Открытый урок по литературе по произведению Л.Н.Толстого "После бала". Тема урока: «Главный герой произведения как отражение авторской идеи»

Разделы: Литература

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «После бала»


Тема урока: «Главный герой произведения как отражение авторской идеи».

Вид урока. Урок изучения нового материала.

Форма урока. Комбинированная.

Цели и задачи урока.

1. Обучающие:

  • расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого;
  • познакомить со взглядами писателя на ближайшую историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;
  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;
  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • расширить у учащихся понятие о единстве формы и содержания произведения;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения );
  • развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
  • развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание);
  • развивать коммуникативные компетенции.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать гармоничную и духовную личность;
  • воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод словесного рисования, иллюстративный метод.

Опережающее задание: прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала».

Материалы и оборудование: учебник по литературе для 8 класса В.Я.Коровина 2 часть, мультимедийная презентация.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

1. Творческие личности - особая каста людей, имеющих потребность в высказывании. Эти люди что-то поняли, осознали какую-то правду жизни, и у них появилось желание это свое понимание, свои мысли рассказать всем. Посмотрите на фотографию, на которой запечатлен Лев Николаевич Толстой в момент обдумывания. Фотографу удалось поймать взгляд творца, этот взгляд обращен внутрь. Возможно, Лев Николаевич на пороге создания нового произведения.

Задание: опишите эту фотографию.

Как вы думаете, над чем размышляет любой автор будущего произведения перед тем, как приступить к процессу записывания? Что должен знать, что должен понять для себя каждый творец на этапе обдумывания?

Ответ детей: основную мысль произведения.

А теперь давайте подумаем, как или с помощью чего автор сможет высказаться? Как он сможет выполнить эту творческую задачу? Существуют различные способы высказывания основной мысли содержания. Какие художественные способы использовал автор в этом рассказе? Давайте выберем основной, тот, который использовал Л.Н. Толстой в произведении «После бала».

Если выделить из всего, что вы перечислили: основную мысль произведения и образ главного героя, что из чего вытекает? Что чему подчиняется?

Ответ детей: герой подчиняется основной мысли произведения.

Значит, образ главного героя зачем нужен писателю?

Ответ детей: чтобы высказать основную мысль произведения.

Ответ детей: втор смог высказать основную мысль через изображение главного героя.

А теперь давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить: главный герой произведения как воплощение авторской идеи.

2. Существует такой литературоведческий термин, как идея. Перед вами текст, скопированный с толкового словаря. Что вы можете сказать об этом слове, не приступая к чтению статьи? Какое оно с точки зрения лексики?

Ответ детей: слово многозначное.

Задание. Работаем в парах. Выберите из всех предложенных значений самое подходящее для нас, которое мы можем использовать на уроке литературы?

Ответ детей: основная мысль произведения.

Откройте учебник на странице 359-й и сравните определения. Запишите это определение в тетрадь.

Давайте попробуем сформулировать идею произведения «После бала». Идея - какую творческую задачу поставил перед собой Толстой, что он хотел показать? Перечитайте рамку рассказа.

Ответ детей: случай может повлиять на выбор человека.

Идея рассказа - случайное событие может стать для человека судьбоносным.

3. А как вы думаете, для воплощения идеи произведения, важно ли, какой будет образ героя? Давайте определим, какие главные черты характера мы увидели в образе Ивана Васильевича.

Работаем в парах. У доски работает ученик, который первым правильно ответил на вопрос.

Ответы детей: чувствительный, впечатлительный, честный, добрый, искренний, романтичный.

Найдите в тексте подтверждение, что Иван Васильевич:

  1. искренний, правдивый (стр. 30, 32)
  2. 2.чувствительный (31, 36, 39)
  3. сентиментальный, романтичный (33)
  4. сопереживающий (40)

Вывод. Назовите основные черты характера художественного образа, которые помогут нам понять идею произведения?

Ответы детей: чувствительный, искренний, сопереживающий.

4. Герой нам показан уже сформированным или в развитии? Что повлияло на выбор его жизненного пути?

Ответы детей: увиденная жестокость.

Увиденная жестокость, повлиявшая на изменение выбора, отказ от любви позволяют нам понять, что главное в его характере?

Ответы детей: непринятие жестокости, двуличия, неискренности.

Значит, какую или какие черты характера мы еще не написали?

Ответы детей: непримиримый, твердый, уверенный в себе человек, умеющий отличать добро от зла, правду от лжи.

5. Давайте подытожим. Черты характера главного героя имеют значение для воплощения идеи произведения? Создание образа героя помогло автору воплотить идею произведения?

6. Кроме образа главного героя, что, как вам кажется, работает на воплощение идеи рассказа «После бала»? В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что обо всех событиях мы узнаем от рассказчика.

Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

Ответы детей: сцены бала и экзекуции.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

Ответы детей: это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина.

А зачем писателю понадобилась первая часть? Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части. Как называется такой прием?

Ответы детей: антитеза - противопоставление.

Само противопоставление строится на том, что видит герой, слышит и чувствует.

Домашнее задание:

  • Так как произведение основано на реальных событиях, произошедших с братом писателя, значит, рассказ имеет историческую основу. Отсюда мы можем предположить, что в этом произведении не одна идея. Подумайте, какая еще идея в этом произведении может быть?
  • Найдите в тексте эпизоды противопоставления, основанные на чувствах героя как непосредственного участника бала и экзекуции.
  • Что нового вы сегодня узнали? Оцените свою работу на уроке.

7. Спасибо за работу, урок окончен.