Данный урок не является программным в основном курсе литературы для 9-11-ых классов, а был запланирован, разработан и проведен как урок внеклассного чтения в рамках предметной декады по литературе на тему “ Культура объединяет народы”. Литературный материал этого урока имеет проблемно-тематическую связь с уроками основного курса литературы. При подготовке урока по изучению жизненного и творческого пути народного поэта Дагестана Расула Гамзатовича Гамзатова “Журавли Гамзатова” учитывалось его конкретное содержание, ставились не только учебные, познавательные, но и воспитательные цели:
-познакомить учащихся с этапами жизненного и творческого пути поэта,
-конкретизировать, углубить и расширить знание произведений поэта, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной и Ленинской премий,
-определить авторскую позицию, обсудить проблемы, поднятые им, так как темы поэзии Р.Гамзатова отвечают интересам учащихся этого возраста.
Судьба Расула Гамзатова и его поэзия отражают важнейшие моменты становления и развития страны и литературы и пересекаются с судьбами других поэтов.
Учитывается при этом направленность программы по литературе, акцентируется внимание на решении нравственных проблем, в частности, отношение учащихся к труду. Такие уроки помогают постичь труд как первую жизненную потребность человека, как залог наиболее полной реализации возможностей человеческой личности. На таких конкретных примерах учащиеся познают, как происходит взаимовлияние и сближение литератур народов России. Так реализуется еще одно из требований школьной программы.
Уроки внеклассного чтения дают возможность рассмотреть те ключевые темы и проблемы, к которым обращалась на разных этапах развития нашей страны русская литература и литература народов России. Кроме того, реализуются внутрипредметные и межпредметные связи курса литературы. На каждом таком уроке сопоставляется творчество одних писателей с творчеством писателей аналогичной судьбы и творческой манеры. Это расширяет и обогащает содержание уроков.
Также на уроке уделено внимание формированию умения оценки и анализа литературного произведения (это учебная цель ).
Урок открывается прослушиванием музыкальной заставки композитора Яна Френкеля на стихотворение Р. Гамзатова “ Журавли” .Это создает определенный эмоциональный настрой, сосредоточивает внимание учащихся. Преимущество на уроке отдано слову поэта, стихотворению: оно звучит в выразительном чтении учащихся, к нему обращаемся , прежде чем высказать суждение или дать комментарий, оно и завершает урок. Восприятие слова в поэтическом контексте всегда рождает эмоциональный отклик. Проводится аналитическая беседа о стихотворении, при которой стремимся не разрушать непосредственность восприятия. Останавливая внимание учащихся на поэтическом слове, постепенно подводим их к пониманию стихотворения в целом. Вопросы и задания, предлагаемые учащимся, приемы работы учителя ориентированы на активизацию художественного восприятия, на осмысление и формирование объективных идейно-эстетических критериев оценки поэзии .
Цели ученика:
1. Знать этапы жизненного и творческого пути Расула Гамзатова.
2. Уметь выразительно читать стихотворения поэта.
3. Уметь анализировать поэтические произведения.
4. Понять гражданскую позицию автора.
5. Уметь эстетически воспринимать лирические произведения.
Цели учителя:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Расула Гамзатова.
2. Обучить выразительному чтению стихотворений.
3. Обучить анализу поэтических произведений.
4. Воспитать чувство гражданской ответственности.
5. Обучить эстетическому восприятию лирического произведения.
Оборудование:
ТСО, портрет Расула Гамзатова, книжная выставка (издание произведений Расула Гамзатова), стенд, оформленный учащимися, свечи.
Оформление:
Эпиграф к уроку:
«Большой удивительный ребенок шествует по страницам книг Расула, вбирая своими ненасытными глазами все краски мира. Этот ребенок улыбается всему, что полно доброты, улыбается, как могут улыбаться только дети.
Большой мудрый человек шествует по страницам книг Гамзатова, пронзительным взглядом пригвождая к позорному столбу времени двоедушие, раздвоенность, лицемерие. Этот человек гневно стискивает кулаки, как это могут настоящие мужчины.
