Цель урока: кратко познакомить с творчеством писателя; показать особенности жанра сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, сатирический пафос сказок и их тематику.
Развитие речи: совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- элементы анализа текста,
- беседа по вопросам,
- повторение изученного,
- работа с иллюстрациями.
Оборудование урока:
- портрет писателя,
- иллюстрации к сказке “ Премудрый пискарь”,
- рисунки учеников.
“ Каждую вещь надо называть её
настоящим именем,
а если это опасно в действительной жизни, то
надо
это сделать хотя бы в сказках”.
Г.Х.Андерсен.
Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина.Его можно назвать своеобразнейшим писателем русской литературы 19 века, чье творчество было направлено на обличение пороков общества.
Более подробно биографию писателя мы будем изучать в старших классах, но несколько слов о нем все-таки необходимо сказать, прежде чем перейти к его произведениям.
2. Краткие биографические данные .Родился Михаил Евграфович Салтыков 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в помещичьей семье.
Все его детство прошло в родовом имении отца Пошехонье. Что же оно из себя представляло? Огромный неуютный дом, похожий на серую коробку, стоял почти на голом месте. К нему лепились многочисленные строения для дворовых, для скота, погреба для многолетних хозяйственных припасов. За барским имением на многие версты тянулась болотистая равнина, покрытая хвойным лесом.
В доме полновластно господствовала мать- Ольга Михайловна, которая не только поставила на ноги оскудевшее поместье своего мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Она была женщиной необразованной, но имела хозяйскую жилку, была жестокой и властной помещицей- крепостницей. Её жестокость зачастую проявлялась не только к крепостным крестьянам, но и к собственным детям. Несмотря на то, что Михаил относился к “любимчикам”, но это не мешало применять к нему самые суровые меры наказания. “ Помню ,секут меня, кто именно не помню, но секут как следует, розгою, а немка, гувернантка моих старших братье и сестер, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я слишком мал для этого. Было мне тогда , должно быть, года два, не больше.”
Крепостническое “гнездо” Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были и угнетатели ,и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и привилегии.
“ Я вырос на лоне крепостного права”.
- Как вы понимаете это высказывание?
С детства, наблюдая за крепостными крестьянами, он не мог не заметить, как крепостное право уродует людей, что вокруг царит жестокость и несправедливость.
“ Крепостное право , тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массою. Может это покажется странным, но я и теперь сознаю, что крепостное право играло громадную роль в моей жизни, и только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному , сознательному и страстному отрицанию его”.
“Очень трудно становилось жить, как живут все, дышать, как дышат все, идти по той же стезе, по какой идут все”
Такие слова мог сказать только человек, искренне переживающий за судьбу бесправного народа, человек, который старался своим творчеством заставить открыть глаза тех, кто не хотел видеть недостатков , царящих в обществе.
3. Жанр сатиры. Сказки.М.Е.Салтыкова –Щедрина нельзя назвать писателем одного жанра. Он писал и романы, и повести, и критические статьи, и стихи в ранний период творчества, и сказки.
Вот как раз на сказках мы и остановимся поподробнее.
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Давайте прочитаем его и задумаемся над словами великого сказочника Г.Х.Андерсена. Какой смысл вложен в эти слова?
- Что же было опасно в действительной жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина?
- Почему же он решил обратиться именно к этому жанру в 80-х годах 19 века?
Именно в этот период политическая обстановка в России была очень сложной. Приходилось искать такую форму произведений, которую пропустила бы цензура и в то же время очень понятную для читателя.
Большинство своих сказок (29) он создает в период с 1882- 1886 годы, всего им написано 32 сказки. Это своеобразный итог 40-летней работы писателя.
- Давайте вспомним, а что называется сказкой? Можете пользоваться словарем в конце учебника, если позабыли определение сказки.
- Какие бывают сказки? ( народные и литературные)
- Народные сказки в свою очередь делятся на какие виды? ( волшебные, сказки о животных, социально-бытовые)
- Давайте попробуем найти сходные и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина с народными( параллельно заполняется распечатка к уроку, т.е. записываются сходства и отличия сказок).
Так вот Салтыков-Щедрин сумел совместить в одной сказке все эти виды, здесь мы с вами найдем и волшебный сюжет, и действующих лиц в образе животных, и социальные проблемы, волнующие читателя и автора.
Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для “детей изрядного возраста”, т. е. для людей уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.
Кроме этого, сказки Салтыкова-Щедрина отличаются своей сатирической направленностью.
- Что же такое сатира? Посмотрите в свои распечатки.
Сатира-это один из видов смеха, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки.
Салтыков-Щедрин так говорил об ее предназначении: “ Для того, чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало”.
- Как вы понимаете высказывание Салтыкова-Щедрина?
Наряду с сатирой автор широко использует гиперболу ( преувеличение), с ее помощью он стремится заострить какой-либо недостатки, высветить пороки. Например, в “Повести о том....”генералы настолько социально беспомощны, что совсем не знают реальной жизни. Они убеждены в том, “ что булки в том самом виде родятся, в каком их к кофею подают”. Щедрин явно преувеличивает покорность мужика, но делает это для того, чтобы показать ее страшные последствия.
