И снится чудный сон Татьяне…
Сон для Пушкина есть своего рода знание, в глубине которого лежит сокровенный опыт бытия.
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8 гл. 50 строфа)
В каком состоянии остается Онегин к концу 1-й главы? Он хандрит. Что же такое хандра? Это болезненное состояние, для Онегина - это борьба между жизнью и смертью. А сон - это тоже состояние между жизнью и смертью, но иное, чем болезнь. Это своего рода испытание. Именно душа Татьяны принимает испытание. Сон у Пушкина не тождествен смерти и дарует возможность обрести глубинный смысл бытия.
(Анализ 5 главы 11-21 строфы.)
Ученики дома должны были найти слова и выражения, связанные со словом “снег”. Какие ассоциации рождаются при неоднократном употреблении слова “снег” в этой главе? (Белый саван.) В этом контексте интересна этимология слова “сугроб”. В нем ученики пробуют выделить морфемы с точки зрения происхождения этого слова. Получается “су + гроб”. “Су” – приставка, обозначающая сущность. Сущность гроба, то есть в чем хоронят.
Кто появляется из сугроба? Большой взъерошенный медведь. Это не случайно: медведя в старину считали животным Велеса, бога подземного мира, предвестником несчастья. Почему медведь не обгоняет Татьяну и, похоже, не может обогнать?
Чтение стихотворения в прозе И. С. Тургенева “Старуха”.
Может быть, это неотвратимость судьбы?..
Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет…
И на порог ее кладет.
Порог – это своего рода граница между реальным и потусторонним миром.
Татьяна переступает через реку забвения и, подхваченная медведем, совершает свой путь среди духов мрака и тьмы. Карлы и карлицы, сквозь строй которых мчит стесненная страхом и ужасом ее душа, являют собой живое свидетельство терзающих душу страхов и ужасов. Они раздирают душу, как ветошку, терзая ее на части: “Мое! Мое!” Почему терзают именно душу Татьяны? (Чистая душа.) Борьба за обладание завершается триумфом Онегина, царствующего в мире призраков:
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью…
Скрытый смысл, который несет в контексте строки глагол “увлекает”, автор усиливает словом “в угол”. Какая возникает ассоциация? (Образ паука.)
Не менее значимым оказывается глагол “слагает”. Какое лексическое значение имеет глагол “слагает”? (Помимо очевидного смысла “кладет”, глагол связан с выполнением нравственных обязательств и слагания с себя оных.)
Таким образом, в сцене сна, когда Татьяна безропотно принимает те обстоятельства, коих стремительно добивалась, а Онегин “слагает” с себя обязательства по отношению к ней, в пространстве любовного союза возникает некто третий. Кто?
Кто бросает в лицо Онегину обвинение: ты – подлец, ты – паук? Единственный, кто не принимает ситуацию, в которой оказались герои, оказывается автор романа – А.С. Пушкин.
Татьяна видит себя во сне в том образе, который близок ее состоянию в парке во время объяснения с Онегиным. Учитель просит учеников найти описание состояния Татьяны в этих эпизодах : “едва дыша” (гл. 4 строфа 17) – “чуть жива” (гл.5 строфа 20). Параллелизм ситуации подчеркивает образ склоненной головы:
И клонит голову свою
К ней на плечо…(гл. 5строфа 20).Татьяна молча оперлась,
Головкой томною склонясь … (гл.4 строфа 17).
Сцена сна Татьяны не затормаживает динамику развития действия, как это принято считать, а сообщает ей новый импульс.
Лейтмотивом романа является сон: это и сон Татьяны, и сцена сна Ленского и Онегина перед дуэлью, и посещение Татьяной кабинета Онегина происходит словно во сне и т. д.
Сюжетно каждый из героев имеет свой сон. Сон Онегина совпадает со сценой дуэли, определяя ее трагический пафос и очерчивая безысходность происходящего.
Как же спят герои перед дуэлью? (Гл. 6 строфы 23-24) Ленским овладело “сонное обаяние”, Онегин спит “мертвым сном”.
