного происшествия. Как произошло убийство? Пока не доказано обратное, будем пользоваться данной формулировкой.
- Итак, доказательства свидетельствуют о том, что никакого убийства не было, а было лишь самоубийство. Следовательно, хорошо сделала В.П.Р., обратившись сначала к детективам, а не в суд, потому что за дачу ложных показаний следует наказание. Если дальше вспомнить, то мы узнаем, что не было даже самоубийства - лишь имитация.
Что такое имитация? Подражание убийству.
- В конце узнаем мы, что... .
Что господин Л. живет за границей, сменил фамилию и женился.
- Почему же госпожа В.П.Р. написала это письмо? Когда?
Она очень переживала, из-за того, что господин Л., не объяснив ничего, исчез из их с господином К. жизни. И винила в этом и себя, и господина К. Но, услышав версию о выстреле, она могла предположить, что господин К., очень её любивший, пошел на этот поступок. И в этом порыве она написала это письмо.
- Почему не отозвала его?
Забыла.
Не придала значение, так как все закончилось хорошо. Не получив ответ, подумала, что письмо не дошло.
- Может письмо просто затерялось, и пришло очень поздно. И такое может быть. На этом расследование завершено. Что Вы нам скажете, господин Коломбо?
На этом детективное агентство завершает свою работу. У вас есть возможность позвонить по контактному телефону, секретарь будет принимать звонки.
Выводы. Была проделана огромная работа. На занятии каждый внес свой вклад в проводимые расследования: мы с вами узнали новые слова, запомните, как они пишутся; рассмотрели сложные жизненные ситуации с разных точек зрения, поставленная нами цель достигнута. Запишем вывод в тетрадях.
Заключительный этап. Подведение итогов, выставление оценок, рефлексия урока.