Открытый урок "Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина"

Разделы: Литература


Предварительная подготовка к уроку.

Учащиеся класса делятся на 3 группы. Каждая группа заранее получает задания:

  • 1-я группа - готовит сообщения о жизни С.Есенина, подбирает материал для презентации;
  • 2-я группа - учит наизусть его стихи, готовит краткий анализ лирического произведения;
  • 3-я группа - делает иллюстрации к стихотворению "Отговорила роща золотая", готовит музыкальное сопровождение урока.

Цели:

1) Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина, показать своеобразие его лирики, пробудить желание глубже исследовать творчество поэта.

2) Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельного анализа текста, навыки взаимодействия в группах.

3) Воспитывать любовь к Родине, природе, поэзии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, оформленная различными портретами поэта, иллюстрациями к стихотворениям, аудиозаписи песен, сборники стихотворений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: литературно-музыкальная композиция.

Ход урока

i) Вступительное слово

Ученик:

Версты все потрясенной земли,
Все земные святые узы,
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы.
Это муза из прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
(Н.Рубцов)

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящается жизни и творчеству замечательного поэта - С.А.Есенина. Он самый популярный, самый читаемый поэт в России, хотя прожил всего 30 лет. Его невозможно представить себе пожилым человеком: он навеки остался молодым, навеки осталась живой среди людей его нежная лирика.

(Звучит аудиозапись песни "Над окошком месяц", приложение №1).

Учитель: Прежде чем мы приступим к работе над текстами стихотворений Есенина, давайте послушаем сообщения о самом поэте и посмотрим презентацию.

(Учитель запускает презентацию, приложение №2)

II) Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина.

Ученик 1: С.А.Есенин родился в 1895году, 21 сентября, в селе Константиново Рязанской губернии. Село Константиново располагалось на высоком берегу реки Оки, откуда открывался красивый вид. Именно здесь зародилась любовь к родной природе, которая вдохновляла его на создание прекрасных стихотворений.

Рождение Есенина было отмечено историческим для России событием. 20-21 сентября 1895 г. Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола, шумели народные гулянья, так древняя русская земля приветствовала рождение своего гения.

Поэт называет свою семью "простой крестьянской", хотя это не совсем так. Отец поэта, Александр Никитич, жил и работал в Москве, в мясной лавке. Приезжая домой только в отпуск, он не умел ни косить, ни пахать. Понимая, что и детям землей не прожить, старался им дать образование.

Мать, Татьяна Федоровна, была неграмотна, но считалась лучшей песенницей на селе, красиво пела, знала много народных песен. Некоторое время тоже жила в Москве, работала в кондитерской фабрике.

Есенин же был отдан на воспитание деду, Федору Андреевичу Титову. Он был умным, общительным, веселым, учил внука быть сильным, чтобы его никто не поборол. Бабушка, Наталья Евтихиевна, напротив, была человеком кротким, набожным и ходила с внуком по церквам и монастырям.

"Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах", - вспоминал поэт в автобиографии. Эти воспоминания нашли отражение в его творчестве.

(Подготовленный ученик читает стихотворение "Все живое особой метой)

Ученик 2: Большое участие в воспитании племянника принимали дяди по материнской линии. Отчаянные и озорные, они сажали трехлетнего Сергея на лошадь и пускали вскачь или учили плавать, бросая как щенка в воду.

Читать научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало для него одним из любимых занятий. "Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам", - вспоминал поэт.

Ранние стихи Есенина, которые появились в 1914 году, звучат как признание в любви родной природе. Есенин рос в деревне, поэтому с ранних лет ему запали в душу народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Народное творчество укрепило песенную основу его лирики.

1-е напечатанное стихотворение Есенина - "Береза", которое появилось в январе 1914 г. в журнале "Мирок" с подписью "Аристон" (что в переводе с греческого означает "самый лучший")

(Чтение стихотворения "Береза". Фоном служит пьеса Чайковского "Январь" из цикла "Времена года")

III) Физкультурная минутка. Упражнение на снятие эмоционального напряжения. (Звучит легкая музыка)

Учитель: А теперь проведем небольшую разминку, чтобы снять эмоциональное напряжение.

Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох - выдох, вдох - выдох и еще раз вдох - выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох - выдох, вдох - выдох.

