Цели урока: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа, выполнения письменных творческих работ.
Теория литературы: новелла.
Словарная работа: волхвы, жертвенность.
Материал для учителя: Золотаревская Ф.О. Генри и его новеллы.- О. Генри. Избранные произведения.- М.: Аврора, 1999.
Оборудование: портрет О. Генри; отрывки из документального фильма о жизни и творчестве писателя; эпизоды из художественной экранизации новеллы; иллюстрации к рассказу; репродукции библейских сюжетов "Поклонение волхвов" Рубенса, Джотто, Рембранта и др.
Ход урока
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем, которого знают и любят самые разные читатели от высокоразвитых интеллектуалов до людей, которые вообще не слишком любят читать. Его рассказы стали популярны и любимы читателями благодаря тому, что в каждом из них всегда присутствует искрометный юмор и безграничная любовь к людям. Он известен во всем мире под псевдонимом О. Генри. Настоящее имя этого автора мы найдем в статье учебника. А о его биографии нам расскажет документальный фильм.
2. Работа со статьей учебника и материалами документального фильма о жизни и творчестве О. Генри.
Прочтите, как зовут этого писателя, где и в какой семье он воспитывался.
- Где он учился и каких авторов особенно любил читать в детстве?
- Какие произведения этих авторов вы знаете? Какие произведения наиболее популярны в мире?
- Какими профессиями владел Портер?
- Какими языками владел писатель?
- Как вы понимаете словосочетание "посвящение в ковбои"?
3. Чтение рассказа вслух учениками по ролям.
4. Беседа с учителем.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
(Ученики делятся своими впечатлениями ).
Давайте перечитаем последний абзац этого рассказа. (Читает учитель).
- Вспомним, кто такие волхвы?
(Дети вспоминают о волхвах в "Песне о вещем Олеге". Волхвы - мудрецы,
прорицатели ).
- О каких волхвах идет здесь речь: "Те, что принесли дары младенцу в яслях"?
(Ученики могут вспомнить о библейских волхвах).
Слово учителя.
Учитель раздает распечатку библейского текста и пересказывает Евангельский эпизод поклонения волхвов.
Вспомним один эпизод из самого начала жизни Христа, где волхвы приносят Младенцу дары, радуясь его рождению.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где должно родиться Христу?". Они же сказали ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля": Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Они, выслушав царя, пошли: и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца вместе с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовония). И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою(Мф.2.1-12).
- Итак, какие же дары принесли волхвы Младенцу Иисусу?
(Золото и благовонные вещества: ладан и смирну).
Учитель поясняет, что в те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.
К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца , как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. На репродукциях вы можете увидеть иллюстрацию к прочитанному эпизоду (демонстрируются репродукции Джотто, Рубенса, Рембрандта).
- Как автор рассказа "Дары волхвов переосмысливает историю встречи волхвов и Младенца Иисуса?
- Почему он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа?
- Почему из всех, кто "подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им"?
- Почему они и есть волхвы?
(Потому что они подарили друг другу самое дорогое, что было у каждого из них, не заботясь о том, что останется у них. Они были по-настоящему мудры, потому что очень любили друг друга и при дарении подарков заботились не о себе, а о другом. Для них эти подарки стоили больше, чем золото и благовония библейских волхвов.)
5. Работа с текстом и эпизодами художественного фильма.
-Как автор описывает сокровища Джима и Деллы? Найдите описания в тексте рассказа.
(Эпизод о царице Савской и царе Соломоне).
Учитель поясняет, что царица Савская - героиня Ветхого Завета, которая отличалась красотой и несметными богатствами, царь Соломон - богатейший и мудрейший ветхозаветный царь.
- Почему так подробно описывается жилище Джима и Деллы?
- Как вы понимаете выражение "красноречиво молчащая бедность"?
(Чтобы подчеркнуть ценность их сокровищ).
- Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом, кроме зпизодов дарения подарков.
- Какими вы представляете себе героев?
- Соответствует ли ваше представление о героях эпизодам фильма?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
6. Заключение.
Итак, мы познакомились с рассказом великого мастера новеллы. Я надеюсь, что это знакомство с писателем не закончится после этого урока и вы еще неоднократно обратитесь к творчеству великого мастера психологической новеллы О. Генри.
7. Домашнее задание.
Подготовить пересказ рассказа.
Написать сочинение на темы: "Во имя любви", "Благодарность", "Истинные дарители".
Проиллюстрировать понравившиеся эпизоды новеллы.
Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказы О. Генри "День благодарения", "Чародейные хлебцы", "Принцесса и пума", "Вождь краснокожих".