Природа этого сна помогает понять Онегина: он выступает носителем смерти и по сути сам становится ей. Несовпадение героев в пространстве и времени этого сна подчеркивает, сколь различны они по душевному складу.
Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин, верно, ждет уж нас… (гл. 6 строфа 23) –
будит Ленского его секундант и заблуждается:
Но ошибался он: Евгений
Спал в это время мертвым сном … (гл. 6 строфа 24)
Следующий интересный эпизод – посещение кабинета Онегина, где Татьяна нисходит в сон души своего героя. Библиотека интересует Пушкина не как атрибут убранства дворянского дома, а как возможность проникнуть во внутренний мир героя. Что находит Татьяна в библиотеке? (Гл. 7 строфа 22.) Валентин Непомнящий считает: “ Роман углубляется в Онегина, все ярче и ярче показывая нам, что его трагедия, его болезнь, его умирание – от разности назначения и существования. Поняв, что “онегинское” есть “подражанье”, “призрак”, “пародия”, Татьяна тем самым угадала, что Онегин и “онегинское” – не одно и то же, угадала, что Онегин живет не свою жизнь, что у него – другая, высокая сущность, заслоненная и искаженная “онегинским”.”
Татьяна совершает последний круг испытаний, посещая заброшенную усадьбу Онегина. Опустошение души избранника пугает Татьяну. Онегин предстает перед ней как человек, обреченный опаздывать за своей жизнью, он опаздывает к встрече со своей судьбой. Душа его скорбит не вовремя и радуется невпопад. Сочетание этих свойств и качеств представлено Пушкиным как “онегинское”.
В какое время суток происходит объяснение Татьяны и Онегина в 8 главе? (Весеннее утро.) А в какое время суток происходит у Татьяны все, связанное с Онегиным? (Вечер, ночь.) Уместно было бы говорить о пробуждении Онегина от сна и возрождении к новой жизни, и происходит оно благодаря Татьяне.
Мысль Татьяны не знает лукавого раздвоения: Онегин – герой, Онегин – убийца. Тот, кто преступил христианскую заповедь, обречен печальному жребию, и выход из этого круга может быть дарован лишь свыше. Из всех моральных законов Татьяна признает лишь христианский. Многие из критиков считают, что отказ Татьяны Онегину – борьба между чувством и долгом, где побеждает долг. Но чувство Татьяны к Онегину вовсе не борется с долгом, совсем напротив: Татьяна расстается с Онегиным во имя любви к нему, ради него – и в этом столкновении героя с совсем иными, незнакомыми ему основаниями нравственной жизни заключается весь смысл финала романа, начатого автором в пору кризиса 20 годов.
Роман движется в глубины души “неподвижного” героя – туда, где может забрезжить свет надежды на возрождение, выздоровление этой души, – и останавливается в тот момент, когда “стоит Евгений, как будто громом поражен.” Поступок любящей его Татьяны показал ему, что существуют – не в мечтах, но в действительности – иные ценности, иная жизнь и иная любовь, чем те, к каким он привык, – и, стало быть, не все в жизни потеряно и можно “верить мира совершенству”. Финал романа ставит героя перед вопросом о “новом небе и новой земле”; роман останавливается, прекращается в тот момент, когда возможность движения открывается перед героем. “Вспомните выражение, – говорится в черновой рукописи “Бесов” Ф.М. Достоевского, – “Ангел никогда не падает, бес до того упал, что всегда лежит, человек падает и восстает”.
Тема произведения исчерпана, роман завершен.
Почему роман назван не “Татьяна Ларина”, а “Евгений Онегин”, хотя “Татьяна – милый идеал”? Пушкину важно показать возможность духовного возрождения человека.
Дома учащиеся отвечают на вопрос: каким станет Евгений Онегин в дальнейшем?
Используемая литература:
- В. Непомнящий “Поэзия и судьба”. Москва. Советский писатель. 1983
- Учебник “В мире литературы”, 10 класс, под редакцией А.Г. Кутузова. Москва. Дрофа. 2001