И это не внутренняя раздвоенность, не эклектизм, а естественное свойство души человеческой».
Сергей Баруздин.
Лексическое значение слов:
Двоедушие - двуличие, неискренность.
Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность добродетелью.
Эклектизм - чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
В этом учебном году уже традиционные предметные декады проходят под девизом «Культура объединяет народы». И наша задача – проследить развитие культуры, литературы в том числе, народов России. В состав Российской Федерации, кроме русского народа, входит много других народов и народностей, для которых Россия - родина, большой наш общий дом. Поэтому мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию.
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатовича Гамзатова - народного дагестанского поэта, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной и Ленинской премий.
II Основная часть (звучит мелодия к стихам Р. Гамзатова).
Учитель: Начнем наш урок с эпиграфа.
(читает учитель, учащиеся в тетрадях записывают свои рассуждения, потом озвучивают их. По окончании прослушивания демонстрируется вариант ответа)
Задание №1 (на р/р): - Как вы понимаете высказывание С. Баруздина?
(это высказывание о самом Расуле Гамзатове, о героях его произведений. Оно определяет, во-первых, свойства «души» писателя: доброту и открытость, искренность и отзывчивость, мудрость и наблюдательность, любознательность;
во - вторых, широту и разнообразие проблем, отраженных в творчестве Гамзатова;
в – третьих, гражданскую позицию автора: активное участие и не- безразличие ко всему, что происходит вокруг; стремление облагородить, сделать окружающий мир лучше; гневное осуждение пороков: лицемерия и двоедушия).
1. Значение творчества Р. Гамзатова.
Писатели России о Расуле Гамзатове.
Первый ведущий.
"Высокоталантливый сын малочисленного аварского народа Расул Гамзатов прославил свой родной Дагестан и занял почетное место в семье лучших поэтов великой России.
Интернациональность творчества, умение говорить о самом главном в человеке, о добром и сокровенном, говорить возвышенно и в то же время покоряющее просто – все это присуще только самым большим, самым талантливым, всенародно признанным поэтам. И таким поэтом является Расул Гамзатовича Гамзатов".(Сергей Михалков)
Второй ведущий.
«Слово дороже коня» - гласит древняя мудрость горцев. Расул Гамзатов строго придерживается в своем творчестве этого чеканного правила: его стихи не терпят суеты, верны традициям, идущим от метафоричности народной речи и опыта веков. Яркость образов, возвышенность и глубина мысли, благозвучие лада сливаются у поэта воедино, создавая удивительно цельную гармонию духовного проникновения в жизнь. Поэту чужды и легковесная лирика и напыщенная многословная риторика. Он ненавидит ложь и пошлость, глупость и злобу. Смелость и широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убежденность – характерные черты поэзии и прозы Гамзатова. Стихи поэта самобытны, глубоко национальны, афористичны". (Яков Козловский)
Первый ведущий.
"Горец, сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края". (Самуил Маршак)
"В произведениях замечательного поэта живет и многообразие красок, и многообразие самых различных тем. Одно свойство имеют все эти стихи и поэмы. В них бьется сердце настоящей поэзии, в них – предельная искренность, живость, множество поэтических находок, самая яркая образность, унаследованная от Гамзата Цадасы народная ирония, тонкое лукавство горца, мудрые размышления высокогорного философа". (Николай Тихонов)
Расул Гамзатов и Ян Френкель.
2. Жизненный и творческий путь Расула Гамзатова.
Первый чтец. «Год моего рождения». (чтение стихотворения наизусть)
Второй ведущий.
Сегодня наша встреча посвящена народному поэту Дагестана, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премии Расулу Гамзатову.
Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в маленьком, в семьдесят саклей, высокогорном аварском ауле Цада. Его отец Гамзат славился своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки общественной жизни. Название родного аула и стало фамилией отца Расула – поэта-сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.
В одиннадцать лет Расул написал первые стихи, которые были напечатаны в аварской газете.
Второй чтец. (чтение стихотворения наизусть)
Учитель.
Вы прослушали два стихотворения Р. Гамзатова.
Задание №2: - Сравните их по темам и нотам звучания.