- Какому еще жанру в литературе свойственно обличение человеческих пороков и пороков общества? (басне)
- Вспомните, что такое басня и что для нее характерно? ( литературоведческий словарь)
- Посмотрите в свои распечатки и подумайте над выражением “эзопов язык”.
Откуда оно пошло и что обозначает?
( по ходу работы заполняется распечатка, та ее часть, которая связана с басней)
- В чем заключалась актуальность басни?
- Какой художественный прием характерен для этого жанра? ( аллегория, иносказание)
- Кто является главными героями басни?
- Почему именно животные? Случаен ли выбор определенных животных в баснях?
- Теперь давайте попробуем найти отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина от басен?
Вывод: Салтыков-Щедрин создает совершенно новый жанр –это жанр политической сказки, где запечатлена жизнь общества второй половины 19 века. Здесь затрагиваются все жизненно важные вопросы, волнующие автора, представлена целая галерея образов разных социальных слоев общества: дворянство, буржуазия, интеллигенция, крестьяне.
- Каковы же основные темы, затрагиваемые в сказках? Обратимся к последнему пункту, обозначенному в наших распечатках.
- А теперь попробуйте сами сформулировать вывод о том, что же из себя представляют сказки Салтыкова-Щедрина? ( пользуясь распечаткой см. приложение 2)
“Безжалостный сатирик, наводящий такой ужас своим убийственным пером, имел и при жизни репутацию человека, чья могучая личность так же интересна, как и деятельность, а жизнь- одна из благороднейших”.
Революционер-народник Степняк-Кравчинский.
4. Герои сказок.Аналитическая работа с текстом сказки “Премудрый пискарь”.
Сегодня мы начнем работу над сказкой “Премудрый пискарь” и попробуем разобраться, на что в ней направлена сатира Салтыкова- Щедрина.
Именно в этой сказке автор хотел разоблачить обывателей жизни, которые приспосабливаются к любым обстоятельствам и живут так тихо и незаметно, лишь бы их никто не трогал.
Обратимся к названию сказки.
- Как вы думаете, какой смысл вложил автор в слово “премудрый”?
Премудрый-давайте разобьем это слово на морфемы и вспомним, какие значения имеет приставка ПРЕ?
- Можно ли пискаря считать очень мудрым?
- А может, он все-таки перемудрил со своей жизнью?
- До каких крайностей он дошел?
Пискарь- давайте обратимся к этому слову. Что характерно, что Салтыков-Щедрин умышленно написал букву И в этом слове. Он руководствовался тем, что этимологически это название произошло от слова “писк”, т.к. эта рыба издает своеобразный писк, когда ее трогают. Тем самым как бы всем своим нутром протестуя против того, чтобы кто-то беспокоил ее.
- Почему именно рыба становится главным героем сказки? ( спрятался на самое дно, где его никто не побеспокоит)
- Попробуем нарисовать словесный портрет пискаря. А вот посмотрите, каким он представлялся разным художникам, которые иллюстрировали сказки Салтыкова-Щедрина.
- Обратите внимание и на ваши рисунки, давайте их проанализируем ( работа с классом по рисункам учащихся). (см. приложение 3)
- Как вы думаете, счастливо ли прожил свою столетнюю жизнь пискарь?
- Почему он решил себя “замуровать” в норе? Что за опасности его кругом подстерегали?
- Что осознает он на склоне своих лет?
- Как Салтыков-Щедрин описывает его полное одиночество?
- В чем трагизм его положения?
- Почему за сто лет его никто премудрым не называл? А какие слова он часто слышал в свой адрес?( остолоп, дурак, срамец, идол)
- Как Салтыков-Щедрин описывает кончину пискаря?
Что же получается, жил незаметно и исчез также незаметно. Жизнь прошла мимо, и ничего хорошего он так и не увидел.
-На что же направлена сатира Салтыкова-Щедрина в этой сказке? Кого он высмеивает и над чем призывает подумать своего читателя?
( высмеивается трусливый обыватель- интеллигент, который боится любых перемен, происходящих в обществе. Он старается прожить так, чтобы его никто не заметил. И в конце своей жизни он понял абсурдность своего существования ,и что жизнь со всеми радостями и горестями , переменами прошла мимо него).
5. Итог урока.
- Почему сказки Салтыкова –Щедрина актуальны и в наше время?
Сегодня на уроке мы познакомились с фактами биографии писателя, большое внимание уделили его сказкам, выявили их художественные особенности и определили их проблематику, а также начали анализировать одну из его сказок, чтобы подтвердить текстом то, о чем мы говорили.
6. Домашнее задание.
Продолжить работу с текстом “Премудрый пискарь”, найти фразеологизмы и подумать над их значением и уместностью употребления в тексте.
Перечитать сказку “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”