IV) Выразительное чтение и краткий анализ стихотворений Есенина.

Учитель: Став известным поэтом, побывав во многих странах Европы, в США, Есенин неизменно возвращался на Родину, в Константиново. Он говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины основное в моем творчестве".

Еще в ранних юношеских стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. Например, в стихотворении, написанном в стиле русской народной залихватской песни "Гой ты, Русь, моя родная!".

(Подготовленный ученик читает это стихотворение и кратко комментирует)

Ученик: Стихотворение искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родине. Родина для автора нечто очень дорогое, святое, поэтому звучат такие слова, как ризы, образа, богомолец, рай. Ему любо все: и хаты, и поля, и луга, и синее небо: Он ощущает себя частью своей родины и ни на что ее не променяет. "Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою", - говорит поэт. И это выражение самое главное в этом стихотворении.

Учитель: Любовь к родному краю немыслима без любви к природе. "До радости, до боли" близки поэту российские просторы. Деревья, цветы, травы, реки, зори - во всем открывает Есенин "душу живую".

(Подготовленный ученик читает стихотворение "Сыплет черемуха снегом" и кратко комментирует)

Ученик: Стихотворение радостное, весеннее. Природа у Есенина живая. Он описывает цветущую черемуху, сравнивает ее с невестой. Также передает запах черемухи, свежей зелени, дубравы: Запахи так сильны, что кружится голова. Стихотворение красивое, душевное. Этим оно мне и понравилось.

Учитель: Особое внимание автор уделяет богатству метафоры, благодаря которым создаются живописные образы. Также активно использует сравнения. Рассмотрим это на примере одного стихотворения.

(Подготовленный ученик читает стихотворение "Закружилась листва золотая").

Вопросы для обсуждения:

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?

2) Какую картину рисует поэт?

3) Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают?

4) Какие художественные приемы использовал поэт, чтобы сделать эти картины яркими и запоминающимися?

Учитель: Особое место в лирике Есенина занимает образ дерева. Подсчитано, что в его поэзии более 20 пород деревьев. Самым любимым из них является береза. Для нее он берег лучшие эпитеты, сравнения, метафоры. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березы ("зеленая прическа, девическая грудь"). Родину называет "страной березового ситца", у него "льется по равнинам березовое молоко":

(Следующее подготовленное стихотворение - "Мелколесье. Степь и дали").

Ученик: Поэт говорит о неказистом, незатейливом пейзаже: "неприглядная дорога", "чахленькая местность". Но стихотворение не грустное, а наоборот, веселое: слышно, как "разливаются бубенцы, играет гармошка. В душе поэта - радость: он едет в родные края, где, видимо, давно уже не был. Поэтому "березке каждой ножку рад поцеловать". Также готов забыть все ради поездки в дорогое его сердцу Константиново. "Наплевать мне на известность и на то, что я поэт",- говорит он. Это стихотворение еще раз доказывает, что тема родины, основная в творчестве Есенина.

Учитель: Немало хороших стихотворений у Есенина о животных, о "братьях наших меньших" (кстати, это выражение - строка из его стихотворения): "Корова", "Песнь о собаке", "Лебедушка" и др.

(Ученик читает стихотворение "Поет зима - аукает")

Ученик: Милосердие, сочувствие, любовь ко всему живому ясно видно в этом стихотворении. Поэт рисует зимнюю картину, с жалостью описывает воробышек, сравнивая их с сиротливыми детками. В конце стихотворения успокаивает их тем, что скоро придет весна и их мучения закончатся.

V) Музыкальная презентация (Приложение №3)

Учитель: Стихи Есенина мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

(Звучит аудиозапись песни "Отговорила роща золотая", на экране появляются фотографии, рисунки, сделанные учащимися)

VI) Подведение итогов.

Учитель: Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Природа олицетворена, одухотворена Есениным.

Нельзя не согласиться со словами критика К.Л.Зелинского: "Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо.

Вопросы для обсуждения:

1) В чем особенность есенинских стихотворений?

2) Какие чувства они пробуждают?

3) Чему учат? Какие чувства воспитывают?

4) Как понимаете выражение Есенина: "Каждый стих мой душу зверя лечит"?

VII) Домашнее задание

Написать сочинение: "Что мне близко и дорого в стихах С.Есенина".