- Определите художественные средства, используемые автором для передачи своих чувств.
(Предлагается заполнить таблицу):
|
«Год моего рождения» |
«У очага» |
Тема |
|
|
Предмет изображения |
|
|
Чувства (ноты) |
|
. |
Художественные средства, лексика |
|
|
(Вариант ответа):
|
«Год моего рождения» |
«У очага» |
Тема |
Детства(1923г.), дома |
Детства, дома |
Предмет изображения |
Гражданская война, голод, холод, неразбериха- страна и дом- обобщённо |
Родной дом, очаг- конкретно |
Чувства (ноты) |
Грусти, трагические. |
Душевной теплоты, оптимистические. |
Художественные средства, лексика |
Эпитеты: трудный год, голодный год, бедная дагестанка, хозяин-ветер злой. Литота: нащипать травинок на обед, клочок земли, что назывался полем. Гипербола: клочок земли весь покрыт саранчой. Сравнение: ветер, как хозяин. Метафора: ветер врывался, ветер жёг |
Звезды детства Песня матери Сказка отца Эпитеты: Неба родного Метафора: Тепло, подступившее к сердцу Односоставные предложения, риторический вопрос
|
-Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение "Год моего рождения"?
(Стихотворение тематически и по нотам звучания напоминает поэму А.Блока "Двенадцать", оду А.С.Пушкина "Деревня", стихотворение Некрасова...(?Россия, нищая Россия...)?
- Что, кроме указанных художественных средств, усиливает восприятие чувств лирического героя?
(Заметна звуковая организация стихотворения:
широкое использование аллитерации (преобладание согласных свистящих и шипящих: ш, ж, ч, щ, з, с; а также согласной р) и ассонансов (во второй строфе в каждой строке по две ударные гласные о).
Вывод:
(безысходность лирического героя, соединённая с труднейшим положением страны, усиливает трагичность ситуации, подчёркивает выразительность её;
в стихотворениях отражена трагедия маленького народа в истории большой страны. Но как ни трудно, рядом родные люди, согревает общение с матерью, отцом, их песни, сказки. Духовное выше материального).
Третий чтец. «Мой Дагестан». (чтение стихотворения наизусть)
После окончания Буйнакского педагогического училища он учительствовал в родной школе, работал в театре, на радио, заведовал отделом республиканской газеты. Первый сборник его стихов «Пламенная любовь и жгучая ненависть» вышел в 1943 году.
Свое образование Гамзатов продолжил в Литературном институте имени Максима Горького в Москве. Четыре десятилетия бессменно возглавлял писательскую организацию Дагестана.
Первые его поэтические публикации получили широкую известность, а за сборник стихов «Год моего рождения» двадцатисемилетний поэт получает государственную премию.
В шестидесятые годы его поэтический талант бурно расцветает, одна за другой в свет выходят новые книги: «Земля моя», «Песни гор», «Дети дома одного», «Белые журавли», «Двадцатый век» и другие.
Гамзатов много ездил по родной стране и другим странам мира, встречался с разными людьми. Мировое признание он получил, опубликовав поэму «Колокола Хирасимы», в которой воссозданы трагические события.
В замечательной прозаической книге Гамзатова «Мой Дагестан» не только рассказывается обо всем пережитом им самим, но приводятся размышления поэта о жизни, об искусстве, о назначении человека, о любви к родине.
Многие стихи поэта положены на музыку композиторами Я. Френкелем, Э. Колмановским, А. Пахмутовой, Р. Паулсом.
Но о любом поэте лучше всего говорят его стихи, в них его боль, радость и надежда.
В своих стихотворениях Гамзатов рассуждает о судьбах мира, человечества, о назначении простого человека, его морали, его нравственном облике, о любви к родине, женщине, о дружбе.
Учитель.
- Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.
- Как относится автор к своей малой Родине?
(Лирический герой- любящий сын своих родителей, который бережно хранит в сердце добрую и светлую память об отце и матери, о своём детстве, о доме).
(Родина – источник вдохновения. Выражает ей благодарность за учение. Звучит любовь и верность к родному дому.)
Четвёртый чтец. «Вся земля - мой отчий дом». ( наизусть)
Я часто думаю о том,
Что вся Земля - мой отчий дом.
Где б ни был бой, огонь и гром -
Горит мой дом.
горит мой дом.
(Из стихотворения "Я часто думаю о том...". Перевод Ю.Мориц).
Судьба мира – одна из главных тем в творчестве Расула Гамзатова. «Если хочешь мира, борись против войны», - девиз всех передовых людей планеты. И Гамзатов боролся, считая своим долгом отстаивать мир и помогать людям строить счастливое будущее. В своих стихах, поэмах поэт размышляет о судьбах мира, человечества, в них звучит страстный призыв остановить гонку вооружений, спасти людей планеты от ужасов войны. Стихи, посвященные теме борьбы за мир, памяти павших на фронтах Великой Отечественной войны, никого не оставят равнодушным, потому что на войне поэт потерял двух братьев. Да и кровавое прошлое дагестанского народа заставляет Гамзатова призывать к миру, чтобы родной народ не страдал больше от кровопролитных войн. Действительно, набатом звучат гамзатовские строки из поэмы «Берегите матерей»:
Я – в городе, где на печальном сборе
Все горе мира нынче собралось,
Я – в Хиросиме, в эпицентре горя,
Тут смертью все пропитано насквозь.
У Гамзатова, как у большого подлинного художника, чувствителен «болевой порог» и отзывчиво сердце. Для него не было чужих болей, беды, от которой бы он отмахнулся:
Где б ни был пожар, не уйти от огня,
Где гром не гремел бы, я гибну от бури.
В душе поэта умещались боль обиженного, обездоленного человека и тревога за планету, за ее покой и будущее.
Пятый чтец:"Говорят, что раньше сотворенья..."(наизусть)
Говорят, что раньше сотворенья
Прозвучало Слово в первый раз.
Что в нём было: клятва ли, моленье?
Что в нём было: просьба иль приказ?
Чтобы мир спасти от разрушенья,
Может, Слово нужно нам сейчас,
Пусть в нём будет клятва и моленье,
Пусть в нём будет просьба и приказ.
(Перевод Н.Гребнева)
Учитель.
- К чему призывает автор, так верящий в «силу слова»?
(надо быть в ответе за судьбу всей планеты, забыть про распри и хранить свой дом и своих детей).
Первый ведущий.
Познал Гамзатов и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких. Не дошла в сохранности до читателя поэма «Шамиль», около тридцати лет в заточении, под домашним арестом находились поэма «Люди и тени» и стихотворение «Аплодисменты».
Теперь я знаю сам давно,
Что лестница – вот жребий мой,
Высоко светится окно,
Ступенька под ногой…
И на которой ждет удар,
Узнать нам не дано.
Гамзатов не заигрывал с толпой, чтобы выглядеть героем, и не принимал мину жертвы системы, а оставался гражданином и поэтом державной веры, сомневаясь, ошибаясь, мучаясь, но никогда не предавая! Может, потому и приходилось ему сложно, нелегко оттого, что оставался самим собой, сохраняя достоинство и честь, взыскивая с себя за даже никем не замеченные компромиссы и просто опрометчивые строки.
К русской литературе примкнули многие писатели нерусского происхождения. Кроме того, "«теснота» и близость к ней открыли нам путь в большую литературу. Без русского языка никто из нас перед мировым читателем предстать не мог и еще долго не сможет"(Р.Гамзатов).
Гамзатов, как и многие честные и чуткие национальные поэты и писатели, понимал, что в условиях распада «единого культурного пространства» именно русский язык надолго останется, по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева , самым надежным связующим элементом культурной жизни России и отделившихся от нее народов.
Гамзатов – автор большого количества поэтических сборников, прозаической книги «Мой Дагестан», отдельно изданных произведений.
Рамсул Гамзатов понимал, как обогатило дагестанскую поэзию ее содружество с русской литературой. Благодаря русскому языку, познакомившему его с поэтическими сокровищами мира, Гамзатов ощущает себя наследником всех великих художников слова.